Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино 13 страница. Лит.: Мартынов В. А., Аграрный вопрос в развитых капиталистических странах, М., 1966; Развитые капиталистические страны: проблемы сельского хозяйства






Лит.: Мартынов В. А., Аграрный вопрос в развитых капиталистических странах, М., 1966; Развитые капиталистические страны: проблемы сельского хозяйства, под общей ред. Ю. П. Лисовского, М., 1969.

Б. П. Кузнецов.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЕЧЬ для термообработки, печь для обработки длинномерных изделий в вертикальном положении или металлич. полос, движущихся вертикально (вниз или вверх ). В. п. разнообразны по конструкции и широко применяются в металлургии и машиностроении. В. п. разделяются на печи садочного режима с периодич. загрузкой изделий и печи непрерывного действия. Печи первого типа (из к-рых наиболее распространены шахтные печи ) работают с обычным окислит, нагревом (без муфеля ) или с применением защитных атмосфер, предохраняющих изделия от окисления (муфельные). Шахтные печи применяются для закалки и отпуска орудийных стволов, валов, роторов турбин и др. длинномерных изделий. Изделия нагреваются газом или электричеством. Для ускорения нагрева предусматривается интенсивная циркуляция продуктов сжигания газа или защитной атмосферы. Циркуляция защитной атмосферы в печах обеспечивается вентиляторами. Высота печей достигает 30 м, диаметр рабочего пространства 3-4 м.

В. п. непрерывного действия (через печь непрерывно движется полоса, подвергающаяся термообработке ) подразделяются на однопроходные и многопроходные. В однопроходных В. п. полоса подвергается термообработке за один проход, двигаясь сверху вниз или снизу вверх (напр., печи для светлой закалки нержавеющей полосы в водороде - см. рис. ). В многопроходных печах полоса подвергается термообработке, совершая последовательно до 40 вертикальных проходов вверх и вниз (непрерывный отжиг жести ). В В. п. этого типа обрабатывают холоднокатаные полосы различного назначения (жесть, трансформаторная, динамная, нержавеющая и др.

стали ). Наиболее часто в них производят безокислит. отжиг с сохранением светлой поверхности полосы или в сочетании с химикотермич. обработкой (обезуглероживание трансформаторной стали ). Нагрев металла производится газом, сжигаемым в радиационных трубах, или электричеством. С целью сокращения длины полосы в печи или высоты печи применяют струйное охлаждение полосы защитным газом (азотом ) или водородом. В печах непрерывного действия с обычным окислит, нагревом полосы применяются панельные излучающие горелки, ускоряющие нагрев. Печи устанавливаются в агрегатах непрерывного отжига полосы, включающих также оборудование для очистки полосы, размотки и смотки полосы в рулон и т. д. Высота этих печей до 20-30 м, длина полосы в печи до 800 м, скорость движения полосы до 10 м /сек. Агрегаты полностью механизированы и процессы в них автоматизированы с помощью управляющих вычислит, машин. В. п. непрерывного действия широко применяются в чёрной металлургии при произ-ве холоднокатаных полос и листов.

Лит.: Металлургические печи, 2 изд., ч. 2, М., 1964; Эфрос М. М., Нагревательные и термические печи на газовом топливе, М., 1965. Б. В. Малышев.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА городских территорий, изменение естественного рельефа местности путём срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т. п. применительно к требованиям планировки и застройки городов (см. Инженерная подготовка).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПОЯСНОСТЬ, вертикальная зональность, закономерная смена природных явлений, происходящая с изменением высоты в горах. См. Высотная поясность.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ РЕФРАКЦИЯ, см. Рефракция в астрономии.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ, движения земной коры, вызывающие перемещение земной поверхности в перпендикулярном направлении к ней, т. е. параллельном радиусу Земли (поэтому они иногда ещё наз. радиальными ). Обычно именуются колебательными движениями земной коры.

" ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ", наименование 26 испанских отраслевых профсоюзов, построенных по корпоративному принципу: каждый профсоюз включает и предпринимателей, и инженерно-технич. работников, и рабочих данной отрасли произ-ва. Входят в Нац. синдикалистскую конфедерацию (осн. в 1940 ). Деятельность " В. п." направляет проф. бюрократия, тесно связанная с пр-вом. Высший представитель организации " В. п." на предприятии - предприниматель. С нач. 1960-х гг. система " В. п." была подорвана возникновением рабочих комиссий, оппозиционных франкистскому режиму и заменяющих во время острых трудовых конфликтов офиц. органы корпоративных профсоюзов.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ УГЛЫ пары углов с общей вершиной, образуемые при пересечении двух прямых так, что стороны одного угла являются продолжением сторон другого. Нарис. две [ris][ris]

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ДРЕНАЖ, см. Дренаж сельскохозяйственных земель.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРУГ, астрономия, инструмент для определения из наблюдений зенитных расстояний небесных светил, служащих материалом для вычисления их склонений (см. Небесные координаты), а также географических координат места наблюдения. Оптическая труба инструмента для наведения на светило может вращаться вокруг горизонтальной оси. Точный разделённый круг, насаженный на эту же ось, предназначен для измерений вертикальных углов. Поворотом вокруг вертикальной оси весь инструмент может быть установлен в любом вертикале, однако обычно В. к. используется для наблюдений в меридиане. Наблюдения на В. к. ведут гл. обр. при составлении абсолютных каталогов склонений звёзд. Идея В. к. предложена в 19 в. основателем Пулковской обсерватории В. Я. Струве. Первый В. к. установлен в Пулкове в 1839. В 1962 на Пулковской обсерватории создан фотографич. В. к., процесс наблюдений на к-ром в значит, степени автоматизирован.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕСКОП, см. Башенный телескоп.

ВЕРТИШЕЙКА (Jynx torquilla ), птица сем. дятловых (Picidae ). Дл. ок. 20 см. В отличие от дятлов, В. древесину долбить не может; перья хвоста мягкие. Распространена в Европе, Азии и Сев.-Зап. Африке. В СССР - в смешанных и широколиств. лесах и парках, на С.- до 62-640 с. ш. Перелётная. К размножению приступает с мая; гнездится в дуплах, искусств, гнездовьях, реже в норах; в кладке 6-12 яиц. В., потревоженная в гнезде, вытягивает шею и вертит ею (отсюда назв. ), издавая шипение. Питается насекомыми, гл. обр. муравьями, собирая их на муравейниках.

[ris]

Лит.: Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 1, М., 1951.

ВЕРТЛУГ (trochanter), один из члеников ноги членистоногих, подвижно соединяющий тазик с бедром или предбедром (у трилобитов ). У многоколенчатых, губоногих многоножек, стрекоз и нек-рых др. В. двухчлениковый.

ВЕРТЛЮГ, соединительное звено двух частей механизма (или звеньев цепи ), позволяющее каждой из них вращаться вокруг своей оси, напр. звено между подъёмным механизмом и буровым инструментом при бурении скважин.

ВЕРТЛЯНИЦА (Monotropa), род многолетних травянистых растений сем. верт-ляницевых. Невысокие бесхлорофиль-ные сапрофитные (питающиеся мёртвым органич. материалом) растения с сочным беловатым или желтоватым стеблем, несущим редуцированные чешуевидные листья. Сильно разветвлённая подземная часть снабжена микоризой. В роде 4 - 5 видов, растущих в лесах Вост. Азии и Америки. В СССР один вид (М. uni-flora), обитающий в хвойных и хвойно-шнроколиств. лесах Д. Востока. Ранее виды рода В. часто объединяли с родом подъельник и относили к сем. грушанковых.

ВЕРТОВ Дзига (наст, имя и фам.- Денис Аркадьевич Кауфман) [21.12. 1895 (2.1.1896), Белосток, - 12.2.1954, Москва], советский кинорежиссёр-документалист. Один из основателей мирового и советского документального кино. В первые годы Советской власти работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. Руководил работой операторов-хроникёров, на материале Гражданской войны создал фильмы: " Годовщина революции" (1919), " Агитпоезд ВЦИК" (1921), " История гражданской войны" (1922). Основатель тематич. документ, киножурнала " Киноправда" (1922-25), в к-ром новаторски разрабатывал принципы хроникальной съёмки, впервые применил в документальном кино приёмы монтажного сопоставления. Лучшим достижением " Киноправды" был выпуск " Ленинской киноправды" (№ 21).

В. выступил с рядом теоретич. статей и манифестов, в к-рых дал теоретич. обоснование метода " Киноглаза".

Основная заслуга В. заключается в новаторской разработке им основ документального кино как образной кинопублицистики. В фильме " Шагай, Совет! " (1926) с помощью монтажных сопоставлений В. создаёт документальный образ Москвы, возрождающейся после разрухи и голода, в " Шестой части мира" (1926) дан поэтич. образ Сов. Родины. В " Энтузиазме" (" Симфония Донбасса" ), первом звуковом фильме В. (1930 ), тема социалистич. строительства разработана зрительными и звуковыми средствами. Фильм В. " Три песни о Ленине" (1934 ) - лучшее произведение сов. образной кинопублицистики. Творческое и теоретич. наследие В. оказало большое влияние на развитие сов. и зарубежного документ, кино. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Статьи, дневники, замыслы, М., 1966. Лит.: Абрамов Н. П., Дзига Вертов, М., 1962 (см. библ. и фильмографию).

Н. П. Абрамов.

ВЕРТОЛЁТ, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлётом и посадкой, подъёмная сила в к-ром создаётся одним или неск. (чаще двумя) несущими винтами. Слово " вертолёт" введено вместо иностр. " геликоптер". В. взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно " висит" над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полёт в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полёте В. может совершить планирующий спуск и посадку, нслользуя самовращение (авторотацию ) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полёта нек-рые В. имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.

В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта различают В.: одновинтовые (с хвостовым винтом или с реактивным приводом несущего винта ), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; с перекрещивающимися осями несущих винтов; С поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемы ) и многовинтовые. Из них получили распространение В.: одновинтовые с хвостовым винтом (без крыла и с крылом ); двухвинтовые соосные (рис. 1 ) и В. продольной схемы.
[ris]

Рис. 1. Компоновочная схема двухвинтового соосного вертолёта Ка-18: 1 - лопасти несущих винтов; 2 - носовая часть фюзеляжа; 3 - приборная доска; 4 - педали путевого управления; 5 - приёмник воздушного давления; 6 - переднее шасси; 7 - подножка; 8 - кресла; 9 - передний бензиновый бак; 10 - главное шасси; 11 - задний бензиновый бак; 12 - радиооборудование; 13 - хвостовая балка; 14 - хвостовая опора; 15 - вертикальное оперение; 16 - стабилизатор; 17 - двигатель; 18 - колонка несущих винтов; 19 - рычаг управления двигателем и несущими винтами; 20 - ручка продольно-поперечного управления.
[ris]

Рис. 2. Схема автомата перекоса.

В. любой схемы состоит из планёра, аналогичного самолётному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т. д. ), винтовой несущей системы (несущих винтов ), двигательной (силовой ) установки (см. Вертолётный двигатель), трансмиссии (привода ). Одновинтовые В. с механич. приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.

Подавляющее большинство конструкций несущих винтов В. выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска даёт возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку В. во всём диапазоне скоростей полёта. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полёта В. св. 350 - 370 км/ч из-за срыва потока на них. В 1965 появились В. амер. фирмы " Лок-хид" с бесшарнирными полужёсткими винтами, у к-рых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. В 60-е гг. 20 в. начались разработки конструкций жёстких винтов, у к-рых практически устранено маховое движение. Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление В. Жёсткие соосные винты, не имея срыва потока, позволят довести скорость полёта до 500-600 км /ч. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей - смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном; цельнометаллич. конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельносте-клопластиковая лопасть. Аэродинамич. компоновка лопасти зависит от назначения В. и определяется условиями взлёта, значением макс, скорости конца лопасти при макс, скорости полёта.

Управление несущими винтами состоит из двух систем: циклического управления шагом лопастей и управления общим шагом лопастей. Циклич. управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретённым Б. Н. Юрьевым в 1911. Автомат перекоса (рис. 2 )

расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутр. кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внеш. кольцо - с тягами, управляющими лопастями. Под действием тяг управления внутр. кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появление горизонтальной составляющей тяги несущего винта, к-рая вызывает поступательное движение В. и наклоняет его в сторону движения. Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом

шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служит для изменения вертикального режима полёта: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей В. поднимается; при одновременном уменьшении углов - опускается. Продольное и поперечное управление В. осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление - изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых В.) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных В.). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3-50.

Наибольшего развития вертолётострое-ние достигло в СССР (научно-конструкторские коллективы под руководством М. Л. Миля и Н. И. Камова ), в США (фирмы " Сикорский", " Боинг", " Белл", " Каман" ), Франции (" Сюд-авиасьон" ), Англии (" Уэстленд") и Италии (" Агу-ста"). В. широко применяют в нар. х-ве СССР: на работах по борьбе с с.-х. вредителями и болезнями садов, виноградников и ценных технич. культур, а также по подкормке посевов (Ка-15, Ка-26, Ми-1, Ми-2); для транспортных (Ми-4, Ми-6) и пассажирских (Ми-8) перевозок; при проведении геологоразведочных работ (Ка-26 ); для гравиметрии, съёмки (Ка-18 ); для разведки ледовой обстановки (Ми-1, Ка-15 ); для патрулирования линий высокого напряжения, газо- и нефтепроводов (Ка-18, Ка-26 ); для перевозки и монтажа крупногабаритного оборудования, установки мачт и др. монтажных работ (Ми-10 ); для санитарных и спасат. работ (Ка-18 ) и т. д.

В. входят в состав вооружённых сил всех крупных государств и применяются в зависимости от их назначения: для переброски тактич. возд. десантов, перевозки войск и грузов, эвакуации с поля боя раненых и повреждённой боевой техники (военно-трансп. В., рис. 3 ), для поражения огневых средств, открыто расположенной живой силы и техники, а также постановки минно-взрывных противотанковых и противопехотных заграждений и дымовых завес (В. непосредственной поддержки войск ); для поиска и уничтожения подводных лодок (противолодочные, корабельные и базовые В. ); для ведения радиационной, химической, инж. разведки, наблюдения за полем боя и корректировки арт. огня (В. возд. разведки ). Кроме того, В. применяют для траления мин и буксировки тралов, лодок и т. д.; для осуществления спасат. операций на море и на суше; для обеспечения связи командования и в качестве возд. командных пунктов; для наведения наплавных мостов и переправ через водные преграды; для постановки радиопомех и т. д.

Серийное произ-во отечеств. В. было начато в 1951 выпуском трёхместного В. Ми-1. В 1954 был выпущен В. Ми-4, в 1958 - двухмоторный турбовинтовой В. Ми-6 (рис. 4 ) с грузоподъёмностью, превышающей 6 т, и пассажировмести-мостью 70-80 чел., а в 1965 - В. Ми-10 (рис. 5 ). С 1953 по 1968 был налажен серийный выпуск двухвинтовых соосных вертолётов Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25 (рис. 6 ), Ка-26 (рис. 7 ). В 1968 был создан самый грузоподъёмный В. В-12 с поперечным расположением винтов (конструкции М. Л. Миля ), поднявший в марте 1969 коммерческий груз 31 130 кг на высоту 2950 м (о др. рекордах В. см. Вертолётный спорт). См. также Авиация.

Лит.: Изаксон А. М., Геликоптеры, 2 изд., М., 1947; Камов Н. И., Винтовые летательные аппараты, М., 1948; Братухин И. П., Проектирование и конструкции вертолетов, М., 1955; Юрьев Б. Н., Аэродинамический расчет вертолетов, М., 1956; Изаксон А. М., Советское верто-летостроение, М., 1964; Вертолеты, т. 1-2, М., 1966-67. Н.И.Камов,

ВЕРТОЛЁТНАЯ ПЛОЩАДКА, земельный участок, площадка на здании, судне и т. п., оборудованные для взлёта, посадки и обслуживания вертолётов. В. п. различают по месту расположения (наземные, на крышах зданий, судовые, на платформе грузового автомобиля и др.) и времени эксплуатации (постоянные и временные ). Наземные В. п. для постоянной эксплуатации, а также В. п. на крышах зданий имеют бетонные или асфальтированные посадочные площадки, рулёжные дорожки и оборудованы средствами для эксплуатации вертолётов (ёмкостями для топлива и смазочных материалов, источниками электроэнергии, метеороло-гич. и радиотехнич. аппаратурой для обеспечения полётов и др. ). Наземные В. п. для сезонной эксплуатации, напр. для проведения с.-х. работ с помощью вертолётов (подкормка посевов, борьба с вредителями и болезнями с.-х. культур ), устроены проще. Их строят из бетонных плит и оборудуют указателем направления и силы ветра, навесом для хранения наземного оборудования, инструмента и ядохимикатов; топливо и смазочные материалы завозят в бочках.

Судовые В. п. для постоянной эксплуатации разделяют на одиночные и группового базирования. В последнем случае на палубе корабля-вертолётоносца располагают неск. взлётно-посадочных площадок для одноврем. действия вертолётов.

В СССР в 50-х гг. 20 в. для вертолётов Ка-10 была создана на платформе грузового автомобиля подвижная В. п. (рис. ) с необходимым запасом топлива и смазочных материалов, ящиками для оборудования, инструмента и запасных частей. Она обеспечивала взлёт и посадку вертолёта и на стоянке, и на ходу.

Н. И. Камов.

ВЕРТОЛЁТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, авиационный двигатель, предназнач. для привода одного или неск. несущих винтов вертолёта. В. д. могут быть поршневыми (см. Двигатель внутреннего сгорания) и воздушно-реактивными двигателями. Возможно использование ракетных двигателей как дополнительных для кратковременного увеличения мощности при взлёте и посадке вертолёта.

[ris]

Схема вертолётного турбовинтового двигателя со свободной турбиной; 1 - компрессор; 2 - камера сгорания; 3 - турбина для привода компрессора; 4 - свободная турбина.

На некоторых вертолётах применяли самолётные турбовинтовые двигатели одновальной схемы, к-рые вытесняются, особенно на многодвигательных вертолётах, двухвальными турбовинтовыми двигателями с т. н. свободной турбиной (рис. ). В таких двигателях турбокомпрессор не имеет механич. связи с несущим винтом. Применение двухвалыюго двигателя повышает эффективность использования силовой установки вертолёта, к-рая, независимо от частоты вращения турбокомпрессора, устанавливает наивыгоднейшую для каждого режима полёта частоту вращения несущего винта. Двухвальные двигатели со свободной турбиной обеспечивают более высокую надёжность работы силовой установки. Возможен также реактивный привод несущего винта. При этом окружное усилие прикладывается непосредственно к лопастям несущего винта без применения тяжёлой и сложной механич. трансмиссии. Окружное усилие создаётся или автономными реактивными двигателями, установленными на лопастях несущего винта, или истечением газа (сжатого воздуха ) из сопловых отверстий, расположенных на концах лопастей. Экономичность реактивного привода ниже механического. Из реактивных приводов наиболее экономичным является привод с турбореактивными двигателями на лопастях винта, однако из-за сложности конструкции он не получил практич. применения.

Лит.: Силовые установки вертолетов. Сб. ст., под ред. М. М. Масленникова, М.. 1959; Вертолетные газотурбинные двигатели. Сб. ст., под ред. М. М. Масленникова, М., 1966.

Г. Н. Леонов.

ВЕРТОЛЁТНЫЙ СПОРТ. Включает комплекс упражнений по точности пилотирования на малой высоте в ограниченное время и вертолётовождение. В СССР введён в Единую спортивную классификацию с авг. 1958.

В. с. возглавляют: Федерация вертолётного спорта СССР, республиканские и областные комитеты ДОСААФ, а в Вооруж. Силах - Авиационно-спор-тивный комитет. Первое всесоюзное соревнование на вертолётах Ми-1 состоялось в 1958 в Калуге.

Достигнувшим определённого уровня мастерства присваивается звание лётчика-спортсмена 1-го, 2-го или 3-го разряда, а лётчикам-спортсменам 1-го разряда, набравшим определённое количество баллов, - звание мастера спорта СССР. В 1970 было 348 мастеров спорта СССР по В. с., к-рыми установлено 82 всесоюзных рекорда, из них 75 - мировые. Сов. спортсменам принадлежат все мужские рекорды, установленные к этому времени на средних и тяжёлых вертолётах по скоростям на дистанциях от 100 до 2000 к м, все рекорды, по скорости и дальности полёта с коммерческим грузом от 1 до 25 т, а также все женские мировые рекорды. В 1969 установлен рекорд по максимально поднятому грузу (40 204, 5 к г ) на высоту 2255 м. Наиболее известные сов. рекордсмены: Г. Алферов, Д. Ефремов, И. Копец.

В. с. в капиталистич. государствах (США, ФРГ, Дания и др. ) развивается на базе нац. аэроклубов и отд. предпринимательских фирм. Осн. направление - подготовка рекордных полётов и реклама.

А. А. Заяц.

ВЕРТОЛЁТОНОСЕЦ, воен. корабль, гл. вооружением к-poro являются верто-

лёты. Предназначен для обеспечения высадки мор. десантов (при использовании трансп. вертолётов и подразделений мор. пехоты ) или для борьбы с подводными лодками (при использовании противолодочных вертолётов ). За рубежом В. начали применяться во 2-й пол. 50-х гг. 20 в. в связи с повышением роли вертолётов в мор. десантах и в борьбе с быстроходными атомными подводными лодками. Первоначально В. создавались за счёт переоборудования устаревших кораблей др. классов - авианосцев и крейсеров. В дальнейшем в состав флотов начали поступать В. спец. постройки. В иностр. флотах наибольшее развитие получили десантные вертолётоносцы, имеющие на борту 24-30 тяжёлых трансп. вертолётов и до батальона мор. пехоты, а также десантно-вертолётные корабли-доки (4-6 вертолётов ), крейсеры-вертолётоносцы (8-14 вертолётов ). Вертолёты на В. размещаются в ангарах под взлётной палубой (рис. ). Подъём их на взлётную палубу, где расположена вертолётная площадка, производится лифтами.

Ф. А. Матвейчук.

ВЕРТУШКА гидрометрическая, прибор для измерения скорости течения воды. Действие прибора основано на зависимости между скоростью течения воды и числом оборотов лопастного винта, помещённого в движущийся поток. Число оборотов винта передаётся системой электрич. сигнализации наблюдателю или фиксируется механич. счётчиком, расположенным на корпусе прибора.

Существует большое число различных моделей В., в т. ч. В., измеряющие величины скорости и направление воды в потоке, измеряющие величину проекции скорости потока на направление оси В. (компонентные В. ) и др. Связь между числом оборотов и скоростью течения устанавливается для каждого экземпляра В. тарировкой. В. пригодна для измерения скоростей течения от 0, 03 до 10 - 12 м/сек.

ВЕРТХЕЙМЕР (Wertheimer ) Макс (, 15.4.1880, Прага, -12.10.1943, Нью-Йорк ), немецкий психолог, один из основателей и главный теоретик гештальт-психологии. Проф. ун-та во Франкфур-те-на-Майне (с 1929 ), а после эмиграции - в Нью-Йорке (с 1933 ) в школе социальных исследований. В 1921 совместно с нем. психологами К. Коффкой и В. Кёлером основал журн. " Psychologische Forschungen", где публиковались работы гештальтпсихологов. В своей первойэкспериментальной работе, посвящённой изучению восприятия движения (1912 ), В. установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отд. элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта ) воспринимаемого образа и составила осн. принцип гештальтпсихологии.

В. распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на др. психич. процессы, в частности на мышление, к-рое было понято им как процесс последоват. смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления В. усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей. Эти представления В., наиболее полно изложенные в работе " Продуктивное мышление", к-рая считается классической, составили эпоху в психологич. исследовании мышления. Как показало последующее развитие психологии, одним из самых уязвимых мест концепции В. оказался тот факт, что объяснение механизмов мышления давалось в ней без учёта социально-историч. природы мыслительной деятельности.

Соч.: Experimentelle Studien uber das Sehen von Bewegung, " Zeitschrift fur Psycholo-gie", 1910/11, Bd 61, H. 3/4; Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt, " Psychologische Forschung", 1921, Bd 1; 1923, Bd 4; Productive thinking, N. Y., 1945.

Лит.: Анцыферова Л. И., Гештальт-психология, в кн.: Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. Н. Г. Алексеев.

ВЕРТЯЧКА, устаревшее название болезни овец, вызываемой личинкой паразитич. червя. См. Ценуроз.

ВЕРТЯЧКИ (Gyrinidae ), семейство насекомых отряда жуков. Тело тёмное блестящее; средние и задние ноги - в виде широких вёсел, передние - хватательные. Обитают в водоёмах; кружатся на поверхности воды (отсюда назв. ), часто ныряют. Глаза В. разделены перегородкой на две половинки: нижние служат для подводного, верхние - для воздушного зрения. Ок. 500 видов; в СССР - неск. видов. Хищники; питаются мелкими водяными червями и членистоногими, личинками малярийного комара (поэтому полезны). Личинки В. живут в иле, окукливаются на берегу.

ВЕРФЕЛЬ (Werfel) Франц (10.9.1890, Прага, -26.8.1945, Беверли-Хилс, Калифорния ), австрийский писатель. Учился в нем. ун-те в Праге. В сб-ках стихов " Друг мира" (1912 ), " Мы существуем" (1913 ), " День суда" (1919 ) обличал ужасы войны. Зачинатель экспрессионизма в лирике и драме, В. сотрудничал в берлинском журн. " Акцион" (" Aktion" ). Для драм " Человек из зеркала" (1920, рус. пер. 1922 ), " Павел у иудеев" (1927 ) и романов " Виновен убитый" (1920, рус. пер. 1924 ), " Однокашники" (1928 ), " Звезда ещё не рождённых" (1946 ) характерны идеи отвлечённого гуманизма с уклоном в мистику пассивного антимилитаризма. Антифаш. характер носит пьеса " Якобовский и полковник" (1944 ).

Соч.: Gesammelte Werke, [Bd 1 - 4], Stockh., 1948 - 56; в рус. пер.- Смерть мещанина, Л., 1927; Верди. Роман оперы, М., 1962. Лит.: Puttkammer A. von, Franz Werfel. Wort und Antwort. Wiirzburg, [1952]; Turrian M., Dostojewskij und Franz Werfel, Bern, [1950]; Keller E., Franz Werfel. Sein Bild des Menschen, Aarau, 1958.

С. Д. Комаров.

ВЕРФЬ (от голл. werf), 1) предприятие для постройки судов. На судостроительной В. изготовляют корпуса судов, монтируют корпусное и механич. оборудование, получаемое от предприятий-контрагентов, и сдают готовые суда. На су-досборочной В. выполняются сборка корпусов из поставляемых специализированными предприятиями готовых деталей, монтаж оборудования, испытания и сдача судов заказчику (см. также Судостроение). 2) Помещение для постройки дирижаблей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал