Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ретроспектива развития муниципальных органов управления строительством.
Вопросы к гос. экзамену по дисциплине “Менеджмент в строительстве” 2015-2016
Вопрос 4. Управление строительной деятельностью: муниципальный (субъекта федерации) уровень системы управления. Ретроспективный анализ развития и современная структура муниципальных органов управления строительством в Санкт-Петербурге.
Функции муниципальных органов управления сходны с государственными, но относятся к муниципальным строительным программам. Муниципальные органы управления: 1. Определяют размер средств из муниципального бюджета, направляемых на воспроизводство объектов. 2. Организует и контролирует использование средств на воспроизводство. 3. определяет порядок управления муниципальной собственностью. 4. Определяют архитектурно-градостроительные требования. 5. Определяют порядок землепользования. 6. Определяют санитарные требования. 7. Определяют вклад заказчиков (инвесторов) в развитие муниципальной инфраструктуры. 8. Разрешают и контролируют любое строительство в регионе. Определение, которое дает русский толковый словарь: «регион - обширная территория, включающая несколько областей страны или несколько стран, объединенных по экономико- географическим и другим признакам», незначительно отличается от определения региона в российском законодательстве– «регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов». На основе статистических данных и проведенного анализа делается научнообоснованный вывод, что к началу либерально-демократических реформ на территории северо-запада России сформировался отчетливо выраженный и устойчивый территориальный строительный комплекс, включающий четыре объекта управления: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, с доминирующей ролью Санкт-Петербурга и Ленинградской области как естественного территориального, исторически и экономически обусловленного центра развития всего северо-запада России. Рассматривая понятие системы управления инвестиционно- строительным комплексом (ИСК) можно сделать следующие выводы: Система управления ИСКсостоит из управляющей и управляемой подсистем. Применительно к Санкт- Петербургу эти две подсистемы состоят: 1. Из управляющей подсистемы, представляющей собой администрацию города как совокупность органов исполнительной власти государственного управления (губернатор, правительство города), органов отраслевого управления (комитеты и управления администрации города) и органов территориального управления (территориальных управлений районов и городов, входящих в Санкт-Петербург), прямо и косвенно регулирующих инвестиционно-строительную деятельность; 2. Управляемой подсистемы - ИСК. ИСК в мегаполисе как объект управления - это сложная социально-экономическая и территориальная система, в которую входят четыре подсистемы: население; географическая среда; градообразующая база, удовлетворяющая потребности социально-экономической системы более высокого порядка; градообслуживающая база, обеспечивающая функционирование и развитие самого ИСК. Объектами управления ИСК могут быть комплексы различных сфер его жизнедеятельности. Наиболее важными комплексами являются: 1) исследуемый ИСК; 2) транспортно-дорожный (транспортная отрасль); 3) городское хозяйство (включая инженерно-энергетический комплекс, сферу жилищно-коммунального обслуживания и др.); 4) недвижимость; 5) финансы; 6) социальный; 7) промышленный; 8) внешнеэкономический; 9) научно-образовательный. Важным элементом ИСК является инструментарий управления, представляющий собой совокупность следующих комплексов: 1. технические средства сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации; 2. средства информационного обеспечения (система документов, классификация и кодирование информации, базы данных и знаний), необходимые для разработки управленческой документации; 3. средства лингвистического обеспечения (языки общения с техническими средствами программирования, проектирования и моделирования); 4. средства математического обеспечения (модели, методы и алгоритмы), позволяющие ускорить выбор оптимальных стратегических, тактических и оперативных решений при управлении; 5. средства программного обеспечения (программные системы, пакеты прикладных программ), позволяющие реализовать задачи управления на средствах обработки информации. Организационная структура управления ИСК в мегаполисе показана на рис. 1. Из него следует, что система управления ИСК взаимодействует (посредством прямых и обратных связей) с управляющей подсистемой (весь город и весь ИСК), посредством общей технологии управления, его инструментария. Место системы управления ИСК в городской системе управления и иерархия отраслевых и территориальных органов управления можно представить на основе представленной ниже декомпозиции системы исполнительной власти. В подчинении Губернатора Санкт- Петербурга (0-ой уровень управления в системе) находятся 8 Вице-губернаторов (1-й уровень управления), отвечающих за работу отдельных комитетов и органов по направлениям. 1. Вице-губернатор Санкт- Петербурга - руководитель Администрации Губернатора Санкт- Петербурга. Возглавляет Администрацию Губернатора Санкт- Петербурга. и организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере.
А - выход на более высокий уровень управления (вице-губернатор, губернатор Санкт- Петербурга)
Рис.1. Организационная структура управления ИСК в мегаполисе
Непосредственно координирует и контролирует деятельность администраций районов Санкт- Петербурга, комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и по взаимодействию с ОМСУ 2. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов экономического развития Санкт- Петербурга, налоговой, финансовой, промышленной и научно-технической политики Санкт- Петербурга, развития потребительского рынка, разработки и исполнения бюджета Санкт- Петербурга, увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета Санкт- Петербурга, управления государственным имуществом Санкт- Петербурга в части увеличения неналоговых доходов бюджета Санкт- Петербурга, инвестиций в промышленность Санкт- Петербурга, а также обеспечивающий взаимодействие Правительства Санкт- Петербурга с органами. Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета финансов · Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли · Лицензионной палаты Санкт-Петербурга · Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга. · Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга 3. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов социальной и демографической политики Санкт- Петербурга, социальной защиты, здравоохранения. Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета по труду и социальной защите населения · Комитета по здравоохранению · Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности · Управления ветеринарии · Управления социального питания · Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт- Петербурга и Ленинградской области. 4. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов городского хозяйства, жилищной политики Санкт- Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Жилищного комитета · Комитета по энергетике и инженерному обеспечению · Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству · Комитета по транспорту · Комитет по транспортно-транзитной политике · Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга · Государственной административно-технической инспекции. 5. Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета по строительству · Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры · Комитета по градостроительству и архитектуре · Управления государственной вневедомственной экспертизы · Управления по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений · Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству в пределах вопросов касающихся дорожного строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства · Комитета по транспорту в пределах вопросов, касающихся строительства метро · Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в пределах вопросов, касающихся строительства головных инженерных сооружений и объектов инженерной инфраструктуры Санкт- Петербурга · Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга в пределах вопросов, касающихся вовлечения земель в оборот и изменения функционального назначения земельных участков. 6. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов научной политики Санкт- Петербурга, высшего, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации, молодежной политики Санкт- Петербурга, взаимодействия с общественными организациями, физической культуры и спорта, а также обеспечивающий взаимодействие Правительства Санкт- Петербурга с органами и организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере. Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета по культуре · Комитета по образованию · Комитета по науке и высшей школе · Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями · Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации · Комитета по физической культуре и спорту. 7. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов законности, правопорядка и безопасности, внешних связей Санкт- Петербурга, развития туризма, информатизации и связи в целях обеспечения законности и безопасности, а также обеспечивающий взаимодействие Правительства Санкт- Петербурга с органами и организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере. Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности · Комитета по внешним связям · Комитета по информатизации и связи · Управление информации · Комитета по туризму и развитию курортов · Архивного комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области · Управления записи актов гражданского состояния · Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники · Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга. 8. Вице-губернатор Санкт- Петербурга, отвечающий за решение вопросов управления федеральной собственностью, переданной в управление Санкт- Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, учета государственного имущества Санкт- Петербурга и распоряжения им, инвентаризации и мониторинга земель Санкт- Петербурга, инвестиционной политики Санкт- Петербурга и реализации стратегических проектов, а также обеспечивающий взаимодействие Правительства Санкт- Петербурга с органами и организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере Непосредственно координирует и контролирует деятельность: · Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга · Комитета по инвестициям и стратегическим проектам · Комитета по управлению городским имуществом. Комитет по строительству в настоящее время действует как основной комитет в системе управления ИСК. Это 2-й уровень управления в системе управления городом. Как видно из рис.1. и описания системы исполнительной власти Комитет по строительству взаимодействует не только с комитетами, подразделениями и управлениями, находящимися в подчинении у Вице- губернатора, курирующего вопросы капитального строительства и реконструкции, но и комитетами и службами, подчиненными другим вице-губернаторам (например, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, комитет по транспорту, подчиненные Вице-губернатору Санкт- Петербурга, отвечающему за решение вопросов городского хозяйства, жилищной политики Санкт- Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства). Комитет по строительству осуществляет работу по следующим направлениям: инвестиционно- строительная деятельность, бюджетное строительство, нормативно-техническая работа и развитие городских территорий. Рассмотрим структуру комитета. Инвестиционно- строительное направление представлено Управлением сопровождения объектов строительства. Основными задачами Управления являются контроль за строительством и реконструкцией инвесторами объектов городского хозяйства от издания распорядительного документа до сдачи Государственной комиссии и выполнением инвестиционных условий, разработка мероприятий по эффективному использованию земельных участков и сокращение сроков строительства, привлечение инвесторов к строительству и реконструкции, согласование предоставления земельных участков в рамках компетенции комитета. Бюджетное строительство осуществляется Строительным управлением и отделом разработки проектной документации. Строительное управление исполняет функции Государственного заказчика по строительству, реконструкции и реставрации объектов адресной программы капитальных вложений (АПКВ), занимается подготовкой договоров и государственных контрактов на выполнение подрядных работ, оказанием услуг по выполнению части функций заказчика, разрабатывает предложения при формировании и корректировке АПКВ по объектам городского и федерального заказов. Отдел разработки проектной документации формирует адресные программы проектно-изыскательских работ будущих лет и текущего проектирования за счет средств бюджета города, оформляет конкурсную документацию, договоры по внеконкурсным процедурам и иные документы, относящиеся к договорным отношениям в области проектирования. Подразделения нормативно-правового направления - нормативно-технический отдел и отдел тендеров - участвуют в разработке новых и корректировке старых территориальных нормативных документов в области строительства и организуют конкурсные процедуры при размещении государственного заказа. Развитием городских территорий занимается Управление перспективного развития и отдел инженерной подготовки. Управление перспективного развития формирует базы данных по территориям под жилищное строительство, обеспечивает комплексное освоение новых жилых кварталов в увязке с программами развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, участвует в формировании адресных программ строительства и реконструкции аварийного и ветхого жилищного фонда и санации жилых домов первых массовых серий. Отдел инженерной подготовки разрабатывает проекты инженерной подготовки новых территорий (кварталов) под жилищное строительство, участвует в подготовке программ комплексного развития инженерной инфраструктуры города. Отметим, что структура КС изменилась. Выделено отдельно нормативно-техническое направление. Нормативно-техническое направление возникло в связи с давно существующей необходимостью совершенствования правовой базы в строительстве. Анализ деятельности Комитета по строительству позволяет скоординировать работу его управлений по новым приоритетным направлениям с учетом выявленных дополнительных факторов влияния в ИСК мегаполиса: - развитие и реконструкция территорий Санкт- Петербурга, реализация инвестиционных программ и инвестиционных проектов в сфере недвижимости; - предоставление объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях; - подготовка документации, необходимой для осуществления капитального строительства, развития территорий, реализации инвестиционных программ и проектов в сфере недвижимости; - разработка предложений адресных программ капитальных вложений; - осуществление градостроительной деятельности в области проектирования, строительства и реконструкции; - осуществление от имени Санкт- Петербурга функций заказчика на строительство и реконструкцию объектов промышленного и гражданского назначения; - организация и проведение конкурсов на размещение государственных строительных заказов, а также в установленном порядке торгов по предоставлению объектов недвижимости на инвестиционных условиях; - разработка условий и предложений для включения в инвестиционные договоры. Основные задачи работы Комитета по строительству продиктованы социально-экономическими приоритетами политики Администрации Санкт- Петербурга, которые, в свою очередь, подчинены стратегическому плану развития города и принятым на городском и федеральном уровнях целевым программам капиталовложений: - дальнейшее развитие жилищного строительства, обеспечение максимального ввода жилья и других социальных объектов, широкое использование внебюджетных инвестиций; - реализация федеральных и региональных программ социально-экономического развития города; - создание условий для благоприятного инвестиционного климата; - вовлечение в инвестиционно- строительной процесс внебюджетных средств, кредитных ресурсов и частных инвестиций; - поддержка инвестиционной активности, развитие территорий и направлений реконструкции, создание предпосылок для повышения инвестиционных возможностей города и развития недвижимости; - сокращение объемов незавершенного строительства и снижение стоимости строительства (проведение конкурсов); - ускорение научно-технического прогресса в отрасли, совершенствование нормативной базы, обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение качества строительной продукции; - реконструкция и техническое перевооружение базы строительства, выпуск конкурентоспособных строительных материалов, конструкций и деталей. Среди направлений развития ИСК, требующих значительных объемов долгосрочных инвестиций, необходимо выделить: - сферу недвижимости, составляющую основу развития всех видов бизнеса; - расширение промышленного производства как одной из наиболее важных стратегических инвестиционных программ; - развитие международного туризма. Как следует из анализа места ИСК в общей системе мегаполиса, в процессе управления отраслью принимают участие множество комитетов и управлений из различных городских комплексов: жилищное хозяйство (КУГИ, Комитет по жилищной политике); землепользование (Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга); транспортный комплекс (Комитета по транспорту); собственно ИСК. В связи с этим все более актуальной становится задача научного обоснования методов взаимодействия КС не только с другими управленческими структурами мегаполиса, но и с внебюджетными инвесторами из РФ и зарубежных стран. Кроме того, требуют решения вопросы методологии оценки и реализации инвестиционных проектов, целевых программ и конкурсных предложений. С августа 2004 года Комитету по строительству Санкт-Петерубрга предоставлено право осуществлять градостроительную деятельность в области проектирования, строительства и реконструкции. Данные полномочия предоставлены Комитету по строительству в целях повышения эффективности государственного управления в сфере капитального строительства, и реализации инвестиционных проектов и программ. Помимо этого, комитет теперь наделен правом утверждать территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга и изменения к ним, а также иные документы по вопросам технического нормирования, стандартизации и сертификации, улучшения организационно-технического порядка в проектировании и строительстве, методические материалы и рекомендации. В итоге к новым факторам влияния на СУ ИСК в относят: развитие инвестиционных процессов (ГУ «Управление инвестиций»); совершенствование банковской системы (ГУ «Центр по работе с кредитами банков»); интенсификация реконструкции и реставрационных работ (ГУ «Фонд капитального строительства и реконструкции»); возрастание строительных рисков; повышение федеральных и городских требований в строительных сводах правил; учащение чрезвычайных ситуаций и др. Требуют решения также проблемы формализации методов стратегического планирования. В связи с этим актуальна разработка специальных моделей, используемых при стратегическом планировании развития ИСК. Для объективной оценки состояния системы управления ИСК необходима выработка критериев соответствия возможностейсистемы потребностям города в решении экономических и социальных проблем, при этом главная цель СУ ИСК заключается в оперативности и высоком качестве управления. Оперативность управленияИСК обеспечивается в результате минимизации цикла управления при обосновании, выборе и принятии всех видов управленческих решений на основе предлагаемых принципов: · оптимального количества уровней управления; · оптимальной системы документооборота на внутреннем и внешнем контурах управления; · оптимального распределения предметов ведения между структурами управления. Качество и оперативность управления в значительной степени зависят от применения органами управления современного инструментария и на его основе передовых информационных технологий управления. Качество управления ИСК дополнительно обеспечивается реализацией следующих принципов: · проведением многовариантной оценки при выборе оптимального решения на основе рассмотрения альтернативных вариантов; · оптимизацией стратегических и тактических решений при разработке основных документов по управлению. Исходя из этого, критериями оценки состояния СУ ИСК должны быть следующие уровни соответствия: · структурных подразделений и их численности - нормам управления; · профессиональных качеств управленческого аппарата - требованиям для систем отраслевого управления; · методов обоснования решений - требуемому качеству на основе многовариантной оценки; · разграничения предметов ведения между отделами, а в них между структурными подразделениями и исполнителями - требованиям к качеству и оперативности; · систем документооборота - уровню, в котором достигаются минимальные значения дублирующей информации.
Ретроспектива развития муниципальных органов управления строительством.
До 1992 года на территории города существовала следующая структура органов исполнительной власти: 1. Главное управление капитального строительства (ГлавУКС). 2. Главное архитектурно-планировочное управлении (ГлавАПУ). 3. Техническое управление. 4. ГЛАВЛЕНИНГРАДСТРОЙ. 5. ГЛАВЛЕНИНГРАДИНЖСТРОЙ. 6. ГЛАВЛЕНСТРОЙМАТЕРИАЛЫ. 7. ГЛАВЗАПСТРОЙ. Все они входили в состав Исполкома лнсовета. ГлавУКС (совместно с ГлавАПУ) осуществлял функцию единого заказчика по капитальному строительству. Основой для развития города и принятия решений в сфере строительства являлся ПЛАН экономического и социального развития Ленинграда (разработан Северо-Западным Филиалом Минстроя СССР). В мае 1992 года в составе Мэрии Санкт-Петербурга выделяют Инвестиционный комитет. В апреле 1994 года создается Департамент строительства подчиняющийся Комитету по управлению городским хозяйством. С декабря 1996 года образованный Комитет по строительству становится главным органом исполнительной власти в сфере строительства. В соответствии с Приказом Губернатора Комитет является государственным учреждением и структурным подразделением Администрации СПб.
|