Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Венг. театр, культура корнями связана с языч






Венг. театр, культура корнями связана с языч. обрядами венгров-кочевников, завоевавших в кон. 9 в. терр. совр. В. Носителями первонач. форм театр, нар. культуры в В. были сказители (регёши), скоморохи (йокулаторы). После принятия в 10 в. христианства элементы древней культуры усиленно искоренялись като-лич. церковью, безуспешно пытавшейся насадить в стране литургич. драму. Зарождение новой драмы на венг. яз. и латыни относится к эпохе Реформации. Крупнейшим представителем протестантской драмы был П. Борнемисса. В 17 в. и особенно в 18 в. многие католич. ордена вводят в церк. школах постановку спектаклей на венг. яз. не только религиозного, но и светского содержания (вольные переводы Мольера, интермедия " Женитьба Михая Кочоня" неизвестного автора и др.).

В период движения венг. дворянства и передовой интеллигенции за освобождение страны от феодализма и габсбургского засилья (нач. 90-х гг. 18 в.) в В. в 1790 был организован первый проф. театр. Актёр и театр, деятель Л. Келе-мен создал из энтузиастов-любителей театр, труппу в Пеште, к-рая просуществовала до 1796, показав, помимо произв. нем. мещанской драмы (А. Коцебу, Ф. Шредер и др.), классику (Г. Э. Лессинг, У. Шекспир, Мольер) и пьесы венг. драматургов (" философ" Д. Бешшеньеи, и др.). В 1792 начал свою деятельность театр под рук. братьев Фейер в Клуже (Трансильвания). Иск-во первого поколения венг. проф. актёров, основавших нац. театр, школу, - Я. Кочи-Патко, П. Янчо, А. Моор, Л. Келемен и др. - отличалось естественностью и простотой исполнения, страстностью в выражении чувств. С деятельностью первых венг. театров связано творчество одного из ранних комедиографов В. - поэта М. Чо-конаи-Витеза. В конце 18 в. после роспуска по распоряжению властей труппы Л. Келемена и особенно в нач. 19 в. распространение получил театр, носивший назв. " бродячий". Небольшие труппы выступали в сёлах, в степных городах; они ставили перед собой просветительские цели, боролись за признание венг. яз., подъём венг. нац. культуры, возрождение патриотич. традиций прошлого. Передовые политич. устремления венг. народа нашли выражение в историч. драме крупнейшего драматурга И. Ка-тоны " Банк-бан" (1820), в к-рой проводилась мысль о необходимости сочетания социальной и нац. -освободит, борьбы. Выдающимися актёрами этого времени были Р. Дерине-Сеппатаки, Ж. Сентпете-ри, К. Медьери, выступавшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях.

В 1-й пол. 19 в. получила распространение романтич. драматургия нац. -освободит, направленности. Драмы К. Кишфалуди, произв. крупнейшего венг. романтика М. Вёрёшмарти, социальные историч. пьесы Э. Сиглигети, создавшего особый вид т. н. народной пьесы (" Беглый солдат" и др.), характеризовали осн. направления развития нац. драмы. Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма " Тигр и гиена" (1846) поэта-революционера Ш. Петёфи.

Открытие в 1837 в Пеште постоянного театра, носившего назв. Пештский венг. театр (" Пешти мадьяр синхаз", с 1840 - Венгерский национальный театр), ускорило развитие нац. театр, культуры. В этом театре (до 1884) ставились драма-тич. и оперные спектакли. Иск-во венг. актёров этого периода отличалось многообразием идейных и художеств, исканий. Наиболее крупные прогрессивные актёры Нац. театра - Г. Эгрешши, М. Лендваи, актриса Р. Лаборфальви и др. - выражали в своём творчестве идеи нац. -освободит, борьбы периода подготовки бурж. Революции 1848-49. После поражения революции идеи борьбы за свободу нашли отражение в филос. драме " Трагедия человека" И. Мадача (1861). Быстрое развитие капитализма в В. после австро-венг. компромисса 1867 усилило влияние бурж. культуры в венг. театре. Хранителем нац. демократич. традиций в этот период оставался Нац. театр. Особый подъём в жизни театра наступил в 1878-94, когда в нём работали режиссёр и директор Э. Паулаи, драматург Г. Чики и трагедийная актриса М. Ясаи.

