Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Период первобытнообщинного строя и начало классового общества (до 3 в.).
На территории центр. В. сохранились памятники материальной культуры ниж. палеолита; в мезолите и раннем неолите здесь существовала своеобразная бакшонско-хоабиньская культура. В период развитого неолита В. вошёл в область культур, характеризующихся употреблением " плечикового топора" и керамики со штампованным орнаментом. Металлич. орудия появились в конце 2-го тыс. до н.э., поздний этап эпохи бронзы наступил в сер. 1-го тыс. до н.э. (см. Донгшонская культура}. На рубеже н.э. совершился переход к жел. веку. В период неолита и ранней бронзы население басc. р. Хонгха и низовьев р. Меконг по своему антропологич. облику относилось к индонез. антропологич. типу и говорило, по-видимому, на языке австроазиатской семьи. Осн. занятиями населения этих районов в 3-1-м тыс. до н. э. были земледелие, отчасти рыболовство, в меньшей степени охота. У племён, населявших терр. В., господствовали первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредств. предков вьетнамцев (лаквьетов) связан с историей этнич. группы вьет (юэ), в 1-м тыс. до н. э. занимавшей низовья р. Янцзы, а затем начавшей перемещаться к Ю., в басc. pp. Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с местным населением (протоиндонезийскими и австроазиатскими племенами). Процесс разложения первобытнообщинного строя у племён, населявших территорию Сев. В., ускоренный перемещением сюда части вьетов, привёл в 257 до н. э. к образованию раннеклассового гос-ва Аулак, к-рое в 207 до н. э. попало в зависимость от вьетского государства Намвьет, сформировавшегося во 2-й пол. 3 в. до н. э. в басc. р. Сицзян. В 111 до н. э. Аулак вместе с Намвьетом был захвачен империей Зап. Хань. Восстание (40-43 н. э.) лаквьетов (см. " Двух сестёр" восстание) и последовавшие за ним во 2-й пол. 1 в. и особенно во 2 в. многочисл. выступления лаквьетов против ханьских завоевателей вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Фактич. власть в стране постепенно переходила к местной служилой знати (куанам). В центр, части терр. совр. В. во 2 в. у племён индонез. языковой семьи - тьямов сложилось классовое общество и гос-во Тьямпа. Период феодализма (3 - сер. 80-х гг. 19 вв.). Вьетнам до нач. 19 в. В 3--4 вв, на территории Сев. В. зарождаются феод, отношения. В это же время на базе лаквьетов начала складываться вьетнамская народность, формирование к-рой завершилось к нач. 10 в. В 544 вьетнамцы под рук. крупного куана Ли Бона изгнали кит. губернатора. На терр. Сев. В. возникло независимое вьетнамское раннефеод. государство Вансуан, к-рое в 603 было завоёвано кит. династией Суй. Фактич. власть в стране по-прежнему оставалась в руках вьетнамских куанов и вьетнамской феод. зем. аристократии. В период династии Тан (правила в Китае в 618- 907) на терр. Сев. В. было создано (622) Общее управление Аньнань (см. Аннам). К 10 в. феод, способ произ-ва стал господствующим во В. По своему социальноэкономич. развитию вьетнамское общество находилось на уровне наиболее развитых феод, обществ Д. Востока (Китай, Япония, Корея). Одновременно сложился в осн. чертах самобытный тип вьетнамской материальной и духовной культуры, усвоившей мн. достижения культуры кит. народа. В нач. 10 в. была восстановлена независимость вьетнамского гос-ва. В 939 при династии Нго (правила в 939-965) вьетнамские феодалы окончательно освободились от кит. господства. Основой феод, отношений в стране была верх, собственность монарха (вуа) на всю землю. Земля обрабатывалась общинниками, зависимыми или непосредственно от феод, гос-ва или от феодалов-чиновников, к-рые получали ренту-налог от общин, переданных в их врем, владение. В то же время значит, часть общин находилась в зависимости от крупных наследств, феодалов (сы куанов). Сы куаны стремились стать полностью самостоятельными в своих уделах. В 945-967 в результате усиления межфеод, распрей В. стал распадаться на владения сы куанов. Вуа династии Динь (правила в 968-981) повели борьбу против сы куанов за создание централизов. гос-ва. Страна получила новое офиц. название - Дайковьет (Великий древний Вьет). К 980 часть сы куанов была лишена своих владений, земли остальных раздроблены на новые адм. единицы, политич. контроль над к-рыми перешёл к чиновникам. Эта борьба продолжалась и при династии Ранних Ле (правила в 981-1009). В последней четверти 10 в. сы куаны со своими феод, дружинами перестали играть к.-л. роль; в стране была создана регулярная армия. В 1-й пол. 11 в. в Дайковьете стало оформляться централизов. феод, гос-во, эксплуатировавшее крестьян-общинников с помощью разветвлённого феод.-бюрократич. аппарата. В общинах развивались различные ремёсла, ремесленники сосредоточивались также в городах и в цеховых поселениях (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феод, бюрократией. Часть общинников находилась в личной зависимости от крупных светских (члены королев, семьи и титулованная знать) и духовных феодалов (буддийские монастыри; буддийское церк. землевладение получило широкое распространение с 10 в.). Власть феод, гос-ва опиралась на регулярную армию и королев, гвардию. Укрепившееся вьетнамское гос-во (с 1069 наз. Дайвьет - Великий Вьет) начало во 2-й пол. 11 в. борьбу за расширение своих владений. Война с Сунской империей (1075-77) привела к присоединению терр. племён нунг (совр. пров. Каобанг). В 1069 были заняты сев. провинции Тьямпы (на терр. совр. провинций Куангбинь и Куангчи). В нач. 12 - нач. 13 вв. В. вёл длит, войны с Камбоджей. В 1257-88 Дайвьет трижды подвергся вторжению огромных монг. армий, но отстоял свою независимость. В борьбе против монголов, охватившей весь народ, выдающуюся роль сыграл полководец Чан Хынг Дао. В кон. 13 в. Дайвьет вёл борьбу с лаосским гос-вом Лансанг на Ср. Меконге; по договору с Тьямпой в 1307 Дайвьетом были приобретены также области О и Ри (территории совр. пров. Тхыатхьен). Тяжёлые войны 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. привели к усилению налогового бремени, возлагаемого на крестьян. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа ослабевала. Во 2-й пол. 14 в. нарастали крест, восстания (особенно значительное в 1379 в дельте р. Хонгха). В 1377 Тьямпа вторглась в Юж. Дайвьет. В обстановке крест, восстаний, воен. поражений и упадка центр, власти феод, бюрократия начала объединяться вокруг Хо Кюи Ли, фактич. правителя страны с 1378. Укрепив армию и отбив нападения Тьямпы, он приступил в 1389 к проведению реформ, в т. ч. земельной (1397). Реформы имели целью подорвать власть крупных феодалов, упрочить положение центр, власти и феод, бюрократии. Переход власти к династии Хо (правила в 1400-07) сопровождался усилением централизации. Реформаторская деятельность Хо встретила ожесточённое сопротивление крупных феодалов, к-рые обратились за помощью к Китаю. В 1407 кит. армия вторглась в страну, династия Хо была низложена, многие реформы отменены. В ответ на оккупацию и жестокий произвол кит. феодалов началось массовое освободит, движение. В 1427 агрессоры были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободит, войне и наличие сильной армии позволили вождю восставших Ле Лои, основавшему династию Поздних Ле (правила в 1428-1789), и его ближайшим преемникам продолжать реформы по упрочению централизации, начатые при династии Хо. В 15 в. укрепилась гос. зем. собственность, быстро росли города, особенно в юж. части страны, расширялась ирригац. сеть, развивалась внеш. и внутр. торговля. Армия и чиновничий аппарат получили стройную орг-цию, чётко дифференцированную и централизованную. Конфуцианство становится офиц. идеологией. При императоре Ле Тхань Тонге (правил в 1460-97) вьетнамское феод, гос-во достигло наивысшего расцвета, к Дайвьету был присоединён ряд областей на 3. и окончательно подчинена Тьямпа (1471). Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крест, восстаниями, наиболее значительным из к-рых было Чан Као восстание в 1516-24. С того же времени юж. и зап. районы, ранее вошедшие в состав Дайвьета, стали базой феод, домов (Мак, Нгуен, Чинь), боровшихся с центр, пр-вом. К сер. 16 в. центр, пр-во династии Ле почти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть осуществлялась феод, домом Мак. В ходе непрерывных внутр. войн между домами Мак, Нгуен и Чинь за верх, власть всё большую роль играли мелкие и ср. феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло поместное землевладение. Со 2-й пол. 16 в. во В. начинают проникать иностр. миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане, французы), к услугам к-рых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны (покупка у купцов европ. видов оружия и пр.). К кон. 16 в. политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30-м гг. 17 в. гос-во Дайвьет при сохранении номинальной власти династии Ле фактически раскололось на 2 феод, владения: Чиней - на С. и Нгуенов - на Ю., между к-рыми велись непрерывные войны. К кон. 17 в. Чини завершили освоение сев.-зап. районов В., а Нгуены начали закрепляться на территории совр. Юж. В. С сер. 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производит, сил процесс распада общины, к-рая подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феод.-бюрократии, аппарата и владельцев поместий. Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество, горнопромышленники. Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый подъём крест, борьбы. Центром крест, движения стали густонаселённые сев. районы гос-ва Нгуенов, где в 1771 началось самое крупное в истории феод. В. крест, восстание (см. Тэйшонов восстание). В 1786 крест, армия тэйшонов заняла всю терр. гос-ва Чиней. Антифеод. борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления династии Ле (1786) фактич. власть в стране оказалась в руках тэйшонов, объединивших всю терр. В. Попытка Ле установить свой действит. статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю., возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке франц. купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов. Образование абсолютной монархии (нач. 19 в. - 50 - е гг. 19 в.). Захват В. франц. колонизатор ам и (1858 - 84). При первых правителях династии Нгуен (правила в 1802-1945), основанной Нгуен Фук Анем (принял имя Зя Лонг), во В. складывалась абсолютная монархия. На страже её интересов стояла сильная, несколько модернизиров. армия. В 1804 монархия Зя Лонга получила назв. Вьетнам (Южный Вьет), столицей стал г. Хюэ. С нач. 19 в. быстро развивалась горная пром-сть, шёл процесс формирования внутр. рынка, развития товарноден. отношений. В горной пром-сти, на гос. (возникли в нач. 17 в.) и частных мануфактурах (с 18 в.) всё более широко применялся наёмный труд. К сер. 19 в. В. представлял собой развитое позднефеод. гос-во. Однако самостоят, развитие вьетнамского общества в этот период было приостановлено агрессией капиталистич. держав, прежде всего Франции, осуществлявшей колон, экспансию в странах Азии. В 1858-62 Франция предприняла первую колон, войну против В. (см. Франко-вьетнамские войны). Ей удалось отторгнуть 3 юж. провинции (см. Въетнамо-франко-испанский договор 1862). Внутри господств, класса В. сложились в 60- 80-х гг. 2 группировки - патриотическая во главе с Тон Тхат Тхуетом, выступавшая за продолжение борьбы с захватчиками, и капитулянтская, стремившаяся сохранить свои привилегии путём подчинения франц. господству. В результате войны 1883-84 Франция, используя капитулянтскую группировку, захватила Сев. и Центр. В. (см. Въетнамо-французские договоры). В. в период французского колониального господства (1885-1945). Установление режима колон, эксплуатации и зарождение нац. -освободит. движения (1885-1917). В результате завоевания В. франц. колонизаторами единая исторически сложившаяся терр. страны была разделена на 3 части: Юж. В. (стал колонией Кохинхина), Сев. В. и Центр. В. (были превращены соответственно в протектораты Тонкий и Аннам). В 1887 колония Кохинхина и протектораты Аннам и Тонкий вместе с захваченной франц. колонизаторами Камбоджей были объединены Францией в т. н. Индокитайский Союз (Индокитай Французский; в 1893 в него был включён Лаос). Экономич. закабаление страны Франция начала с присвоения во В. земель и недр. Вместе с тем возрастал ввоз капитала. Захваченные колон, властями земли раздавались гл. обр. в концессии (с 1890 по 1901 франц. концессионеры получили 187 тыс. га земли), частично передавались вьетнамским помещикам. С 1884 франц. предприниматели фактически монополизировали разработку горнорудных богатств В. Общая сумма франц. колон, займов (гос. капиталовложения) в 1896- 1914 составила 515 млн. фр. (здесь и ниже - цифровые данные по всему Индокитаю), ок. 90% этой суммы использовалось для строительства ж. д. Франц. частные инвестиции с 1888 по 1918 составили 500 млн. фр. (40 - 50 млн. до 1908). В с. х-ве важнейшей статьёй вывоза стал рис - древнейшая вьетнамская с.-х. культура и осн. продукт питания населения (экспорт риса - 1620 тыс. т в 1918, 76, 1% стоимости всего экспорта). Возникли первые франц. плантации каучука (1907; произ-во каучука в Индокитае - 245 т в 1911, 2976 т в 1919, или 2, 8% стоимости экспорта Индокитая), кофе и чая. В земледелии В. осн. роль играли вьетнамские помещики. В 30-х гг. 20 в. им принадлежало 50% обрабат. земель, франц. колонизаторам-9%; ок. 10% земель считалось общинными, фактически ими распоряжались помещики и деревенская верхушка; крестьяне (90% населения) владели только 30% рисовых полей, причём 58% сел. населения не имело земли. Помещики так же, как и франц. колонизаторы, применяли феод, и полуфеод, методы эксплуатации крестьян. В произ-ве каучука, кофе и чая на плантациях франц. компаний всё шире применялись методы капиталистич. эксплуатации; использовался труд законтрактованных кули. Около 1/2 частных франц. инвестиций во В. в 1888-1918 направлялось в горнодоб. пром-сть. В этот период франц. империалисты создали осн. компании по эксплуатации горнорудных богатств; почти всё минер, сырьё вывозилось из страны. Часть франц. капитала вкладывалась в создание предприятий обрабат. пром-сти. Вьетнамская буржуазия в значит, части возникла как компрадорская, тесно связанная с империалистами; нац. буржуазия формировалась крайне медленно, сфера приложения её капитала - гл. обр. розничная торговля и лёгкая пром-сть (рисорушки, красильные мастерские, произ-во кож и т. д.). С конца 19 в. во В. стало зарождаться национально-освободит. движение. Патриотически настроенная часть класса феодалов в ответ на попытку франц. колонизаторов покорить В. развернула движение " кан выонг" с требованиями изгнания франц. захватчиков и восстановления старых прав вьетнамской феод, монархии, в к-ром широкое участие приняли нар. массы. В 1896 движение было подавлено франц. войсками, но до 1913 в трёх провинциях Сев. В. под руководством вьетнамского нац. героя Де Тхама продолжалась партизанская, гл. обр. крестьянская, борьба против колонизаторов. В нач. 20 в. нац.-освободит, движение вступило в новую стадию, характеризовавшуюся зарождением бурж. национализма. Оно подразделялось на 2 основных течения: революционное во главе с Фан Бой Тяу и умеренное во главе с Фан Тю Чинем. В 1904 Фан Бой Тяу тайно создал в Центр. В. первую в истории В. политич. орг-цию - Общество обновления Вьетнама, ставившую своей целью изгнание из страны колонизаторов с помощью извне (Японии) и создание во В. конституц. монархии по япон. образцу. В этой связи была организована посылка передовой молодёжи в Японию (движение Донг Зу). В 1907 основана Тонкинская общественно-просветительская школа (просуществовала 9 мес.). В 1908 под руководством бурж. националистов в Центр. В. произошли крест, выступления против налогов. В 1912 в Китае, где в это время концентрировалась вьетнамская политическая эмиграция, под непосредственным влиянием Синьхайской революции было создано (вместо распавшегося Общества обновления В.) Общество возрождения Вьетнама. Оно выдвинуло задачу изгнания франц. захватчиков и борьбы за демократич. республику. В 1913 после ряда террористич. актов мн. участники бурж.-националистич. движения подверглись репрессиям. Однако в годы 1-й мировой войны 1914-18 они вновь активизировали свою деятельность, воспользовавшись возросшими в стране антиимпериалистич. настроениями. В 1914-15 имели место нападения на центр, тюрьму в Сайгоне и восстание в пров. Бьенхоа, в 1916 - попытка восстания в г. Хюэ, в 1917-18 - восстание вьетнамских солдат в пров. Тхайнгуен (см. Тхайнгуенское восстание). Усиление империалистич. закабаления В. и нарастание нац. - освободит. борьб ы (1918 - 30). После 1-й мировой войны резко увеличился приток франц. капитала, преим. в форме частных инвестиций (в 1924-29 ок. 3815 млн. фр. по всему Индокитаю). Возросший спрос на каучук и рис на мировом рынке способствовал усилению активизации франц. империалистов в области с. х-ва. К концу 1930 колонизаторы захватили под видом концессий 909 300 га земли. В 1930 под каучуком было занято 100 тыс. га (30 тыс. га в 1924). Добыча полезных ископаемых увеличилась в 3 раза по сравнению с предшествующим периодом (до 1918). В 1929 было добыто 1972 тыс. т угля, произведено 47 500 т цинка, 1579 т олова; на французских предприятиях Индокитая насчитывалось более 220 тыс. рабочих, в т. ч. в горнодоб. пром-сти - ок. 55 тыс. Во время и после 1-й мировой войны во В. отмечался нек-рый рост нац. капитала, гл. обр. в торговле и транспорте, частично и в обрабат. пром-сти (в 1916-21 основано 6 нац. предприятий по, обработке риса, в 1922-26 - ещё 24 таких предприятия; в 1926 в Сайгоне создан вьетнамский банк " Нган Ханг Вьетнам"); т. о. усилился процесс формирования класса вьетнамской буржуазии, хотя её развитие было сковано господством франц. колониализма. Шло формирование и рабочего класса. Социально-экономические изменения вели к усилению нац.-освободит, движения. Огромное влияние на борьбу вьетнамского народа оказала победа Великой Окт. социалистич. революции в России, а также развитие коммунистич. движения во Франции и Китае. Первыми восприняли идеи Окт. революции вьетнамские эмигранты, находившиеся во Франции. В янв. 1919 выдающийся вьетнамский революционер Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок) направил петицию Парижской мирной конференции (см. Парижская мирная конференция 1919-20) с требованием предоставления народам Индокитая демократич. свобод. В дек. 1920 на съезде в г. Тур Хо Ши Мин участвовал в создании компартии Франции и вступил в её ряды. В 1922 он вместе с др. революционерами из различных франц. колоний организовал в Париже Лигу народов франц. колоний и издание газ. " Ле Парна", сыгравших значит, роль в борьбе за нац. освобождение. В 1924 Хо Ши Мин участвовал в работе 5-го конгресса Коминтерна. Во В. ширилось нац.-освободит, движение, в к-ром активную роль играла мелкая буржуазия. С нач. 20-х гг. стали издаваться газеты, подвергавшие резкой критике колон, порядки. В 1923 была образована Конституционная партия, выражавшая интересы южновьетнамской торг.-пром. буржуазии, тесно связанная с помещичьим землевладением. В 1924 представители вьетнамской эмигрантской молодёжи создали в Китае вьетнамскую революц. орг-цию - Об-во единомышленников. Одновременно росло рабочее движение внутри страны. В 1920-25 во В. было зафиксировано 25 забастовок, в т. ч. крупная забастовка на каучуковой плантации в Фужиенге (пров. Бьенхоа). В последующем произошли забастовки на электростанциях пров. Виньмонг (1926), стачки кули на каучуковых плантациях в Фужиенге (1927; 3 тыс. участников) и кофейных плантациях Тэйнгуена (на Ю. Аннама). Вспыхнули крест, волнения: стихийное выступление крестьян в деревне Линьфонг (1927, Кохинхина), в волости Тьенжанг (1927, Аннам). В июне 1925 по инициативе Хо Ши Мина на терр. Китая была основана первая вьетнамская революц. орг-ция марксистского направления - Товарищество революционной молодёжи Вьетнама, развернувшая работу среди рабочих и крестьян. К кон. 1927 создана Национальная партия Вьетнама, выражавшая интересы мелкой и средней вьетнамской буржуазии. В то же время действовала Революц. партия нового В. (осн. в 1925), состоявшая преим. из представителей интеллигенции и учащихся. Эта организация развивалась под непосредств. воздействием Товарищества. С сер. 20-х гг. рабочее движение стало переходить в стадию организованной борьбы. В 1928-29 произошло св. 30 забастовок (6600 участников), в т. ч. на цем. з-де в Хайфоне, текст, комбинате в Намдине, каучуковой плантации в Фужиенге. Рабочий класс В. превращался в самостоят, политич. силу. Важной чертой этого периода явилось развитие крест, движения, выступление крестьян р-на Ниньханлой (1928, Кохинхина) и крестьян горных народностей в районе Конгтума (1929). Переход руководства на ц.-освободит. движением к рабочему классу (нач. 30-х гг. 20 в. -1945). Мировой экономич. кризис 1929-33 тяжело отразился на экономике В. Падение мировых цен на рис и каучук привело к уменьшению экспорта и произ-ва этих культур. Снизились добыча и экспорт минёр, сырья (добыча угля упала на 25%). Лишь с сер. 30-х гг. экономика колон. В. начала постепенно выходить из кризиса. В канун 2-й мировой войны наблюдалось нек-рое оживление в произ-ве экспортных с.-х. культур, горнодоб. пром-сти; в 1939 произ-во риса составило св. 5, 5 млн. т, каучука - ок. 52 тыс. т, чая - св. 20 тыс. т, кофе - ок. 3 тыс. т; кам. угля - св. 2, 6 млн. т, цинка- 13, 4 тыс. т, цемента - 3)5, 8 тыс. т. Франц. колонизаторы стремились переложить тяготы кризиса на вьетнамский народ. В 1931-35 франц. пр-во выпустило займы на 1551, 6 млн. фр. (проценты по займам - 3355 тыс. пиастров в 1931, 9415 тыс. пиастров в 1933). Возросли налоги, собиравшиеся с населения. Усилились разорение и обезземеливание крестьян. Происходили массовые увольнения рабочих и служащих (безработица достигла 50%), резко снижалась заработная плата. Разорение постигло и мн. представителей мелкой и нац. буржуазии, предприятия к-рых перешли к франц. монополиям. В обстановке обострения противоречий между вьетнамским народом и франц. империализмом, между нар. массами, гл. обр. крестьянством, и классом помещиков-феодалов в 30-х гг. руководство нац.-освободит. движением в стране стало постепенно переходить к рабочему классу, возглавляемому созданной в февр. 1930 Коммунистич. партией В. (в окт. 1930 переименована в Коммунистическую партию Индокитая -КПИК). Образование КПИК совпало с подготовкой Нац. партией В. антифранц. восстания в Сев. В. (см. Йенбайское восстание). Однако вследствие отрыва Нац. партии В. от народа колонизаторы быстро подавили восстание. Нац. партия утратила влияние среди масс. С февр. 1930 коммунистич. партия возглавила мощный подъём массового движения, охватившего всю страну. В 1930- 1931 произошло 129 забастовок рабочих, в т. ч. на плантации в Фужиенге (см. Фужиетская забастовка 1930), 535 выступлений крестьян. В 1929-30 возникли первые профсоюзные орг-ции. Наибольшей остроты революц. движение достигло в Центр. В., где в авг.- сент. 1930 в ряде уездов были образованы нар. советы, просуществовавшие неск. месяцев (см. Нгеан-Хатиньские советы 1930), С кон. 1931 в условиях жестокого террора, проводимого франц. колонизаторами, массовое движение временно пошло на убыль, но уже с сер. 1932 оно вновь стало нарастать. В марте 1935 в Макао (Аомынь) собрался 1-й съезд КПИК, принявший решения об укреплении и расширении рядов партии, усилении работы в массах. После прихода к власти во Франции правительства Нар. фронта (июнь 1936) КПИК перешла на полулегальное положение. В этот период в качестве первоочередных партия выдвинула задачи орг-ции обороны Индокитая от япон. агрессии, создания широкого нар. фронта в Индокитае, осуществления демократич. реформ. КПИК возглавила в 1936 движение за созыв Индокитайского конгресса, к-рый должен был выработать от имени всех слоев населения программу требований. Хотя конгресс не был созван, массовое движение дало положит, результаты. Были изданы декреты о сокращении рабочего дня, введении оплачиваемых отпусков, амнистии политзаключённым и др. С кон. 1936 развернулась борьба трудящихся за улучшение жизненных условий, предоставление демократич. свобод, снижение налогов. В 1937 произошло ок. 400 забастовок рабочих, многочисл. выступления крестьян и др. слоев населения. В марте 1937 по инициативе КПИК образован Демократич. фронт Индокитая, в к-рый вошли легальные коммунистич. группы, индокитайская секция Социалистич. партии Франции, об-ва рабочих, интеллигенции, мелких торговцев, предпринимателей и др. В 1937-38 на выборах в консультативные палаты нар. представителей Тонкина и Аннама (образованы в Тонкине в 1913, Аннаме в 1920) и т. н. Совет экономич. и финанс. интересов Индокитая (образован в 1928) Демократич. фронт добился значит, успеха. " Советы в провинциях Нгеан и Хатинь в 1930-31". Лаковая живопись, выполненная по эскизу Нгуен Дын Нунга группой художников. После вступления Франции во 2-ю мировую войну (сент. 1939) колон, власти ликвидировали многие завоевания нар. масс. КПИК и все демократические орг-ции подверглись жестоким преследованиям. В 1940 франц. пр-во, капитулировав перед фашистской Германией, пошло на сговор с япон. милитаристами и согласилось на оккупацию ими В. (франко-япон. конвенции 22 сент. 1940 и 26 июля 1941). Наряду с япон. оккупац. властями во В. продолжала существовать (до марта 1945) франц. колон, администрация, активно сотрудничавшая с оккупантами. Франко-япон. соглашения 1940-41 обеспечили Японии огромные возможности эксплуатации природных ресурсов Индокитая (в 1940 япон. капитал в Индокитае составлял 12 500 тыс. фр. при общей сумме иностр. капиталовложений в Индокитае 299 200 тыс. фр., в 1943 соответственно 111 млн. фр. при 769 100 тыс. фр.). Нелегальные газеты, издававшиеся Коммунистической партией Индокитая в 1930-45. Нар. массы В. под руководством КПИК развернули активную борьбу против япон. оккупантов и франц. колонизаторов. В 1940-41 вспыхнули восстания в Бакшоне (пров. Лангшон), в ряде районов Юж. В., в Дюлыонге (пров. Нгеан). В мае 1941 по инициативе и под руководством КПИК создана организация единого нац. фронта В.- Лига борьбы за независимость В. (Въетминъ). Начали возникать (с 1941) первые опорные базы и вооруж. отряды Вьетминя, осн. р-ном к-рых стал сев. горный р-н Вьетбак. 22 дек. 1944 в пров. Каобанг на базе партиз. групп, отрядов самообороны и нар. ополчения был создан первый отряд освободит, армии В. Стремясь ослабить нарастающее освободит, движение во В., япон. оккупанты прибегли к политич. манёвру. 9 марта 1945 они осуществили т. н. гос. переворот, выразившийся в ликвидации франц. колон, администрации и предоставлении В. фиктивной независимости. По существу это означало переход всей власти во В. в руки япон. империалистов. 9-12 марта 1945 в местечке Тышон (пров. Бакнинь) состоялось расширенное заседание Постоянного бюро ЦК КПИК, принявшее решение о подготовке к всеобщему восстанию. 15-20 апреля созвана воен.-революц. конференция, наметившая план подготовки к всеобщему восстанию. По решению конференции в мае 1945 все освободительные вооруж. силы объединились в единую освободительную армию В. (Вьетнамская народная армия - ВНА). 4 июня 1945 в 6 провинциях Сев. В. был официально создан единый Освобождённый р-н с центром в дер. Танчао (пров. Туйенкуанг), К авг. 1945 территория, освобождённая ВНА в Сев. В., значительно расширилась. Партиз. борьба и освободит, движение активизировались также в Центр, и Юж. В. Летом 1945 был создан Освобождённый р-н Бато. Победа Августовской революции и провозглашение Демократич. Республик и В. (1945). Завершив победой борьбу с фашистской Германией, со-в. войска в начале авг. 1945 перешли в наступление против япон. Квантунекой армии в Маньчжурии. Японцы терпели поражение. В этой обстановке 11 авг. 1945 выступило население пров. Куангнгай. Революц. силы Освобождённого р-на Бато двинулись в направлении г. Хюэ. 12 августа нар. власть была установлена в пров/Хатинь. 13 - 15 авг. конференция КПИК приняла решение о начале всеобщего восстания во В. с целью завоевания полной независимости и установления нар. власти. Был сформиоован Комитет восстания во главе с Во Нгуен Зиапом, к-рый в ночь с 13 на 14 авг. 1945 отдал приказ о развёртывании всеобщего восстания. 16-17 августа в дер. Танчао состоялся Всевьетнамский нац. конгресс, одобривший решение о всеобщем вооруж. восстании. Был создан Нац. комитет освобождения В. (Врем, пр-во В.) во главе с Хо Ши Мином. В течение нескольких дней нац. нар.-демократич. революция (см. Августовская революция 1945 во Вьетнаме) одержала победу во всей стране (в Ханое - 19 авг., в Хюэ - 23 авг., в Сайгоне - 25 авг., в этот же день в столице Вьетнама - г. Хюэ император Бао-Дай подписал акт об отречении от престола). 2 сент. 1945 от имени Врем, пр-ва Хо Ши Мин на 500-тысячном митинге в Ханое огласил Декларацию независимости В., возвестившую о возникновении свободного и независимого гос-ва - Демократич. Республики В. (см. раздел ДРВ). Лит.: Б о р и с к о в с к и и П. И., Первобытное прошлое Вьетнама, М. -Л., 1966: Д е о п и к Д. В., Возникновение государства во Вьетнаме, " Советское востоковедение", 1958, №4; его же, Крестьянские восстания во Вьетнаме в I-II вв. н. э., в кн.: Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока, М., 1960: Огнетов И. А., Восстание Тэй-Шонов во Вьетнаме (1771-1802), М., 1960; Чешков М. А., Очерки истории феодального Вьтнама. Г По материалам вьетнамских хроник XVIII - XIX вв.], М., 1967; его же, Особенности фоомиоования вьетнамской буржуазии, М., 1968; Новейшая история Вьетнама, М., 1963; История Вьетнама в новейшее время (1917- 1965), М., 1970; Документы Женевского совещания, " Международная жизнь", 1954, №1; Хо Ши Мин, Избранные статьи и речи, пер. с Вьетнам, и франц., М., 1959; его же, Ленинизм и освобождение угнетенных народов, М., 1960; его ж е, Тридцать лет Партии трудящихся Вьетнама, " Проблемы миоп и социализма", 1960, № 2; Л е Зуан, Избр. статьи и речи, М., 1971; Чыонг Т и н ь, Октябрьская революция и борьба вьетнамского народа за национальную независимость, народную демокоатию и социализм, " Вопросы истории", 1957, № 10; М и н ь Ч а н ь, Революционное движение во Вьетнаме, " Советское востоковедение", 1956, № 1; е г о же. Октябрьская революция и национально-освободительная борьба вьетнамского народа, в сб.: Великий Октябрь и народы Востока, М., 1957; Буй К о н г Ч ы н г, Великий Октябрь и создание Коммунистической партии Индокитая, " Вопросы истории КПСС", 1958. № 6; Шилтова А. П., Мордвинов В. Ф., Национально-освободительное движение во Вьетнаме (1858-1945), М., 1958; Губер А. А., Вьетнам во время н после Второй мировой войны, М., 1950; М х н т а р я н С. А.. Рабочий класс н национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885 - 1930), М., 1967; Шено Ж., Очерк истории вьетнамского народа, пер. с франц.. М., 1957; Вьетнам (Справочник), М., 1969; Библиография Юго-Восточной Азии. М., I960; Бакшт И., Изучение Вьетнама в Советском Союзе (библиографический обзор), " Народы Азии и Африки", 1968, № 1: Viet strth6ng giam ctrcmg muc. Chinh bien, tap i- 20, Ha-noi, 1957-60; Dai nam thuc luc, tap 1-20, Ha-noi, 1963-68; Minh Tranh, Tim hieu Ijch str phat trien xa hpi Viet-nam, Ha-noi, 1957; Van Tan, Lich sir Viet-nam so- gian, Ha-noi, 1963; Lich su che do phong kien 61 Viet-nam, tap I- 3, Ha-noi, 1960; Т г v cr n g ChinhvaVoNguyen Giap, Van de dan cay, Ha-noi, 1959: В о u d e t P. et В о u r g e о i s R., Bibliographic de 1'Indochine francaise, v. 1 - 3, Hanoi, 1932 - 34; В rebion A., Dictionnaire de bio-bibliographie... de 1'Indochine francaise, P., 1935; Indochina. A bibliography of the land and people, Wash., 1950. Д. В. Деопик, А. Г. Мазаев. До франц. колонизации науч. и технич. знания развивались под влиянием кит. науки и техники. В кон. 19- нач. 20 вв. франц. учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекц. заболеваниями. Для выявления минер, ресурсов страны была организована геологич. служба. Производились топографич. и картографич. работы, гл. обр. в воен. целях. Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистич. система религ.-мифологич. воззрений, от к-рой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религ. и филос. течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистич. взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы филос. воззрений, тесной связью с магич. практикой, культом местных богов и т. п. С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетн.- тхиен). С кон. 11- нач. 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в кон. 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной кит. мыслителем Чжу Си форме было осн. филос. течением во В. вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господств, класса и среди осн. массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции. В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с, изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли гос-ва в экономич. и политич. жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей к-рого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди нар. масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18- нач. 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистич. мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христ. философия (Нгуен Чыонг То и др.). Отсутствие доминирующей филос. концепции, стихийное формирование мате-риалистич. взглядов, распространение в образованной среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны франц. колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиц. религ. учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии филос. мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период " модернизации", выразившейся в требовании более активного участия в обществ, жизни. С нач. 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоят, материалистич. систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобурж. интеллигенции в то время пользовалось учение кит. мыслителя и революц. демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в нач. 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30- 40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европ. идеалистич. концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь). Марксистская мысль формируется во В. с нач. 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ (" Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались преим. проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в 1930 Коммунистич. партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в авг. 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей. Историческая наука. Вьетнамская феод, историография возникла не позднее 13 в. Крупным её представителем явился Ле Ван Хыу, издавший в 1272 " Исторические записки о Дайвьете" - очерк истории вьетнамского государства с древнейших времён. Эта работа, как и труды Ле Така " Записки об Аннаме" (кон. 13- нач. 14 вв.), анонимного автора " Очерк истории Вьета" (13 - 14 вв.), Ли Те Сюйена " Сборник незримых покровителей страны вьетов" (1329), Фан Фу Тиена " Комментированная история Дайвьета" (1453), написана под некоторым влиянием феод. кит. конфуцианской историографии. Новое течение во вьетнамской историографии утвердилось после появления в 1479 труда Нго Си Лиена " Полная история Дайвьета", подчеркнувшего самостоят, характер развития вьетнамского гос-ва, что нашло отражение во введённой им и воспринятой всей вьетнамской феод, историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское гос-во стало официально независимым от кит. империи, и с 939). Для труда Нго Си Лиена и последующих работ - Фам Конг Чы " Комментированная основная история Дайвьета" (1665), Ле Кюи Дона " История Дайвьета" (1749), характерны прославление вьетнамской феод, монархии, политич. тенденция к утверждению единого централизов. гос-ва. В этих книгах изложение строилось по хронологич. принципу и осн. внимание уделялось политич. истории. Следующий этап в развитии вьетнамской историографии начался с выходом в 1821 работы Фан Хюи Тю " Описание установлений всех династий", где сделана попытка сравнит, анализа экономич., юридич. и политич. институтов, рассматриваемых на протяжении всей истории В. Элементы историч. анализа, появившиеся в труде Фан Хюи Тю, получили развитие в крупнейшем вьетнамском произведении " Полный обзор истории Вьета" (1856-84), написанном группой авторов под рук. Фан Тхань Жяна. Первое время после захвата В. франц. колонизаторами (50-80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии (Чыонг Винь Ки, Зыонг Куанг Нам и др.) проходило под влиянием франц. бурж. историографии. Особое место во вьетнамской бурж. историографии занимает общая работа Ле Тхань Кхоя " История и цивилизация Вьетнама" (Париж, 1955). В трудах идеологов зарождавшейся нац. буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь) разоблачалась колон, политика Франции во В., ставились проблемы нац.-освободит, борьбы и дальнейшего социально-экономич. развития В. Большое значение в развитии историч. науки во В. имело создание Ханойского ун-та (1918). Первое марксистское исследование по истории В. написано Хо Ши Мином в 1925-" Обвинительный акт против французской колонизации"; в работе вскрывался механизм колон, эксплуатации, показывалось бедственное положение трудящихся в условиях колон, режима. В статье " Ленин и Восток" (1926) Хо Ши Мин подчёркивал важность ленинского положения о соединении в мировом революц. процессе рабочего движения в развитых капиталистич. странах и нац.-освободит, движения в колониях. Работы Хо Ши Мина положили начало изучению вопросов обществ.-экономич. развития, классов и классовой борьбы, истории нац.-освободит, рабочего и революц. движения во В. Марксистская историография окончательно утвердилась в ДРВ после установления нар.-демократич. власти (1945). Д. В. Деопик. Экономическая наука. Одна из первых попыток собрать систематич. материалы по экономике В. (сведения о развитии экономич. институтов, в т. ч. о налоговой системе, и сравнительный их анализ), дающие наиболее целостное представление об экономич. истории страны, принадлежит представителю вьетнамской феод, историографии Фан Хюи Тю. Бурж. экономич. мысль начала развиваться во В. в последней четв. 19- нач. 20 вв. в рамках зарождающегося бурж. национализма. Для воззрений революц.-демократич. крыла движения " за реформы" (Фан Бой Тяу и др.) характерно признание целесообразности развития нац. пром-сти, с. х-ва и торговли на основе капиталистич. предпринимательства. Представители умеренного (либеральнореформаторского) направления (Фан Тю Чинь и его последователи), критикуя экономич. политику колон, властей, выступали за политич. и экономич. развитие страны, в т. ч. за демократич. экономич. реформы. В 20-е гг. во В. начинают проникать марксистские экономич. идеи. Под воздействием Великой Окт. социалистич. революции в России, рабочего и коммунистич. движения во Франции и Китае (революции 1925-27) передовая часть вьетнамской интеллигенции начала пропаганду социалистич. идей, в т. ч. экономич. учения Маркса. Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии, в пропаганде марксистской экономич. теории и развитии осн. положений марксистской экономич. науки применительно к нац. условиям наряду с Хо Ши Ми-ном сыграли проф. революционеры Тон Дык Тханг, Чан Фу, Ле Хонг Фонг, Нго За Ты, Буй КонгЧынг, Зыонг Бать Май, Нгуен Ван Тао и др., вышедшие из рядов Товарищества революц. молодёжи В. Экономисты-марксисты в 30-40-х гг. разрабатывали проблемы конфискации и национализации земли помещиков, колонизаторов и церкви и передачи её крестьянам, национализации пром. предприятий колонизаторов, отмены старых грабительских налогов и введения прогрессивного налога, установления 8-часового рабочего дня и др., что нашло конкретное выпажение в программных документах КПИК. В. С. Расторгуев. Литература Древний фольклор вьетнамцев представлен циклом мифологич. преданий о государе Драконе Лаке, первопредке и первоучителе людей, богатырской сказкой о герое Фу Донге, преданиями о стр-ве Коепости-улитки, о древних воительницах сестрах Чынг. В ранних памятниках вьетнамской письменности 10-12 вв., написанных на ханване - вьетнамизир. варианте кит. архаич. языка, - сочетаются черты ораторского творчества и формы, выработанные кит. лит. традицией. Монументальный стиль характерен для произв., выражающих патриотич. самоутверждение: " Указ о перенесении столицы" (1010) императора Ли Тхай То, стихотв. " Властителям Юга вовеки владеть..." (1076) Ли Тхыонг Кьета (1019- 1105). В 13-14 вв. получила развитие придворная поэзия, на к-рой сказалось влияние созерцат. буддийского мироощущения: в четверостишиях и восьмистишиях королей-стихотворцев из династии Чан (1225-1400) изображаются эстетизированные пейзажи, стихи также служили надписями к картинам. Патриотич. настроения, неотделимые от патриарх, представлений о долге феодала и его имуществ. правах, запечатлены в стихах и ритмич. прозе о борьбе с монг. нашествием в 13 в.: " Воззвание к военачальникам" (1285) Чан Хынг Дао (ум. 1300), стихи Чан Куанг Кхая (1248-94). В кон. 14 в. в творчестве ряда поэтов, принадлежавших к служилому сословию, появляется тема социального протеста, а в 1-й пол. 15 в.- ранние социальные утопии. В 14 в. зарождается новелла на ханване, к-рая формируется на основе повествоват. фольклора и летописной традиции. В 15 в. развивается поэзия на разговорном вьетнамском яз., (начало к-рой было положено ещё в 13 в.)-" Сборник стихов на родном языке" Нгуен Чая (1380-1442). В этом процессе сыграло роль лит. объединение " Собрание двадцати восьми звёзд" во главе с императооом Ле Тхань Тонгом (1440-97). В 16-17 вв. получила распространение ритмич. проза. Афористичная и ироничная поэзия Нгуен Бинь Кхиема (1491-1585) развивает тему социальной несправедливости, к-рая рассматривается как следствие ухудшения нравов. " Собрание рассказов об удивительном" Нгуен Зы (16 в.) на ханване ознаменовало высокое совершенство жанра новеллы. Не позднее 2-й пол. 16 в. возникли жанры повествовательной и филос.-лирич. поэмы. В кон. 17- нач. 18 вв. создана обширная историко-эпич. поэма " Книга Небесного Юга" - поэтич. рассказы о подвигах историч. лиц и легендарных героев В. В лит-ре 18- нач. 19 вв. возрастает внимание к отдельной личности. Зарождается жанр лирической поэмы, дававший простор для изображения внутреннего мира человека: " Жалобы солдатки" поэтессы ДоанТхиДьем (1705-48), " Жалобы королевской наложницы" Нгуен За Тхиеу (1741-98). Наступает расцвет жанра повествоват. поэмы, отражавшей частную жизнь. Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1765- 1820)" Стенания истерзанной души" -выдающийся памятник вьетнамской классич. лит-ры. В поэзии малых форм, особенно скованной традициями, намечается интерес к оригинальной образности, расширяется тематика, схватывая быт, городскую жизнь. Талантливые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (кон. 18- нач. 19 вв.), утверждая ценность чувственной жизни человека, содержали сатирич. образы буддийских монахов и ханжей -конфуцианцев. В прозе на ханване появляются жанры романа-эпопеи (" Император Ле - объединитель страны"), воспоминаний (" Описание дел в достославной столице" ЛеХыуЧака, 1720-91), очерков, знаменующих собой расширение знаний о мире (очерки Ле Кюи Дона, 1726-83). В 19 в. лит-pa развивается в традиц. формах, хотя соч. Чыонг Винь Ки (1837-98) уже предвещают новую прозу. Ведущими становятся патриотич. мотивы - поэзия Нгуен Динь Тьеу (1822-88), Нгуен Тхонга (1827- 1894). По мере становления колон, и феод, общества усиливается сатирич. направление - стихи Нгуен Кхюена (1835- 1909), Ту Сыонга (1870-1907). Поэзия и публицистика нач. 20 в. выражала идеи просветительства и гражд. пафос. В 1-й четв. 20 в. формируются совр. прозаич. жанры: новелла, роман, а также совр. драма. Происходит перестройка в стихосложении, в 30-е гг. возникает движение " Новой поэзии", знаменующее высвобождение личности от феод. пут. В 20-е гг. зарождается революц. лит-pa: комедия " Бамбуковый дракон", стихотворения в сб-ке " Тюремный дневник" (1942-43), рассказы и публицистика Хо Ши Мина (1890-1969), поэзия То Хыу (р. 1920), художеств.-документ. жанры. Реалистич. направление формировалось в связи с обращением писателей к крест, теме: роман НгуенКонгХоана (р. 1903)" Последний шаг" (1938), его сатирич. рассказы, повесть " Лампа гаснет" (1939) и очерки " Дела деревенские" Нго Тат То (1892- 1954). О жизни городских низов рассказывал роман Нгуен Хонга (р. 1918) " Воровка" (1938). Реалистич. направленность романов By Чонг Фунга (1912- 1939), обладающих большой силой обличения порядков колон.-феод. В., несколько снижало влияние фрейдизма. В нач. 40-х гг. усиливается тенденция к психологич. разработке образа - роман " Изношенная жизнь" (1944, посм. публ. 1956) Нам Као (1914-51) и его рассказы. Лит.: Мхитарян Т. Т., Из истории создания вьетнамской письменности, " Вестник истории мировой культуры", 1961, № 2; Нгуен Дык Дан, Черты развития вьетнамской литературы 1930 - 1945 годов, " Народы АЗИИ и Африки", 1964, № 1; Никулин Н. И., О периодизации вьетнамской литературы эпохи средневековья, там же; его же, Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу, М., 1965. Н. И. Никулин.
|