Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хронология 11 страница
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло в период великих открытий естествознания 19 в. Теоретич. предшественником В. м. был французский материалист П. Кабанис, гл. представителями - немецкие философы К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. " Анти-Дюринг", 1966, с. 339), так как они упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей, отвергали необходимость разработки философии как науки. В то же время, популяризируя достижения естествознания и атеизм, В. м. имел известное прогрессивное значение, особенно там, где, как в России, были сильны позиции клерикализма. Однако и в России В. м. был подвергнут критике революц. демократами. Тенденции В. м. были свойственны в СССР " механистами. Лит.: Таганский Т., Вульгарный материализм, в сб.: Из истории философии XIX века, [М.], 1933; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333-37. Г. И. Ойзерман. ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ, вульгарная социология, догматическое упрощение марксистского метода гл. обр. в области истории, художеств, критики, теории искусства, лит-ры и др. форм обществ, сознания; более широко - абстрактное понимание марксизма, ведущее к утрате его подлинного богатства и к ложным политическим выводам, " карикатура на марксизм" (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 77). Термин " В. с." употребляется в сов. печати с 30-х гг., но само это явление известно гораздо раньше. Ещё при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных представителей бурж. интеллигенции, превративших марксизм в грубую схему, ведущую к оппортунизму или анархич. бунтарству. Одним из типичных представителей B.C. в России был В. Шулятиков. " Шулятиковщина" - термин, созданный Плехановым для характеристики В. с. в области истории философии (1909). После Октябрьской революции быстрое распространение марксизма вширь и приспособление к нему части старой интеллигенции сделали В. с. явлением заметным и представляющим серьёзную опасность. В идейном отношении В. с. явился общей питательной средой для разных " левацких" движений, отвергающих наследие старой культуры - от проповеди уничтожения музеев до теории растворения иск-ва в произ-ве и самой жизни. Так, считалось почти доказанным, что наиболее " созвучны" пролетариату " организованные" направления в живописи, вышедшие из кубизма. Станковую живопись отрицали во имя монументальной. Лит. жанры, унаследованные от старого общества, также были поставлены под сомнение - существовали теории отмирания трагедии и комедии. Более умеренное течение В. с. рассматривало старую культуру как громадное кладбище формальных приёмов, к-рыми победивший пролетариат может пользоваться для своих утилитарных целей, соблюдая при этом известную осторожность. В области рус. истории В. с. часто сводился к выворачиванию наизнанку офиц. схем прежней историографии. С вульгарно-социологич.точки зрения Лжедмитрий и Мазепа были представителями революц. сил своего времени, а прогрессивное значение реформ Петра ставилось под сомнение. Вообще всё, связанное с нац. традицией и старой государственностью, было заранее осуждено " революционной" фразой. Та же логика действовала в области истории духовной культуры. В. с. видел свою цель в разоблачении писателей и художников прошлого как служителей господствующих классов. С этой точки зрения каждое произведение искусства - зашифрованная идеограмма одной из обществ, групп, борющихся между собой за место под солнцем. Так, Пушкина превращали в идеолога оскудевшего барства или обуржуазившихся помещиков, Гоголя-в мелкопоместного дворянина, Л. Толстого-в представителя среднего дворянства, смыкающегося с высшей аристократией, и т. д. Считалось, что декабристы защищали не интересы народа, а дело помещиков, заинтересованных в торговле хлебом. Задача пролет, художника также сводилась к особому выражению глубинной " психоидеологии" своего класса. Наивный фанатизм В. с. был отчасти неизбежным следствием стихийного протеста против всего старого, преувеличением революц. отрицания, присущим всякому глубокому обществ, перевороту. В нём проявился также недостаток марксистски подготовленной интеллигенции, способной дать науч. объяснение и действительно партийную, коммунистич. оценку сложным явлениям мировой культуры. С др. стороны, было бы ошибкой рассматривать вульгаризацию марксизма как простой недостаток марксистской культуры. Мн. представители В. с. были вовсе не вульгарны, а, наоборот, слишком изысканны - грубости вульгарно-социологич. метода были для них делом пресыщения, своего рода философией, сознательно или бессознательно принимаемой. В. с.-явление не личное, а историческое. Это примесь бурж. идей, влияние психологии тех обществ, сил, к-рые принимали участие в революции, но для себя и по-своему, той мелкобуржуазной психологии " маленького чумазого", к-рую В. И. Ленин считал самой большой опасностью для подлинной пролет, культуры (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 264). Время наибольшего распространения В. с. было исчерпано в 30-х гг. Громадные социальные и политич. изменения, происшедшие к этому времени в Сов. Союзе, сделали прежнее выражение идей мелкобурж. демократии более невозможным. Ист. опыт свидетельствует о том, что совр. рецидивы В. с. также связаны со всякого рода " левацкими" движениями и теориями, абстрактным пониманием классовой борьбы и революции, отрицанием традиц. форм, отталкиванием от классич. лит-ры и культурного наследия вообще. Если оставить в стороне классовую фразеологию, то с точки зрения метода в основе В. с. лежат абстрактно взятые идеи пользы, интереса, целесообразности. Вся " идеальная" поверхность духовной жизни представляется чистой иллюзией, скрывающей тайные или бессознат. эгоистич. цели. Всё качественно своеобразное, всё бесконечное сводится к действию элементарных сил в огранич. среде. Но осн. принцип В. с. состоит в отрицании объективной и абсолютной истины. Марксистская формула " бытие определяет сознание" становится здесь удобным средством для превращения сознания в лишённый сознательности, стихийный продукт обществ, среды и классовых интересов. Гл. критерий - жизненная сила обществ, группы, имеющей своё замкнутое в себе " коллективное сознание", более или менее сильно выраженное. Одна общественная группа является более здоровой и сильной, чем другая, один писатель выразил идеологию своего класса сильнее, значительнее, чем другой. Идея прогрессивного развития не чужда В. с., но в чисто формальном, количеств, смысле, т. е. за пределами таких измерителей, как объективная истина, обществ, справедливость, художеств, совершенство. Всё хорошо для своего времени, своего класса. В качестве заменителя объективного критерия ценности В. с. прибегает к абстрактному представлению о борьбе нового и старого (плохо то, что устарело, хорошо то, что ново), а также к типологич. аналогиям и антитезам формально сходных или отталкивающихся друг от друга культур и стилей. Таковы аналогия между " монументально-организованной" культурой Др. Египта и социализмом у нем. историка иск-ва В. Гаузенштейна и В. Фриче. Объективный критерий истины заменяется коллективным опытом или классовым сознанием, всё остальное - только " наивный реализм". Само собой разумеется, что, совершая переход от субъекта-личности к субъекту-классу, В. с. не делает ни шагу вперёд от идеалистич. философии. Если нек-рая доля объективного содержания всё же допускалась представителями В. с., то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным течениям. По существу, остаток реальности в их анализе обществ, сознания играет второстепенную роль по сравнению с " классовыми очками", по выражению А. Богданова, т. е. особым углом зрения, придающим каждой идеологии её условный тип. Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого, противоречивого, но объективного, для В. с. занимает схема равновесия или нарушения равновесия между ист. субъектом и окружающей его средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной силы молодого класса, что даёт начало революц. романтике, устремлённой в будущее, или из ущербности загнивающей социальной группы, откуда - присущие ей настроения утомлённой созерцательности и декадентства. Эта схема примыкает к обычным шаблонам догматического марксизма эпохи 2-го Интернационала, согласно к-рым все ист. конфликты сводятся в общем к борьбе поднимающейся прогрессивной буржуазии против умирающей аристократии и обращённой в прошлое мелкой буржуазии. Из этой абстракции вытекает обычное для В. с. и связанное с меньшевистской традицией желание поставить либеральную буржуазию выше крестьянства, смешение реакц. формы крест, утопий с их передовым содержанием (что особенно ярко сказалось в трактовке сложной фигуры Л. Толстого), вообще отнесение всякой критики капитализма до Маркса и Энгельса к реакц. идеям. Для В. с. характерно непонимание глубоких противоречий обществ, прогресса и неравномерности развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности в трактовке таких великих представителей художеств, лит-ры, как У. Шекспир, О. Бальзак, А. С. Пушкин, чьи ист. позиции не могут быть исчерпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апологией новых бурж. форм обществ, жизни. Другая важная черта В. с. состоит в том, что вслед за бурж. философией после Ф. Ницше он ставит на первый план волю, а не сознание. Его классификация различных социально-психологич. позиций несёт в себе принцип иррационального самовыражения данной обществ, группы. Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного ист. анализа обществ, сознания. Но это не значит, что всякое сознание является для них слепым продуктом узких классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реальную грань между "...идеологическими составными частями господствующего класса,... и свободным духовным производством данной общественной формации" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 280). Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом. Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной стороны, и сикофантами паразитич. классов-с другой, всегда существует, несмотря на то, что Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём буржуазной демократии. Их деятельность потому и относится к бесконечно-ценному наследию мировой культуры, что в ней отразилась не борьба за раздел добычи на вершине обществ, пирамиды, а коренное противоречие между нар. массой, чей интерес в последнем счёте совпадает с интересами общества в целом, и паразитич. классовой верхушкой, временными хозяевами общества, подчиняющими его известной форме частной собственности и власти. Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу коммунистическому. Этот путь ведёт через антагонизм обществ, сил к уничтожению классов и подлинному человеческому общежитию. Необходимость его всегда сознавалась или предчувствовалась лучшими представителями мировой культуры в форме обществ, идеала, часто противоречивой, иногда парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, ист. корни. Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г.. Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37; его же, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерннгу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; е г о же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., там же) Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию кн. " Материализм и эмпириокритицизм", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 12; его же, Аграрный вопрос и современное положение России, там же, т. 24; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 459- 474; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; Плеханов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Ленин и литературоведение. Собр. соч., т. 8, М., 1967; Лифшиц М., Ленин и вопросы литературы, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; его же. Ленинизм и художественная критика, " Литературная газета", 1936, 20 янв.; его же. Критические заметки, там же, 1936, 24 мая, 15 июля, 15 авг.; Сергиевский И., " Социологисты" я проблемы истории русской литературы. " Литературный критик", 1935, № 10; Розенталь М., Против вульгарной социологии в литературной теории, М., 1936; Денисова Л., Энциклопедия вульгарной социологии, " Литературный критик", 1937, № 5. М. А. Лифшиц. ВУЛЬКАНО, Волькано (Vulcano, Volcano), южный остров группы Липарских о-вов, в Тирренском м., в 20 км к С. от Сицилии. Принадлежит Италии. Дл. ок. 8 км, шир. ок. 6 км, пл. 21, 2 км2. Является вершиной подводного вулкана, состоящего из 3 конусов. Выс. до 499 м. Вулкан находится в стадии фумаролы. По В. назван один из типов вулканич. извержений (см. Вулканы). ВУЛЬФ Георгий (Юрий) Викторович [10(22).6.1863, Нежин, -25.12.1925, Москва], советский кристаллограф, чл.-корр. АН СССР (1921). В 1885 окончил Варшавский ун-т. Проф. Казанского (1897), Варшавского (1899) и Московского (1918) ун-тов. В 1911 вместе с передовой профессурой покинул Моск. ун-т в знак протеста против реакц. политики Мин-ва просвещения и перешёл в Народный ун-т им. Шанявского. В 1917 вернулся в Моск. ун-т. Г. В. Вульф. В. Вундт. В. изобрёл наглядный графич. метод обработки результатов измерения кристаллов с помощью стереографич. сетки, получившей его имя. Дал новый способ вывода всех групп симметрии кристаллов. В. принадлежат также работы в области роста кристаллов, изучения жидких кристаллов и кристаллооптики. Впервые в России поставил эксперименты по рентгеноструктурным исследованиям кристаллов. В 1913 открыл закон интерференции рентгеновских лучей, отражённых атомными плоскостями кристаллов, и независимо от У. Г. Брэгга вывел осн. формулу рентгеноструктурного анализа (см. Брэгга - Вулъфа условие). Соч.: К вопросу о скоростях роста и растворения кристаллических граней, " Известия Варшавского ун-та", 1895-96; Руководство по кристаллографии, Варшава, 1904; Симметрия и её проявление в природе, М., 1908; К вопросу о диффракции рентгеновских лучей в кристаллах, " Журнал русского физико-химического общества, часть физическая", 1923, № 1 - 3; Избранные работы по кристаллофизике и кристаллографии, М.- Л., 1952; Die Krystallrontgenogramme, " Physikalische Zeitschrift", 1913, Bd 14. Лит.: Очерки по истории физики в России, М., 1949; Шубников А. В., Юрий Викторович Вульф, " Природа", 1926, № 1-2. А. В. Шубников. ВУЛЬФ Евгений Владимирович [25.5 (6.6).1885, Симферополь, - 21.12.1941, Ленинград], советский ботаник. В 1903- 1906 учился в Моск. ун-те; окончил Венский ун-т (1909). Работал в Никитском ботанич. саду близ Ялты(1914- 1926); с 1926 в Ленинграде - во Всесоюзном ин-те растениеводства и с 1934 проф. Пед. ин-та им. Покровского. Осн. работы по растит, миру Крыма (в 1927 начал издание " Флоры Крыма"), эфирномасличным, дубильным и лекарств, растениям, систематике отд. таксонов, по истории ботаники. Особое значение имеют труды по географии растений (" Введение в историческую географию растений", 2 изд., 1933; " Историческая география растений. История флор земного шара", 1944). Участвовал в создании многотомной " Культурной флоры СССР" (1935). Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю- Липшиц, т. 2, М., 1947. Д.В.Лебедев. ВУЛЬФ (Wulff) Хильмар (р. 5.3.1908, Раннерс), датский писатель. Коммунист. В годы оккупации Дании (1940-45) участвовал в Движении Сопротивления, затем бежал в Швецию, где редактировал газ. " Нют фра Совьет Уньонен" (" Nyt fra Soviet Unionen"). Романы В.: " Как погода в апреле" (1942), " Такое действительно случается" (1943), " Песнь труда" (1945), составляющие трилогию, посвящены будничной жизни дат. рабочих. В романах " Непогода" (1950, рус. пер. 1962), "...Но прежде всего хлеб" (1958), " Юноша в поисках" (1959) даны реалистич. картины совр. Дании. Жизни простого люда посвящена повесть " Солнечный бродяга" (1953, рус. пер. I960), классовой борьбе польских и дат. с.-х. рабочих - роман " Путь к жизни" (1961). В.-участник борьбы за мир. Соч. в рус. пер.: Все равно я был подпольщиком, " Нева", 1960, № 8: Пер борется за свободу, М., 1962. Лит.: Б р а у д е Л., Хильмар Вульф, " Звезда", 1960, №7; Кристенсен С.М., Датская литература, 1918 -1952 гг., пер. с дат., М., 1963. Л.Ю.Брауде. ВУЛЬФА СЕТКА (по имени Г. В. Вулъфа), график, представляющий собой сетку меридианов и параллелей; поперечная стереографич. проекция полусферы на плоскость. С помощью В. с. графически решаются мн. задачи сферич. тригонометрии, в частности сферич. астрономии. Удобство применения В. с. связано с тем, что все большие и малые круги сферы изображаются на ней в виде окружностей. Дополнит, графич. построения обычно производят на листе прозрачной бумаги (кальке), к-рую при отд. операциях поворачивают вокруг центра В. с. Применяются также В. с., изготовленные на кальке. Линии на В. с. проводятся через 1-2°; на крупных сетках - через 0, 5°. На В. с. можно легко провести дугу большого круга через заданные точки сферы и отсчитать угловое расстояние между ними; построить сферич. треугольник по любым трём его элементам и определить остальные элементы; осуществить переход от одной системы сферич. координат к другой; определить моменты восхода и захода небесных светил, наступления сумерек; выяснить, освещается ли искусств, спутник Земли солнечными лучами, и мн. др. На рисунке - определение условий видимости спутника над горизонтом ГГ станции наблюдений С на двух витках с положением узла орбиты QI и Q2- Точки с цифрами - положения спутника через 5, 10 и т. д. мин после прохождения через узел. Повернув кальку до совмещения точки С с полюсом Р, по линиям В. с. определяют геоцентрич. горизонтальные координаты (высоту и азимут) спутника в заданный момент времени. Н. П. Ерпылев. ВУЛЬФЕНИТ (по имени австр. минералога Ф. Вульфена, F. Wulfen; 1728 - 1805), минерал, хим. состав Pb [MoO, s] (МоОз-38, 6%). Образует мелкие таблитчатые кристаллы квадратной системы, бесцветные или оранжевые, с алмазным блеском в изломе. Встречаются также красновато-бурые зернистые агрегаты и порошковатые массы. Тв. по минералогич. шкале 3, 0-3, 5, плотность 6500- 7000 кг/м3. В. образуется в зоне поверхностного окисления (см. Зона окисления месторождений) месторождений свинцовых руд, содержащих примеси сульфидов Мо. Обычными спутниками В. являются бурые гидроокислы железа, пироморфит, ванадинит и др. Используется как руда для выплавки свинца, реже молибдена. Г. П. Барсанов. ВУЛЬЧИ (Vulci), один из 12 древних городов-государств Этрурии, крупнейший культурный центр (в 20 км к С.-З. от совр. г. Тарквиния на берегу Тирренского м.). В 280 до н. э. разрушен римлянами. Известен произ-вом бронз, изделий и художеств, керамики. При раскопках (ведутся с 1828) обнаружен обширный некрополь. Погребения 7 в. до н. э. содержат изделия вост. стиля. В погребениях 6 в. до н. э. найдено большое количество греч. керамики. Из позднеэтрусских памятников наиболее интересна фреска усыпальницы 4 - нач. 3 вв. до н. э. (Tomba Francois) с изображением сцены из сказания о братьях Вибеннах и Мастарне, известных по рим. преданиям. Вульчи. Фреска с изображением борьбы Мастарны и Целия Вибенны. Рим. Музей Торлония. Лит.: G s е l l St.. Fouilles dans la necropole de Vulci, P.- Rome, 1891; Меsserschmidt F., Necropolen von Vulci, В., 1930 (Jahrbuch des deutschen archaologischen Institute, H. 12). Н. Н. Залесский. ВУЛЬФИЛА, первый епископ готов (4 в.). См. Улъфила. ВУМЕРА ПОЛИГОН, англо-австралийский ракетный полигон, расположенный в Юж. Австралии в р-не г. Вумера (Woomera). Сухопутная трасса В. п. протяжённостью 2000 км проходит над малонасел. р-нами Австралии и в случае необходимости может быть продолжена на 4400 км в Индийский ок. На полигоне проводятся экспериментальные запуски англ, ракетносителей " Блю-Стрик", ракет " Европа", создаваемых в соответствии с программой Европ. орг-ции по разработке ракет (ELDO), а также запуски исследовательских ракет в верх, слои атмосферы. Осн. объём работы полигона составляют испытания боевых ракет. На нём испытываются почти все англ, ракеты. В. п. используется США и нек-рыми др. странами НАТО. На полигоне оборудованы 6 стартовых площадок. Вдоль трасс В. п. расположено св. 200 контрольно-измерит. пунктов. Функционируют 2 телеметрич. системы. Одна из них представляет собой 24-канальную установку с антеннами, к-рые автоматически следят за полётами боевых ракет, другая предназначена для обслуживания запусков ракет-носителей. Персонал В. п.- ок. 6 тыс. чел., из них в р-не стартовых площадок постоянно находится 1 тыс. чел. Руководящий орган полигона - н.-и. центр по разработке вооружения, расположенный в австрал. г. Солсбери. X. Вуолийоки. С. Вургун. Е. В. Вучетич. ВУНДЕРКИНД (нем. Wunderkind, букв.-чудо-ребёнок), ребёнок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности и склонность к тому или иному виду деятельности (см. Одарённость). Термин " В." часто употребляется в иронич. смысле. ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден, -31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Проф. физиологии в Гейдельберге (1864-74), проф. философии в Лейпциге (с 1875). Член мн. иностр. академий и учёных обществ. В первых своих работах ВЫДВИНУЛ план разработки физиол. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии В. считал непосредств. опыт- доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-ист, методом. В.стоял на точке зрения психофизического параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение определяется апперцепцией. Интроспекционистская психологич. концепция В. уже в нач. 20 в. обнаружила свою ограниченность и была преодолена последующим развитием психологии. Гл. заслуга В.- внедрение в психологию экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении её в самостоят, науку. Созданная им в 1879 первая в мире психологич. лаборатория (преобразованная позднее в институт) стала междунар. центром, где формировалось целое поколение первых психологов-эксперименталистов. В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной " Психологии народов" (1900-20) В. предпринял попытку психологич. истолкования культурно-ист, явлений (мифа, религии, иск-ва и т. д.). В философии В. выступил как представитель идеализма и волюнтаризма (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 58). Мир для него есть целесообразное развитие духа - божеств, мировой воли. В " Логике" (т. 1-3, 1880-83) В. не только анализирует формы мышления, но пытается изложить методы разных наук, основы матем. логики и др. В лингвистич. исследованиях В. определяет осн. языковедч. категории преим. с индивиду ально-психологич. точки зрения, хотя и признаёт примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык для В.- одна из форм проявления " коллективной воли" или " народного духа". Это понимание языка как динамич. процесса, выделение языковой деятельности, а не языковой системы в качестве гл. объекта языковедения сближают В. с X. Штейнталем и его школой, составляя в то же время гл. пункт расхождения В. с младограмматиками. Портрет стр. 509. Соч.: Очерки психологии, [М., 1912]; Основания физиологической психологии, т. 1-2, СПБ, 1880-81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914]; Мировая катастрофа и немецкая философия, СПБ, 1922. Лит.: Кениг Э., В. Вундт, Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Ф р е с с П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. Сб. ст., в. 1, М., 1966, гл. 1; Н е u s s n е г А., Einfuhrung in Wilhelm Wundts Philosophic und Psychologic, Gott., 1920. М. Г. Ярошевский. ВУНСОКЕТ (Woonsocket), город на С.-В. США, в шт. Род-Айленд, сев. пригород Провиденса. 46 тыс. жит. (1968). Один из старейших центров текст, пром-сти страны. Произ-во текст, машин. Резиновая пром-сть. Осн. в 1666. ВУОКСА, фин. В у о к с и (Vuoksi), река в Финляндии и Ленинградской обл. РСФСР. Дл. 156 км (из них в СССР 143 км). Вытекает из оз. Сайма, впадает в Ладожское оз. двумя рукавами. Участки русла с многочисл. водопадами и порогами чередуются с озёровидными плёсами. Ср. расход воды в рукаве Бурная 537 м3/сек. Многоводна и богата рыбой. В верховьях пересекает гряду Салпаусселькя, образуя (в Финляндии) водопад Иматру. ВУОЛИЙОКИ (Wuolijoki)Хелла(псевд.-Юхани Тервапяя и Феликс Т у л и) (22.7.1886, Хельме, Эстония, - 20.2.1954, Хельсинки), финская писательница. По национальности эстонка. Окончила Хельсинкский ун-т (1908). Входила в группу " Кийла" (см. Финляндия, раздел Литература). Чл. Демократич. союза народа Финляндии, депутат сейма в 1946-48. Первая пьеса В. " Дети дома" (1912), роман " Жители Затуманного" (ч. 1-2, 1914-33), пьесы " Койдула" (1932) и " Горящая земля" (1936, на эст. яз.) - о жизни эст. народа. Социальные драмы " Министр и коммунист" (1932) и " Закон и порядок" (1933, изд. 1948)-первые соч. В. на финском яз. В цикле реалистич. пьес об обитателях родового поместья Нискавуори - " Женщины Нискавуори" (1936, рус. пер. 1956), " Хлеб Нискавуори" (1938, рус. пер. 1957), " Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), " Хета Нискавуори" (1953) и др. показан крах патриархального быта и помещичьих " каменных гнёзд". В.- автор пьес " Хулда Юуракка" (1937), " Юстина" (1937, рус. пер. 1959), " Зелёное золото" (1938) и др. В 1943 за антифаш. деятельность В. был вынесен смертный приговор, заменённый пожизненным заключением; освобождена в 1944. В тюрьме написала две части автобиографич. трилогии: " Школьницей в Тарту" (1945), " Студенческие годы в Хельсинки" (1945): 3-я часть - " Я стала деловой женщиной" (1953). Автобиографич. книга " Я не была заключённой" (1944) проникнута верой в победу СССР над фашизмом и в демократич. силы Финляндии. С о ч.: Kummituksia ja kajavia, Hels., 1947. Лит.: Laitinen К., Suomen kirjallisuus 1917-1967, Hels., [1967]. И. Ю. Марцина. ВУППЕР (Wupper), река в ФРГ, прав, приток Рейна. Дл. 105 км. Течёт преим. в сев. части Рейнских Сланцевых гор по густонаселённому пром. р-ну. В бассейне - водохранилища. Водой В. снабжаются многие пром. предприятия. На В. города: Вупперталь, Випперфюрт, Хкжкесваген, Лейхлинген. ВУППЕРТАЛЬ (Wuppertal), город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия, на р. Вуппер (басс. Рейна). 413 тыс. жит. (1969). Возник в 1929 в результате слияния гг. Бармен (родина Ф. Энгельса), Эльберфельд и др. Важный трансп. узел. Значит, пром. и торг, центр Рура. Крупный центр текст, пром-сти. Текст, машиностроение, хим., фармацевтич. пром-сть. Произ-во проката, электронного оборудования. Адм., экономич., пед., технич. академии; консерватория. Оперный театр. ВУРГУН Самед (псевд.; наст, имя и фам. Самед Юсиф оглы Векилов) (12. 5. 1906, с. Юхары-Салахлы, - 27. 5. 1956, Баку), азербайджанский советский писатель, обществ, деятель. Нар. поэт, засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1943). Акад. АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1940. Основоположник новой поэтич. школы в Азербайджане. Род. в семье крестьянина. Работал учителем. С 1929 учился во 2-м МГУ и в аспирантуре в Баку, Печатался с 1924. Тема сб-ков стихов " Клятва поэта" (1930), " Фонарь" (1932) - революция и строительство новой жизни. Выступал как непримиримый противник " чистого искусства" и формализма в лит-ре. С первых лет творчества сила воздействия поэтич. слова В. определяется гармонич. слиянием идей с новаторской формой стиха и глубиной выраженных в нём чувств. " Комсомольская поэма" (1-я ч., 1933, не закончена), " 26" (1935), " Басти" (1937) и др. Художеств, форма, стили-стич. средства в этих произв. говорят об их нар. основе. Героико-романтич. драма в стихах " Вагиф" (1937; Гос. пр. СССР, 1941) посвящена поэту 18 в.; ист. драма в, стихах " Ханлар" (1939) - революционеру-большевику; любовно-ге-роич. драма в стихах " Фархад и Ширин" (1941, Гос. пр. СССР, 1942) написана на сюжет поэмы Низами " Хосров и Ширин"; драма в стихах " Человек" (1945) разоблачает идеологию насилия, утверждая творчество социалистич. гуманизма. В годы Великой Отечеств, войны В. писал о патриотизме, дружбе народов, вере в победу: " Слово матери" (1941), " Партизаны Украины" (1942), " Мне так рассказывали" (1943). В. создал образы героев современности: поэмы " Мугань" (1949), " Айгюн" (1951). Поэмы " Негр говорит" (1948), " Читая Ленина" (1950), " Знаменосец века" (1954) и цикл стихов " Сожжённые книги" (1947) воспевают Коммунистич. партию, В. И. Ленина.
|