Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Народное образование. Начало просвещения в В. связано с возникновением лат
Начало просвещения в В. связано с возникновением лат. церк., а затем и городских школ (12-13 вв.). С 1367 до сер. 15 в. в Пече существовал университет. В течение мн. веков просвещение находилось под безраздельным влиянием церкви. В 16-19 вв. значит, роль играли реформатские коллегиумы в Дебрецене, Шарошпатаке, Папе, Коложваре (Клуже) и Надвенеде, где обучение проводилось также и на венг. яз. Здесь работали такие выдающиеся педагоги, как Я. А. Коменский, Я. Апацаи-Чере, Д. Мароти и др. В 1635 был основан университет (см. Будапештский университет). В период подъёма нац. -освободит, движения венг. народа был принят закон (1844), по которому обучение в нач. и ср. школах стало вестись на венг. яз. Закон о введении всеобщего обязат. обучения, принятый в 1868, практически слабо осуществлялся. В нач. 20 в. школьная система включала 6-летние нар. школы, 4-летние " промежуточные" гражданские школы, 8-летние гимназии и реальные школы. Церковь продолжала играть ведущую роль в области школьного обучения (содержала 80% школ). В 1919, в короткий период существования Венг. сов. республики, были национализированы все школы и разработан проект единой 8-летней народной школы. При режиме Хорти была восстановлена прежняя школьная система и усилен её ан-тинар. характер. В 1937138 уч. г. в нар. школах обучалось 1, 1 млн. уч-ся, в гимназиях -30, 6 тыс. уч-ся, в ср. проф. школах - 21, 7 тыс. уч-ся, в вузах - 11, 7 тыс. студентов. В ср. школах дети рабочих составляли 3, 4%, дети крестьян- 0, 6%, в вузах соответственно - 2, 7% и 0, 8%. После установления нар. -демократич. строя коренным образом изменились цели и задачи образования и воспитания, создана единая, подлинно народная система образования. В 1948 все школы стали государственными. Совр. система нар. образования, построенная на основе Закона № 3 от 1961, имеет след. вид. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет существует сеть детских садов, в к-рых в 1969 воспитывалось ок. 213 тыс. детей (более половины всех детей соответств. возраста). В возрасте 6 лет все дети поступают в обязат. бесплатную 8-летнюю основную школу, в 4 старших классах к-рой ведётся расширенное обучение математике, иностр. языку, музыке и пению. Общеобразоват. ср. школа - гимназия с 4-летним сроком обучения, даёт аттестат зрелости, предоставляющий право поступления в любой вуз. В гимназиях имеются специализированные классы с расширенным обучением иностр. языкам, математике, естеств. наукам. На базе основной школы работают ср. проф. уч. заведения с 4-летним сроком обучения (к-рые дают профессию и одновременно готовят на аттестат зрелости) и 3-летние ремесл. школы (окончившие их получают диплом квалифициров. рабочего и могут поступить на 3-й курс проф. школ). Окончание проф. школы дчёт право поступить в высшее уч. заведение. 80% окончивших основную школу продолжают занятия в гимназии, проф. или ремесл. школе, остальные проходят обучение в 2-годичных дополнит, школах, где, помимо общеобразоват. предметов, они изучают основы ремесла или нек-рых с. -х. профессий. Т. о., возраст обязат. обучения в ВНР - от 6 до 16 лет. В 1969170 уч. г. в основных школах обучалось 1, 2 млн. уч-ся, в гимназиях - 124, 2 тыс. уч-ся, в ср. проф. уч. заведениях - 106, 6 тыс. уч-ся, в ремесл. школах - 223, 7 тыс. уч-ся, в дополнит, школах - 12, 4 тыс. уч-ся. В систему высшего образования входят университеты, институты, приравненные к университетам, полувысшие и неполные высшие уч. заведения. Срок обучения в ун-тах 4-5 лет, в высших мед. уч. заведениях 6 лет, в полувысших уч. заведениях 3-4 года, в неполных высших уч. заведениях (высшие проф. школы и спец. школы, пед. уч-ща и уч-ща по подготовке воспитателей детских садов) 2-3 года. Пед. кадры для старших классов основных школ готовят в пед. уч-щах (4 года обучения), педагогов для ср. школ - ин-ты. При высших уч. заведениях существуют вечерние и заочные отделения, срок обучения на к-рых на 1 год больше, чем на дневных. В 1969170 уч. г. имелось 87 высших и полувысших уч. заведений, в к-рых обучалось на дневных отделениях - 52, 2 тыс. студентов, на вечерних и заочных отделениях - 25, 7 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: в Будапеште-ун-т им. Л. Эт-веша, ин-ты - мед. им. Земмельвейса, политехнич., экономич. наук им. К. Маркса; в Дебрецене - ун-т им. Л. Кошута и мед. ин-т; в Сегеде - ун-т им. А. Йо-жефа и мед. ин-т; в Мишкольце - политехнич. ин-т тяжёлой пром-сти; в Гё-дёллё - ин-т с. -х. наук; в Пече - мед. ин-т. Крупнейшие библиотеки: Гос. бка им. Сеченьи (осн. в 1802; св. 5 млн. единиц хранения), бка ун-та им. Л. Этвеша (св. 1, 2 млн. единиц хранения), бка Венг. АН (1826; св. 1 млн. единиц хранения), Гос. технич. бка и документальный центр (1883; 666 тыс. тт., несколько млн. патентов), Гор. бка им. Э. Сабо (672 тыс. единиц хранения) - в Будапеште; бка Дебреценского ун-та (св. 2 млн. единиц хранения); бка ун-та им. А. Йожефа в Сегеде (563 тыс. единиц хранения). Крупнейшие музеи находятся в Будапеште: Нац. музей (осн. в 1802), Нац. галерея (1957), Нац. музей естеств. истории (1802), Музей изобразит, иск-в (1896), Нац. музей прикладных иск-в (1872) и др. Значительны музеи короля Ишт-вана в Секешфехерваре (1873) и Ференца Листа в Шопроне (1867). Лит.: Simon G-. Szarka J., A magyar nepi democracia nevelesugyenek tortenete. Rovid attekintes, Bdpst, 1965; Buti. E., Das Bildungswesen der Volksrepublik Ungarn [Bdpst, 1968]; A Nepmuveles 10 eves fejlodese (1958 - 1967), Bdpst, 1969. В. З. Клепиков.
|