В 60-70-х гг. 19 в. были открыты новые театры в столице и провинции: Нар. театр в Буде (1861-64, 1867-70), " Непсин-хаз" в Пеште (1875), позднее " Вигсин-хаз" (1896) и " Мадьяр синхаз" (1897) в Будапеште и др. В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во главе с реж. Ш. Хевеши организовала новаторский общедоступный театр " Талия" (1904-08), выступивший против театр. рутины и познакомивший широкие круги демократич. зрителей с лучшими произв. социальной драматургии. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) театры были национализированы.

В 20-30-х гг., пережив поражение пролетарской революции, театр оказался в глубоком кризисе; погоня за кассовым успехом характеризует деятельность частных антреприз. Крупные актёры (Г. Байор, И. Варшаньи, Д. Чортош, Д. Хегедюш, А. Одри, И. Петеш, М. Раткаи, А. Шомлаи, Е. Тёрж) безуспешно пытались преодолеть кризис театр, иск-ва. Многие талантливые актёры и режиссёры (Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор, А. Хорват) участвовали в работе " Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеят. коллективов. Прогрессивные традиции в драматургии продолжались в произв. демократически настроенных писателей (Ж. Мориц, Е. Хельтаи, Л. Немет и др.).

Освобождение от фашизма и установление нар. -демократич. строя в В. создали новые условия для развития нац. театр, культуры. В 1949 театры были национализированы. Открылись новые театры в столице и на периферии, в т. ч. Молодёжный, Театр кукол, Передвижной театр им. Дерине, Театр им. Йожефа, и др. Театры начали ставить пьесы совр. венг. драматургов - Д. Ийеша, Л. Немета, И. Шаркади, Э. Урбана, Л. Меш-терхази, И. Дарваша и др. Популярностью пользовались спектакли, поставленные по произв. сов. драматургии, - " Беспокойная старость" Л. Н. Рахманова, " Таня" А. Н. Арбузова, " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, " В добрый час! " В. С. Розова и др. Утверждению реалистич. традиций в венг. театре способствовали постановки пьес А. П. Чехова и М. Горького ведущим венг. реж. Э. Геллертом. Театр, выразительностью и идейной глубиной характеризуются спектакли режиссёров старшего поколения Т. Майора, 3. Варконьи, Э. Мартона, а также более молодых О. Адама, Л. Вамоша и К. Казимира, создавшего новый театр " Талия" (1961), где были поставлены пьесы И. Э. Бабеля, Р. Хоххута, С. Беккета, а также нац. классика (Ш. Петёфи, Ш. Броди и др.). Помимо Нац. театра, известностью пользуется театр " Вигсинхаз", Театр им. И. Мадача (оба в Будапеште) и многочисл. сатирич. театры малых форм. Ведущие венг. актёры 50-60-х гг.: М. Габор, Ф. Бешшеньеи, Ш. Печи, X. Гобби, М. Шуйок, Т. Майор, К. Тольнаи, М. Тёрёчик, 3. Латинович, Е. Руткаи, И. Дарваш, К. Латабар, И. Шинкович, А. Месарош и др.

В В. (1970) работают 33 драматич. театра (19 в Будапеште). В Будапеште создан Н. -и. ин-т театра (1958), а также Ин-т театра и кино.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей редакцией С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1964; Гершкович А. А., Современный венгерский театр, М., 1963; его же, Поэтический театр Петёфи, М., 1970; X а мор и О., Огромный заряд правды, " Театральная жизнь", 1970, № 22; В aye г I., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bdpst, 1887; Nagy magyar Szineszek, Bdpst, 1957; Magyar szinhaztortenet, Bdpst, 1962. А. А. Гершкович.

Цирк. В 19 в. в В. появились странствующие нем., франц. и др. цирковые труппы. В 1-м десятилетии 20 в. в Будапеште работал цирк под руководством рус. клоуна, дрессировщика М. И. Бекетова (Рус. цирк Бекетова); в 20-х гг. он возглавил венг. стационар в Будапеште - Большой будапештский цирк (позже наз. Столичный). В 1949 этот цирк вместе с др., передвижными цирками был национализирован. С 1954 работой цирков руководит Венг. цирковое предприятие. В 1950 в ВНР организована ср. школа циркового иск-ва.

Лит.: [И. С. ], Цирк в Венгерской республике, " Советский цирк", 1961, № 11; Б а р о ш ш И., Школа циркового искусства, там же. А. Я. Шнеер.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал