Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. В. сохранились неолитич






На терр. В. сохранились неолитич. глиняная скульптура, памятники иск-ва скифов и кельтов. В рим. поселениях (Аквинк, Скарбанция и др.) обнаружены остатки вилл и амфитеатров, фресок и мозаик, статуи, вазы, изделия из стекла. К эпохе переселения народов относятся ювелирные изделия гуннов и аваров, следы слав, поселений. Венгры, появившиеся на территории В. в 9 в., принесли с собой традиции обработки металла.

От построек 10-11 вв. в В. сохранились " нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах из грубых квадров камня. В 11 - нач. 13 вв. появились церкви в романском стиле (базилики с мощными зап. башнями и перспективными порталами, нередко украшенные скульптурной резьбой, - в Пене, Жамбеке, Лебени). Богатством скульптурного декора выделяется храм в Яке. Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготич. веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме, полукруглая в плане, с нервюрами свода, опирающимися на хрупкие спаренные колонки. В ряде памятников изобразит, иск-ва 11 в. сказываются визант. влияния (резной кам. саркофаг короля Иштвана I, фрагменты фресок в " нижнем храме" в Фельдебрё). В 12 в. переживает расцвет скульпт. мастерская г. Печ. Украшавший церковь в Пече рельеф со сценами из жизни Самсона выделяется живостью наблюдений, мягкой обобщённостью и сочностью форм. Декоративное иск-во 11 -12 вв. представлено ювелирными изделиями, эмалями, тканями. В кон. 13 -15 вв. сооружаются готич. церкви (в Шопроне и Пеште), многочисл. замки с высокими стенами и башнями, имеющие как регулярный план (Диошдьёр), так и нерегулярный (Вишеград). Станковая живопись В. кон. 14 - нач. 15 вв. типична для ср. -европ. круга. В скульптуре братья Мартон и Дьёрдь Коложвари (2-я пол. 14 в.) создали ряд уникальных для того времени бронзовых статуй венг. королей и святых. Получила развитие и дерев, скульптура.

Эпизод из жизни Самсона. Рельеф „нижней церкви" в Пече. Ок. 1140.

Высокого расцвета достигло иск-во во 2-й пол. 15 в. при короле Матьяше Хунья-ди (Корвине). Привлечение в В. итал. архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. Оживлённое стр-во велось в Буде и Више-граде, где были сооружены королевские резиденции с галереями и лоджиями, внутр. дворами и террасами, украшенными статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковным постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, однонефные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Реалистич. ренессансные тенденции проявлялись наиболее полно в скульптуре (т. н. " Мадонна Батори" и др.). В алтарной живописи мастера " MS" поэтич. одухотворённость ландшафта сочетается с взволнованным линейным ритмом. Расцвет переживает иск-во украшения книги (рукописи с пышным ренессансным орнаментом из б. б-ки Матьяша Корвина). Декоративное иск-во Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Тур. нашествие надолго задержало и осложнило развитие венг. культуры. Мн. города и памятники были разрушены. С кон. 17 в. в иск-ве В. утверждаются австр. влияния, выразившиеся в распространении стиля барокко. Строятся гл. обр. церкви и дворцы магнатов (дворец в Рацкеве, 1700-02, арх. Я. Л. Хильдебрандт; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В нач. 18 в., в период подъёма нац. -освободит, движения, живописец А. Маньоки, работавший при дворе Ференца II Ракоци, положил начало развитию венг. портретного иск-ва. В сер. 18 в. архитектура барокко в В. переживает период расцвета, обретая более сдержанные формы (дворцы арх. А. Майерхоффера в Гёдёллё и Пеште; дворец Эстерхази в фертёде, 1760-72). В творчестве арх. Я. Фельнера намечается переход к классицизму (лицей в Эгере, 1765-85). Позднебарочные черты характерны для жилой застройки венг. городов (2-3-этажные дома с пластически выделенным порталом и балконом в центре - в Буде, Эстергоме, Дьёре и других городах). В барочной стенной живописи, изобиловавшей иллюзио-нистич. эффектами, выделяются исполненные манерного изящества работы австрийца ф. А. Маульберча.

С нач. 19 в. в растущих городах начинается широкое стр-во. В 1808 в Пеште создаётся Комиссия по украшению и благоустройству города. В архитектуре и скульптуре В. 1-й пол. 19 в. преобладает классицизм (Нац. музей в Пеште, 1837-47, арх. М. Поллак; портреты и статуи работы И. Ференци). В живописи 1830-40-х гг. классицистич. черты сочетаются с тенденциями романтизма, а также с влиянием бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего; портреты, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша; портреты И. Боршоша). В 1850-60-е гг. на первый план выдвигается историч. живопись, пронизанная нац. -освободит, идеями и ге-роикоромантич. пафосом (полотна В. Ма-дараса, Б. Секея). В развитии венг. графики 19 в. важное место принадлежит М. Зичи. В статуэтках крестьян работы скульптора М. Ижо проявляется стремление отразить черты нац. характера. Романтич. движение в архитектуре отражает творчество Ф. Фее ля, сочетавшего в своих постройках формы визант. и вост. зодчества.

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506-07.

С кон. 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистич. жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венг. художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социальнокритические тенденции проявляются также в картинах ТТТ. Бихари и И. Ре-веса. Реалистич. искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя: произв. Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).

В кон. 19 в. развёртывается стр-во Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архит. облика - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904, арх. И. Штейндль; Оперный театр, 1875-84, арх. М. Ибль). На рубеже 19-20 вв. появляются тенденции стиля " модерн" (Музей прикладного иск-ва в Будапеште, 1893-96, арх. Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архит. -скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в_ академии, духе А. Штробля, И. Роны, И. Фад-руса и др.).

Мастер " MS". " Встреча Марии с Елизаветой". 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт.

Демократии, традиции нац. культуры продолжает венг. иск-во 1900- 1910-х гг. - использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма, И. Рети и др.), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), к-рым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутр. миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднян-ского. Социальная острота видения присуща и близкому к франц. группе " Наби" портретисту и жанристу И. Риплю-Ронаи. Особняком стоит творчество живописца Т. Костки-Чонтвари, красочные примитивистские пейзажные композиции к-рого проникнуты атмосферой таинственной сказочности. Художники авангардистской группы " Восемь" в поисках эмоциональной остроты и действенности иск-ва обращаются к приёмам экспрессионизма и сезашшзма (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень). В 1915-16 начинает свою деятельность группа художников-антимилитаристов - " венгерских активистов" (Б. Уитц, Ш. Бортник, И. Немеш-Ламперт, Я. Кметти и др.). Мастера обеих групп в период Венг. сов. республики (1919) участвовали в оформлении нар. празднеств, создавали революц. плакаты. Сов. республика сыграла важную роль в художеств, жизни В., укрепив связь прогрессивных художников с демократии, массами.

После установления в В. фаш. диктатуры многие венг. художники работают в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Ш. Эк, Л. Мохойнадь и др.). Оставшийся в В. живописец и график Д. Дер-кович, отразивший в своих беспощадно правдивых, экспрессивных, гротескноострых произведениях драматич. противоречия эпохи, подвергался преследованиям и умер в нищете. Традиции социально заострённого иск-ва развивали в этот период также живописец И. Деши-Хубер, скульпторы Д. Гольдман, Л. Месарош, а также созданная в 1934 " Группа социалистических художников" (А. Э. Феньё, А. Шугар и др.). Официально господствовавшими направлениями в венгерском искусстве были натурализм, академизм и необарокко. Прогрессивное направление в архитектуре было представлено функционалистскими постройками Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьеши, Б. Ференци и Д. Бок-роша-Бирмана, отличавшиеся реалистич. выразительностью обобщ. форм и живописной свободой лепки, в живописи - композиции В. Абановака с красочным, порой гротескным изображением харчевен, ярмарок и балаганов, а также исполненные внутр. экспрессии пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Эгри, И. Сёньи.

Л. Меднянский. " В Сербии". 1914, Венгерская национальная галерея. Будапешт.

После установления в В. нар. -демократии, строя иск-во вошло в повседневную жизнь народа. В связи с размахом стр-ва получило развитие монументальное иск-во. Для совр. архитектуры В. характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, многообразная ритмич. организация оконных проёмов и лоджий, высокое качество декоративной отделки. Применение фресок, мозаик, росписей, сграффито, скульптуры малых форм повышает художеств, выразительность зданий. Среди лучших построек: Нар. стадион (1948-53, арх. К. Давид и др.), поликлиника на ул. Фе-хервари (1949, арх. Е. Сендрёи, А. Ле-ваи), Дом профсоюза работников строит, пром-сти (1948-49, арх. Л. Гадорош и др.), мост Эржебет (1965, арх. П. Шали) - в Будапеште; пром. здания в Ньиредьхазе, Береттьоуйфалу и др.; гостиницы в Дебрецене, Шальготарья-не, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Значит, стр-во ведётся в старых (Мишкольц, Дьёр) и новых (Дунауйварош, Комло, Ти-сапальконья и др.) городах, на курортах оз. Балатон. На индустр. базе развивается типовое проектирование. Новые города имеют рациональную свободную планировку; жилую застройку отлипает выразительное ритмии. сочетание многоэтажных башенных домов со зданиями горизонт, протяжённости. Совр. постройки в старых городах удачно сочетаются с ист. ансамблями. Осуществляются реконструкция Будапешта, благоустройство старых и стр-во новых рнов города (р-н Атилла Йожеф и др.).

В развитии изобразит, иск-ва ВНР значит, роль сыграли мастера старшего поколения - хранители нац. реалистич. традиций (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Ф. Меддьеши, Ж. Кишфа-луди-Штробль, П. Пацаи, Ш. Микуш, Б. Ференци и др.). Широкое распространение в кон. 40 - нач. 50-х гг. получила живопись на историкореволюц. сюжеты и темы социалистич. индустриализации. Заметные успехи были достигнуты в монументальном иск-ве (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского в металлургии, комбинате г. Дунауйварош, 1955). Для иск-ва 60-х гг. характерно многообразие художеств, исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений, близких народу. Для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких к ним мастеров (И. Д. Куруц, И. Немет, М. Шомош, Я. Суриик) свойственно стремление к обобщению реальных впечатлений. Их картинам на темы жизни совр. деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. К этому направлению в графике близки Д. Феледи и 3. Макрис. Вместе с тем в иск-ве последних лет усилился интерес к эмоциональноэкспрессивным решениям (живопись Т. Дураиь Ф. Са-лаи, И. Кокаша; скульптура И. Шомо-дьи, А. Макриса, Т. Вильта; графика Б. Кондора, А. Вюрца), часто осложнённым иертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша; скульптура И. Варги; графика А. Гроша, Д. Хин-ца). Декоративноабстрактные и конструктивистские искания характерны для живописи Ф. Мартина, монументальных мозаик И. Барчаи. Успешно развивается скульптура (исполненные динамики и жизнерадостной романтики, юношески угловатые образы И. Кереньи; обобщённые, пластически выразительные портреты М. Боршоша; полные мужеств. героики монументальные памятники И. Киша). Большие успехи достигнуты в декоративном иск-ве (керамика М. Ковача и И. Гадора, гобелены Н. Ференци, Д. Хинца и др.).

Илл. см. на вклейках - к стр. 480- 481 и табл. XLIII (стр. 496-497).

Лит.: Гараш К., Живопись Венгрии в XVIII веке, Будапешт, 1957; Погань Г. Э., Венгерская живопись XIX века. [Альбом. Будапешт, 1957]; его же, Венгерская живопись XX века. [Альбом], Будапешт, 1959; Г у-бер А. А. [Вступит. ст. ], Изобрази- тельное искусство Венгрии. [Альбом], М., 1961; Тихомиров А., Искусство Венгрии IX-XX вв., М., 1961; Народное искусство Венгрии, Будапешт, 1964; Светлов И., Современная венгерская _ скульптура, М., 1968; Magyarorszag muveszeti emlekei, 1 - 3 kot, Bdpst, 1959 - 61; Rados J., Magyar epiteszettortenet, Bdpst. 1961; Magyarorszag muveszet tortenete, 1 - 2 kot., Skiad., Bdpst, 1964; К лт р i s A., The history of art in Hungary, Bdpst, 1966; Nemeth L., Modern magyar muveszet (навенг., англ, инем. яз., Bdpst, 1969), Л. С. Алешина.

Д. Зала. Памятник 1000-летию Венгрии в Будапеште. 1894-1929.

Р. Берень. Плакат " К оружию! ". 191У.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал