Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Печать, радиовещание, телевидение. 10 страница. Большая часть авторов, участвовавших в Вехах, выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.
Большая часть авторов, участвовавших в " Вехах", выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции. Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25. И. Ф. Балакина. ВЕХТ, Фехте (голл. Vecht, нем. Vechte ), река в ФРГ и Нидерландах. Дл. 156 км, пл. басе. 3, 8 тыс. км 2. Берёт начало вблизи г. Мюнстера (ФРГ ), впадает в зал. Эйселмер Северного м. Полноводна в течение всего года. Шлюзована, судоходна до г. Нордхорн (ФРГ ), где от неё отходит канал, соединяющий В. с р. Эмс. В ниж. течении соединяется с системой каналов Нидерландов. ВЕЧЕ (общеслав.; от старослав. вет - совет ), народное собрание в древней и ср.-вековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием др.-рус. государства (см. Киевская Русь) феод, знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княж. власти в период феод, раздробленности (2-я пол. 11 - 12 вв. ). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, ты-сяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты ). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: " и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, по-велеваша...". В. имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы ). Кроме того, собирались В. отд. частей крупных городов (напр., " кончанские" В. в Новгороде ). В. не было подлинным народовластием, фактич. власть принадлежала феод, и гор. верхам; однако оно предоставляло нар. массам определ. возможность воздействовать на поли-тич. жизнь. Феод, знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый " совет господ", в к-рый входила феод, знать и к-рому принадлежала фактич. власть в городе. В Сев.-Вост. Руси, где города были ослаблены монг.-тат. вторжением, укреплявшаяся великокняж. власть уже к кон. 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы нар. собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др. ). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478 ) и Псковской (до 1510 ) феод, республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле. Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П., О древнерусском вече, " Вестник МГУ, Серия 9, История", 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. А. В. Арциховский, А. М. Сахаров. ВЕЧЕ, наименование палат представительных органов Югославии - скупщин. Различаются общеполитич. В. скупщин, представляющие всё население, и В. трудовых содружеств, представляющие граждан, работающих на производстве или в учреждениях и организациях. В общинных скупщинах имеется два В.- общинное и трудовых содружеств, а в краевых, респ. и Союзной скупщинах - по два общеполитич. В., совместно решающих вопросы, и по три специа-лизиров. В. трудовых содружеств (хоз., социально-здравоохранит., культурно-просветит. ), участвующих в решении вопросов, входящих в компетенцию скупщины лишь в соответствии со своей специализацией. В союзной скупщине имеется также В. национальностей, представляющее республики и авт. края. Одно из общеполитич. В. (а в союзной скупщине - В. национальностей ) занимает ведущее положение, участвуя в решении всех вопросов, рассматриваемых скупщиной, второе считается представительством общин, В. национальностей является представительством республик и авт. краёв. См. также Югославия, раздел Государственный строй. " ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ", ежедневная черносотенная газета, выходившая в Петербурге с 26 нояб. (9 дек. ) 1911 по 11 (24 ) нояб. 1917 с приложениями (" Прибавление" ). Издатель в 1911-12 - А. С. Суворин, с конца 1912 - издательское т-во " Новое время" (редактор - Б. А. Суворин, сын ). " В. в." разделяло политич. взгляды бурж. контр-революц. партии октябристов, возглавлявшейся А. И. Гучковым, за что В. И. Ленин называл газету " гучковско-суворинской" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 37 ). В 1917 - орган контрреволюц. офицерства. Закрыто после Великой Окт. социалистич. революции за антисов. пропаганду. В годы Гражд. войны 1918-20 " В. в." издавалось на терр., занятой белым.и армиями Деникина и Врангеля, в 1921-24 - в Белграде и Париже. И. А. Чемерисский. ВЕЧЕРНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в ср. общеобразо-ват. школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин " В. о." принят условно: занятия в вечерних школах и др. уч. заведениях проводятся в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности ) производств, работы уч-ся. Значительная часть уч. материала в системе В. о. рассчитана на самостоятельную работу студентов (уч-ся ). В. о. возникло в дореволюц. России в 19 в., когда появились воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие нач. обучение. После Великой Окт. социалистич. революции получили широкое развитие разные формы как общего, так и проф. В. о. (начального, среднего и высшего ). В системе В. о. осуществлялась также ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е гг. организованы вечерние школы различного типа (напр., школы грамоты, школы крестьянской молодёжи), общеобразоват. и профессиональ-но-технич. курсы, рабочие и крестьянские университеты, к-рые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию; для получения ср. общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты (см. Рабфак). Общее В. о. Совр. система общего ср. В. о. начала складываться в годы Великой Отечеств, войны, когда в соответствии с постановлениями СНК СССР " Об обучении подростков, работающих на предприятиях" (июнь 1943 ), и " Об организации вечерних школ сельской молодёжи" (июнь 1944 ) стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи, с 1958 получивших назв. вечерних (сменных ) ср. общеобразоват. школ. В составе этих школ, как правило, имеются 9-11-е классы. Для уч-ся, не получивших в своё время неполного ср. образования, создаются соответствующие классы восьмилетней школы. Нек-рые типы вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних гор. школ, учебные комбинаты на селе ), помимо общего образования, осуществляют повышение проф. квалификации уч-ся и обучение новым профессиям. В местах, где количество уч-ся недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создаются отд. классы, к-рые работают по системе В. о. Уч. год в гор. вечерних (сменных ) школах - 36 уч. недель по 19-22 ч в неделю, в сельских 28 недель по 25-27 ч в неделю. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю. В связи с различными сроками с.-х. работ в разных климатич. поясах сроки начала и окончания уч. года и летних каникул в сел. школах по решению Сов. Мин. АССР, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся могут изменяться при обязат. выполнении установленной нормы уч. времени. В 1969/70 уч. г. в СССР было св. 10 тыс. вечерних (сменных!) школ (в т. ч. 8, 5 тыс. городских), в к-рых обучалось ок. 4 млн. чел. (из них 2, 8 млн.- в 9-11-х классах) и работало 367 тыс. учителей. Проблемы общего В. о. разрабатываются в НИИ общего образования взрослых АПН СССР; организационные, методич. и др. вопросы В. о. освещаются журналом " Вечерняя средняя школа". См. также Средняя общеобразовательная школа. В. М. Архипов, Профессионально - техническое В. о. В системе профессионально-технического образования планомерная подготовка квалифицированных рабочих по вечерней системе обучения получила распространение в нач. 60-х гг., когда по постановлению Сов. Мин. СССР " О вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах" (янв. 1962) такие уч-ща и отделения были созданы во многих пром. и с.-х. центрах страны. В вечерние (сменные) проф.-технич. уч-ща (отделения ) принимаются рабочие, служащие, колхозники по направлению предприятий, колхозов, строек, транспортных и др. организаций. Уч-ща (отделения ) готовят квалифицированных рабочих более 370 специальностей (слесари, токари, фрезеровщики, электромонтёры, трактористы, шофёры, каменщики и др. ). Вечернее проф.-технич. образование, так же как и дневное, включает производственное обучение, циклы спец. технич. и общеобразоват. дисциплин. Срок обучения в вечерних гор. проф.-технич. уч-щах - 1-3 г., в сельских - 1-2 г. (в зависимости от сложности изучаемой специальности и требуемой квалификации, а также от общеобразоват. и проф. подготовки уч-ся ). По окончании обучения уч-ся сдают выпускные квалификационные экзамены. В 1970 работало свыше 90 вечерних (сменных) проф.-технич. уч-щ (ок. 37 тыс. уч-ся); кроме того, более 90 тыс. чел. обучалось на вечерних (сменных ) отделениях. В 1962-69 в системе проф.-технич. В. о. подготовлено св. 800 тыс. квалифицированных рабочих. В 1970 в вечерние (сменные ) проф.-технич. уч-ща (отделения ) принято св. 171 тыс. чел. Л. А. Агеева. Высшее и среднее спец. В. о. За годы Сов. власти была создана гос. система высшего и ср. спец. В. о. Уже в 20-30-е гг. при высших (преим. гуманитарных ) и ср. спец. уч. заведениях стали открываться вечерние ф-ты и отделения, были организованы самостоят, вечерние вузы и техникумы (в 1940 работало 8 таких вузов и 47 техникумов ). Особенно широкое развитие получило проф. В. о. в 50-60-е гг. В 1969/70 уч. г. в СССР было 4 самостоятельных вечерних ин-та (Комсомоль-ский-на-Амуре политехнический, Норильский индустриальный, Рыбинский технология., Моск. металлургический ), 3 завода-втуза (в к-рых приняты вечерняя и дневная системы обучения ), имелось 396 вечерних ф-тов (отделений ) при вузах, в т. ч. 48 в ун-тах, 209 ф-тов во втузах пром-сти, строительства, транспорта, 60 в пед. ин-тах, 32 в вузах искусств, 23 в экономич. ин-тах. Система В. о. принята также на общетехнич. ф-тах, осуществляющих общенаучную и общеинженерную подготовку. В 1969/70 уч. г. работало 235 самостоят, вечерних ср. спец. уч. заведений и 1321 вечернее отделение при стационарных техникумах и уч-щах (в т. ч. 1010 отделений пром-сти, стр-ва, транспорта, связи и с. х-ва ), 43 экономич., финанс., стати-стич. и торговых; 143 здравоохранения и физич. культуры, 125 просвещения, иск-ва и кинематографии. В вечерние высшие и ср. спец. уч. заведения могут поступать по конкурсным экзаменам все трудящиеся без ограничения возраста: в вуз - имеющие ср. образование; в техникумы, уч-ща и т. п.- по окончании 8-летней или ср. школы. В первую очередь принимаются лица, характер работы к-рых соответствует избранной в уч. заведении специальности. Нек-рые льготы предоставляются участникам Великой Отечеств, войны и уволенным в запас из Вооружённых Сил. Высшее и среднее спец. В. о. осуществляется по сокращённому (в сравнении с дневной системой ) перечню специальностей. Срок обучения на 0, 5-1 год больше, чем в дневной системе. Уч. занятия проводятся обычно 4 раза в неделю по 4 ч. Программы и учебники те же, что и для дневных уч. заведений. Уч. план строится с таким расчётом, чтобы в первую очередь обеспечить в необходимом объёме изучение научно-теоретич. (общенауч. и общетех-нич. ) дисциплин. Спец. дисциплины изучаются с учётом того, что студенты (уч ся ) работают на производстве по избранной в учебном заведении специальности, причём в процессе обучения они занимают на производстве рабочие места и должности в зависимости от прохождения учебной программы. Сохраняются все основные формы учебного процесса, принятые в дневной системе обучения, - лекции (в средних спец. уч. заведениях, как правило, - уроки ), лабораторные и семинарские занятия, уч. практика, преддипломная производств, практика. От прохождения преддипломной практики могут быть освобождены студенты, характер и профиль работы к-рых на производстве отвечает профилю специальности, избранной в вузе; в ср. спец. уч. заведениях, где особенно важна практич. подготовка будущих специалистов, выпускники должны иметь не менее года стажа работы по избранной (или близкой к ней ) специальности. Студенты и уч-ся выполняют курсовые проекты и курсовые работы; два раза в год проводятся экзаменац. сессии. Обучение заканчивается выполнением и защитой дипломных проектов (дипломных работ ) или сдачей гос. экзаменов (выпускники ун-тов сдают гос. экзамены и защищают дипломные работы ). В 1969/70 уч. году по вечерней системе обучения получали высшее образование 668 тыс. чел., ср. спец.- 687 тыс. чел. В 1969 вечерние ф-ты (отделения ) вузов приняли 127, 4 тыс. чел. и выпустили 78, 0 тыс., ср. спец. - соответственно 168, 6 тыс. и 148, 6 тыс. (см. также Высшее образование, Среднее специальное образование). Успешно обучающимся в вечерних школах и спец. уч. заведениях (ф-тах, отделениях ) гос-вом установлены льготы: дополнит, отпуска с сохранением заработной платы - на время лабораторно-экзаменац. сессий, для подготовки и защиты дипломных проектов (работ ), сдачи гос. (или выпускных - в школе ) экзаменов; сокращённый рабочий день или сокращённая на один день рабочая неделя с сохранением 50% заработной платы и др. Все типы вечерних уч. заведений дают обучающимся тот же объём знаний и по окончании те же права, что и соответствующие стационарные вузы, техникумы, уч-ща, школы. Выпускники вечерних уч. заведений получают документ об образовании-аттестат или диплом - единого общесоюзного образца. По системе В. о. работают различные курсы (по подготовке к вступит, экзаменам в высшие и ср. спец. заведения, иностр. языков, машинописи, автодела и др. ), народные университеты, университеты марксизма-ленинизма', эта система используется в институтах усовершенствования специалистов разного профиля. Система общего В. о. существует и в др. социалистич. странах (напр., в Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии ), а также во мн. развивающихся и нек-рых капиталистич. гос-вах. В ряде социалистич. стран (напр., в Болгарии, ГДР, Польше ), так же как и в СССР, в системе высшего образования организована вечерняя подготовка. В ГДР с 1969 введена система вечернего и заочного обучения для работающих на производстве инженеров со ср. спец. образованием, чтобы дать им возможность получить высшее образование по специальности. В капиталистич. странах также существует спец. В. о., к-рое по науч. уровню, как правило, считается ниже получаемого в дневной системе. Напр., в вузах США В. о. рассматривается как одна из форм повышения квалификации специалистов и часто не даёт права быть допущенным к сдаче экзаменов и выполнению диссертац. работы на соискание степени бакалавра (как это принято на всех дневных отделениях ). Только в нек-рых вузах и не по всем специальностям окончившие вечерние отделения допускаются к сдаче бакалаврских экзаменов и выполнению диссертаций. Обычно окончившие вечерние отделения дополнительно обучаются в течение года очно и затем получают право на соискание степени бакалавра. В вузах Великобритании наряду с системой В. о. принята также система обучения, получившая назв. " слоёный пирог", при к-рой в течение всего срока обучения чередуются семестры теоретич. занятий в вузе и работы на производстве по профилю избранной специальности. ф. А. Вититнев, С. И. Зиновьев, В. А.Юдин. ВЕЧЕРНИЕ ГАЗЕТЫ, вид ежедневной периодич. печати, дополняющий в системе средств массовой информации утренние издания. В Зап. Европе и США В. г. появились в нач. 19 в.; в России - в сер. 19 в. (" Вечерняя газета" " Биржевых ведомостей", 1866-81 ). Вскоре после Окт. революции в Москве и Петрограде стали издаваться первые сов. В. г. (" Вечерние известия" Московского совета рабочих и крестьянских депутатов, 1918-24; вечерний выпуск " Красной газеты", Петроград - Ленинград, 1918-36 ). На 1 янв. 1970 в СССР насчитывалась 31 В. г. (см. табл. ). Кроме того, газета " Известия" издаёт Московский вечерний выпуск.
Развитие городских В. г. объясняется колоссальным ростом объёма информации и необходимостью её оперативного распространения, а также различиями во временных циклах труда и отдыха гор. читателей. Сов. В. г. содержат последние общественно-политич. новости, информируют читателя о состоянии и перспективах жил. строительства, благоустройства, бытового обслуживания, о событиях культурной жизни данного города; значит, место уделяется объявлениям (о приёме в уч. заведения, защите диссертаций, текущем репертуаре театров и т. д.). Оформление В. г. отличается насыщенностью иллюстративным материалом. В капиталистич. странах осн. источником существования газет, в т. ч. и вечерних, является доход от рекламы. Поэтому осн. масса публикуемого материала имеет рекламно-развле-кат. направленность, новостям общественно-политич. жизни отводится меньшее место. В ряде стран В. г. составляют большую часть ежедневной прессы (напр., в США в 1968 из 1833 ежедневных газет 1463 были вечерними ). См. также Газета. В. М. Горохов. ВЕЧЕРНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (высшие, средние специальные и профессионально-технически е ), см. в ст. Вечернее образование. ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ взрослых, в дореволюц. России появились в середине 19 в. как в городах, так и в сел. местностях. Их программы и сроки обучения были различны. В 70-80-е гг. получили распространение вечерние повторитель-но-дополнит. курсы по программе нач. школ при гор. училищах и земских школах. В 80-е гг. и особенно в 90-е гг. в столицах и пром. центрах стали появляться общеобразоват. и спец. В. ш. для рабочих. Их возникновение было вызвано потребностью быстро развивавшейся в то время пром-сти в технически обученных рабочих; фабриканты и заводчики стали открывать В. ш. при своих фабриках и заводах. Особенно активную роль в организации В. ш. для рабочих сыграло Русское технич. об-во. Во 2-й пол. 90-х гг. оно открыло в Петербурге, Москве, Харькове, Баку и др. городах ряд общеобразовательных и профессионалыго-технич. В. ш. с более обширной программой; в них преподавались география, история, рус. язык, математика, химия, физика, биология, законоведение, политич. экономия, черчение, рисование, теория паровых котлов и машин, электротехника и др. Марксисты использовали В. ш. для связи с рабочими, для организационной и агитационно-пропагандистской парт, работы. Большим авторитетом среди рабочих пользовалась Смоленская школа за Невской заставой в Петербурге, в к-рой преподавала Н. К. Крупская. Мн. ученики этой школы вошли затем в рабочий марксистский кружок, руководимый В. И. Лениным. После Великой Окт. социалистич. революции стала создаваться широкая сов. система школ взрослых, в к-рых занятия проводились по вечерам. См. также Вечернее образование, Школа рабочей молодёжи, Школа сельской молодёжи. ВЕЧЕРНИЦА (Hesperis ), род растений сем. крестоцветных. Двулетние или многолетние травы с лиловыми, белыми или желтовато-зеленоватыми цветками; плоды - стручки. 25-30 видов, гл. обр. в вост. части Средиземноморья; в СССР ок. 10 видов. Наиболее распространена на Ю. Европ. части СССР ночная фиалка, или ночная красавица (Н. matronalis ), лиловые цветки к-рой вечером приятно пахнут. Нередко её культивируют как декоративное душистое растение. ВЕЧЕРНИЦЫ (Nyctalus ), род млекопитающих сем. обыкновенных летучих мышей (Vespertilionidae ). 6 видов; обитают в листе, лесах Евразии (на Ю., включая Малайский архипелаг ). Живут колониями в дуплах деревьев. На кормёжку вылетают вскоре после заката солнца. Питаются преим. жесткокрылыми насекомыми (майские жуки и др. ). Самки рождают обычно по 2 детёныша. В СССР встречаются 3 вида - малая В. (Nyctalus leisleri ) (центр, и юж. части Европ. территории СССР, Кавказ ), гигантская В. (N. lasiopterus ) (центр, и юж. районы Европ. части СССР, Сев.-Вост. Кавказ ) и рыжая В. (N. noctula ) (Европ. часть СССР, Кавказ, Тянь-Шань и далее на В. до Алтая ). Лит.: Кузякин А. П., Летучие мыши, М., 1950; Млекопитающие фауны СССР, ч. 1, М.-Л., 1963. ВЕЧЕРНЯЯ ЗВЕЗДА, одно из устаревших назв. планеты Венера. Так называли планету вблизи её вост. элонгации (см. Элонгация планеты), когда она бывает видна вскоре после захода Солнца как яркое небесное светило. ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ ) СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, см. в ст. Вечернее образование. " ВЕЧЕРНЯЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА", на-учно-методич. и организационно-педаго-гич. журнал Мин-ва просвещения СССР (до 1967 - орган Мин-ва просвещения РСФСР ). Осн. в 1958 под назв. " Общеобразовательная школа взрослых", с 1961 - под назв. " В. с. ш.". Издаётся в Москве. Выходит 6 раз в год. В журнале освещаются вопросы организации вечернего, заочного образования, методикиучебно-воспитат. работы, пед. мастерства, н.-и. работы в области общего образования взрослых и др. Имеются также разделы " За рубежом", " Критика и библиография". Тираж (1971 ) ок. 24 тыс. экз. ВЕЧЕРОВА Юлия Михайловна (р. 4.5. 1932, дер. Бережки Ивановской обл. ), ткачиха фабрики " Солидарность" Ивановской обл.. Герой Социалистич. Труда (1960 ). Чл. КПСС с 1961. Инициатор социалистического соревнования в текстильной пром-сти за досрочное достижение уровня производительности оборудования, запланированного на конец семилетки 1959-65. В 1959 В. достигла, а в 1960 превзошла этот уровень. Только на предприятиях Ивановского эконо-мич. р-на к маю 1961 примеру В. последовали 78 тыс. рабочих массовых профессий, из к-рых 30 тыс. чел. достигли производительности оборудования, запланированного на 1965. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Награждена орденом Ленина и медалями. ВЕЧИНЫ (от лат. vicinus - сосед ), основная категория феодально-зависимых крестьян в ср.-век. Молдавии. Впервые В. упоминаются в молд. документах 1519. В. работали на барщине и платили землевладельцам оброк, а также несли повинности в пользу гос-ва. Феодалы имели право продавать и покупать В. только вместе со своими наделами. В сер. 17 в. были полностью лишены права перехода от одного феодала к другому. Категория В. Уложением К. Маврокор-дато 1749 была ликвидирована; она влилась в категорию крестьян - царан. Лит.: Грекул ф. А., Аграрные отношения в Молдавии в XVI - первой половине XVII в., Киш., 1961, с. 286 - 307; История Молдавской ССР, 2 изд., т. 1, Киш., 1965. Ф. А. Греку л. ВЕЧКАНОВ Серафим Емельянович [24.7(6.8 ). 1914, с. Какино, ныне Га-гинского р-на Горьковской обл., -20. 10.1965, Саранск], эрзя-мордовский сов. поэт. Чл. КПСС с 1943. Участник Великой Отечеств, войны. Печататься начал в 1932. Автор сб-ков: " Начало песни" (1933 ), " Моя звезда" (1940 ), " Венок" (1946 ), " Стихи" (1952 ), " Солнышко" (1955 ) и др., поэм " Концерт", " Где лучше нам живётся", " Дед Богдан" и др. Соч. в рус. пер.: Стихи, Саранск, 1953; Солнышко, Саранск, 1960. Лит.: Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск, 1956, с. 163-67; Писатели Советской Мордовии. Библиография, справочник, Саранск, 1958. ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА, многозначный, неопределённый термин, распространяемый на: явление охлаждения горных пород верх, части земной коры до нулевой и отрицат. темп-ры; сами горные породы, отвердевшие в результате замерзания находящейся в них влаги; толщу (слой ) или зону (область горизонт, распространения ) не оттаивающих длит. время горных пород и т. д. Термин " В. м." был введён в науч. употребление в 1927 основателем школы сов. мерзлотоведов М. И. Сумгиным, к-рый определял его, как мерзлоту почвы, непрерывно существующую от 2 лет до неск. тысячелетий. Слово мерзлота при этом чёткого определения не имело, что и привело к использованию понятия В. м. в различных значениях. С развитием мерзлотоведения исследователи всё чаще сталкивались с неудобством пользования термином " В. м.", следствием чего явилась резкая критика его (П. Ф. Шевцов, Л. А. Мейстер и др. ), развернувшаяся в 50-х гг. 20 в. В Ин-те мерзлотоведения им. В. А. Обручева АН СССР и перешедшая в продолжит, дискуссию по всей мерзлотовед-ческой терминологии. Из мн. науч. терминов, предлагавшихся вместо " В. м.", наиболее употребительны: многолетне-мёрзлые горные породы и многолетняя криолитозона. Лит.: Основы геокриологии (мерзлотоведения), ч. 1 - 2, М., 1959; Материалы по общему мерзлотоведению, М., 1959; Попов А. И., Мерзлотные явления в земной коре (криолитологня), М., 1967; Достовалов Б. Н., Кудрявцев В. А., Общее мерзлотоведение, М., 1967.
|