![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркетинговые.
В теории и практике коммерческой деятельности методы обеспечения конкурентоспособности предприятия разделяют на товароведно-технологические и маркетинговые.
К товароведно-технологическим методам относятся:
- управление ассортиментом и качеством;
- органолептическая оценка товаров потребителем и атмосферы торгового зала (в основном визуальная оценка);
оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям.
Маркетинговые методы подразделяются на информационные, организационные и экономические.
Наиболее эффективны и применимы на практике такие информационные методы создания и поддержания потребительских предпочтений, как торговая реклама и пропаганда; паблик рилейшенз (связи с общественностью); презентация товаров и консультации продавцов; исследование мнений покупателей о качестве обслуживания; позиционирование товаров; упаковка и маркировка. Все указанные методы должны содержать достоверную информацию. Товароведно-технологическиеметоды обеспечения конкурентоспособности товаров — совокупность способов и при емов, предназначенных для формирования и сохранения ос новополагающих характеристик потребительной стоимости (ценности). К этим методам относятся управление ассортиментом, управление качеством, органолептическая оценка, оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям. Указанные методы подробно изучаются в дисциплинах " Теоретические основы товароведения потребительских то варов", " Управление качеством" и " Экспертиза потребитель ских товаров", поэтому в данной дисциплине рассматрива ются лишь их отдельные аспекты, связанные с конкурен- тоспособностью товаров. Для этого напомним определения некоторых терминов. Управление ассортиментом товаров — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Управление ассортиментом предполагает анализ его структуры и его основных показателей (широты, полноты, устойчивости и новизны) как основы для формирования ра ционального ассортимента. В структуре такого ассортимен та должны преобладать конкурентоспособные товары, отве чающие производственному или торговому профилю пред приятия. Однако наряду с ними должны быть и товары-" звез-ды", обеспечивающие имидж предприятия, его товарной марки. Потребительские предпочтения товарной марке пред приятия, создаваемые " звездами", переносятся и на дру гие товары того же предприятия. При этом повышается кон курентоспособностьтоваров-" дойныхкоров", а порой и то варов категории " трудные дети". Формирование ассортимента товаров в условиях силь ной конкуренции требует высокого профессионализма и хо рошего знания конъюнктуры рынка, а также оценки конку рентоспособности товаров, особенно новых. В этом случае изготовителю (исполнителю) и продавцу приходится лави ровать между рисками двух типов: риск от значительного расширения и углубления ассор тимента, когда резко возрастает внутрифирменная конку ренция и потребитель затрудняется в выборе необходимого товара; риск потери потребителя, потребности которого не удов летворяются из-занедостаточной широты и полноты ассор тимента. В этой связи чрезвычайно важно умение форми ровать рациональный ассортимент. Таким образом, управление ассортиментом является важным методом обеспечения конкурентоспособности това ров за счет формирования рационального ассортимента, наи более оптимально удовлетворяющего разнообразные потреб ности покупателей.
ти оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству (ИСО ГОСТ Р 8402, п. 3.4). Целью управления качеством является разработка, формирование заданного уровня и сохранение качества на всех этапах технологического жизненного цикла товара вплоть до потребления с минимальными потерями. Посколь ку качество является одним из важнейших критериев кон курентоспособности, обеспечение его стабильности имеет большое значение для создания и поддержания потреби тельских предпочтений. Большое значение этого метода обус ловлено также тем, что его применение позволяет обеспе чить и заданный уровень конкурентоспособности. При уп равлении качеством могут быть учтены слабые стороны то варов-конкурентовдругих фирм, а также товаров ранее выпускавшихся товарных марок своего предприятия. Управление качеством предусматривает проведение операционного и окончательного контроля продукции при выпуске с предприятия, а также перед реализацией конеч ному потребителю. Результатом такого контроля являются корректирующие мероприятия по отбраковке продукции ненадлежащего качества и предотвращению возникновения у потребителя отрицательной оценки товаров конкретной торговой марки. Следовательно, контроль как один из важ нейших элементов систем качества также способствует обес печению конкурентоспособности товаров. Для предприятий торговли существенную роль в обес печении конкурентоспособности играют приемочный конт роль качества, текущий контроль за качеством товаров, условиями и сроками хранения, а также контроль при сор тировке (разбраковке) товаров, осуществляемый при под готовке к продаже (предреализационной товарной обра ботке). Наряду с названными видами контроля обеспечение со хранности качества и количества товаров при транспортиро вании и хранении влияет на уровень конкурентоспособнос ти, поскольку сокращаются потери, а следовательно, и издержки обращения, что позволит предприятию применить меры экономической или организационной поддержки това ров. Например, снизить цены или повысить качество обслу живания, материально стимулировать персонал и т. п. Органолептическая оценка — определение показате лей качества товаров с помощью органов чувств. Органолептические показатели играют определяющую роль в потребительской оценке качества и для конечного потребителя ассоциируются с качеством товара. Поэтому положительная органолептическая оценка при сравнитель ной характеристикетоваров-конкурентов, а также в про цессе потребления способствует созданию и поддержанию предпочтений, обеспечивает их конкурентоспособность. Особенно большое значение органолептическая оценка имеет при обеспечении конкурентоспособности пищевых про дуктов, а также кулинарных и кондитерских изделий, яв ляющихся результатом услуги питания предприятий обще ственного питания. Приятный запах свежеиспеченного хле ба, кондитерских изделий, вкусно приготовленной пищи способен заманить потребителя в магазин или ресторан луч ше любой рекламы. Красивый внешний вид товаров, выс тавленных на витрине, более эффективно обеспечивает им конкурентоспособность, чем другие методы. Органолептическая оценка — один из древнейших и ис пытанных методов обеспечения конкурентоспообсности то варов. Не случайно на рынках, где продаются продуты пи тания, продавцы активно предлагают покупателям попро бовать свой товар, а на прилавок выкладывают самые при влекательные по внешнему виду образцы. Опробование продуктов на вкус применяют и некото рые крупные магазины, а также при проведении реклам ных кампаний с целью ознакомления с ними потребителей или продвижения на рынок новых товаров. Такой прием по зволяет потребителю произвести оценку товара до его при обретения. Если оценка будет положительной, возникнут потребительские предпочтения, обеспечивающие конкурен тоспособность товара и его приобретение. Если органолептическая оценка будет отрицательной или безразличной, по требитель не будет приобретать товар, но у него при этом не возникнет устойчивого негативного отношения, которое будет передано другим потребителям. Оценка и подтверждение соответствия установ ленным требованиямслужит гарантией стабильности уровня качества, регламентируемого стандартами, ТУ и другими нормативными документами, поэтому относится к числу важнейших методов обеспечения конкурентоспособ ности. Оценка и подтверждение соответствия может осуществ ляться в двух основных формах: сертификация соответствия идекларация о соответствии. Подробно эти вопросы рас сматриваются в дисциплине " Стандартизация, метрология исертификация", поэтому в данном учебнике разбираются лишь их особенности как методов обеспечения конкуренто способности. Этот метод предназначен для обеспечения стабильности качества, оказания помощи в компетентном выборе товаров иуслуг, подтверждения соответствия обязательным требо ваниям, в том числе безопасности для потребителей и окру жающей среды. Значимость этого метода обеспечения кон курентоспособности объясняется тем, что потребитель не всегда в состоянии объективно произвести потребительскую оценку, особенно если у него нет опыта оценки при потреб лении. Более того, многие потребители затрудняются в про ведении такой оценки. Консультации продавца как заинте ресованного лица также носят субъективный характер, по этому многие потребители относятся к ним с определенной долей сомнения. Другое дело — подтверждение соответствия установ ленным требованиям органами сертификации, обладающи ми независимостью и компетентностью. К такому подтверж дению у потребителя доверия больше. Способами оценки и подтверждения соответствия уста новленным требованиям являются сертификаты соответствия или их копии, декларации о соответствии, а также наличие в товарно-сопроводительныхдокументах необходимых реквизитов сертификатов или деклараций о соответствии. Способом информации потребителей о подтверждении соот ветствия служат знаки соответствия. Изготовитель (испол нитель) или продавец, получивший сертификат или выдав ший декларацию о соответствии, приобретает лицензию на право маркирования знаком соответствия своих товаров или документации. Между сертификацией и декларацией о соответствии существует отличие, которое влияет на обеспечение конку рентоспособности незначительно. Сертификацию о соответ ствии проводит независимый от изготовителей (исполните лей) и продавцов орган по сертификации. Декларация о со ответствии — подтверждение изготовителем (исполнителем) или продавцом соответствия продукции, процесса или услу ги установленным требованиям. Казалось бы, декларация но сит более субъективный характер. Однако согласно ст. 7 ФЗ " О сертификации продукции и услуг" декларация о соот ветствии приобретает юридический статус, одинаковый с сертификатом, если она зарегистрирована в установленном порядке в органе по сертификации. Кроме того, орган по сертификации периодически проводит инспекционный конт роль предприятия, выдающего декларации о соответствии. За необъективность подтверждения соответствия изготови тель (исполнитель) или продавец несет административную ответственность. Это заставляет его быть объективным. Таким образом, товароведно-технологическиеметоды направлены на обеспечение конкурентоспособности за счет показателей потребительной ценности (стоимости) товаров.
Маркетинговые методы обеспечения конкурентоспо собности — совокупность способов и приемов, предназна ченных для установления или формирования реальных и прогнозируемых потребностей, а также для предложения средств для их удовлетворения. Маркетинговые методы делятся на подгруппы: инфор мационные, организационные и экономические, которые, в свою очередь, подразделяются на виды.
К информационным методам относятся реклама и про паганда, консультации, объяснение выгоды, паблик ри лейшнз, презентации товаров, их упаковка и маркировка. Многие из этих методов достаточно подробно рассматрива ются в дисциплине " Маркетинг". Поэтому в данной дисцип лине будут освещены лишь аспекты, связанные с обеспече нием конкурентоспособности товаров путем создания потре бительских предпочтений
Товарная реклама — сведения об основополагающих характеристиках товаров и их изготовителях, а также об условиях их сбыта. Реклама — один из самых значимых информационных методов, назначением которого являются: • доведение информации о наличии товаров в про даже; •представление нового товара и его изготовителя на рынке; •разъяснение конкурентных преимуществ товара путем доведения сведений об особенностях основополагающих характеристик товаров; •установление связей между субъектами рыночных от ношений (изготовителями, исполнителями, продавцами и потребителями); •создание узнаваемости и/или имиджа товара и его изготовителя (продавца); •позиционирование товара; •формирование потребительских предпочтений и обеспечение конкурентоспособности товаров; •периодическое напоминание о товаре и/или сообще ние о появлении новых привлекательных характеристик (на пример, большая масса за старую цену) для поддержания потребительских предпочтений. Таким образом, товарная реклама не только знакомит с новым товаром, но и обеспечивает узнаваемость или напоминает об уже известном товаре, создавая тем самым ин формационную поддержку. Однако это не значит, что все потребители рекламы становятся покупателями рекламиру емых товаров. Эффективность товарной рекламы, по разным источни кам, колеблется от 10 до 50%. Это объясняется тем, что многие рекламные средства отличаются высоким эмоцио нальным воздействием, но низкой информационной насы щенностью в отношении самого товара. Исключение состав ляет внутрифирменная реклама в виде плакатов, буклетов и каталогов, в которых дается подробное описание рекла мируемых товаров. Кроме того, реклама не всегда дает достоверную ин формацию о товаре. Достаточно вспомнить рекламу безал когольных напитков " Инвайт", " Зуко", " Юпи", которые рекламировались как фруктовые напитки, хотя на самом деле это сухие напитки, являющиеся смесью синтетических пищевых добавок, лишь имитирующих вкус и аромат натуральных фруктовых соков. Реклама создает только условия для возникновения ин тереса к товару на основе сведений о его наименовании и внешнем виде, обеспечивая тем самым его узнаваемость. В отношении других потребительских характеристик потреби тель получает лишь словесную информацию о многочислен ных достоинствах товара. К сожалению, при изготовлении рекламных роликов, текстов и других средств не участвуют специалисты, хоро шо знающие свойства товара, поэтому довольно часто в рекламе дается либо малозначительная информация, либо сведения, не имеющие никакого отношения к рекламируе мым товарам, либо вообще недостоверная информация. На пример, в одной рекламе чая говорится, что он имеет аро мат утренней росы. Что это такое, мало кто знает, зато специалисты могут сказать, что букет чая характеризуется нежностью, тонкостью. В рекламе растительного масла мож но встретить сведения, что оно не содержит холестерина. Специалисты знают, что в любом растительном масле холе стерин отсутствует, так как он содержится только в живот ных жирах. Таким образом, товарная реклама должна учи тывать специфику потребительских свойств разных товаров. Особенностям такой рекламы посвящена гл. 12. Пропаганда — метод, отличающийся от рекламы фор мальной независимостью от заинтересованных лиц и боль шей информационной насыщенностью. Пропаганду можно назвать завуалированной формой рекламы, когда информа ция о товаре передается не от заинтересованного лица — изготовителя, исполнителя или продавца, а от независимых субъектов (специалистов, экспертов, ученых и др.). В качестве пропаганды достаточно часто используются результаты научных исследований. Иногда такие исследова ния заказываются фирмами — изготовителями и продавца ми. Результаты этих исследований используются при оцен ке конкурентоспособности, а также для целей пропаганды. Особенно часто это делается для новых товаров, потребительские свойства которых необходимо оценить перед вы пуском на рынок. К наиболее распространенным формам пропаганды от носятся статьи в газетах и журналах, выступления по ра дио и телевидению, научно-популярныелекции, доклады, книги. От рекламы пропаганда отличается беспристрастностью (исключение составляют заказные статьи, выступления и т. п.), доведением достаточно полных сведений о товаре, объективностью и научной обоснованностью. Зачастую про паганда касается не отдельных товарных марок, а опреде ленного вида товара. Указанные особенности пропаганды вызывают больше доверия к ней, чем реклама, поэтому луч ше способствуют созданию интереса и потребительских пред почтений товару определенного вида. Следует учесть, что и реклама, и пропаганда в боль шей мере формируют осознанные потребности, знакомят с отдельными характеристиками товаров, пробуждают к ним интерес и в меньшей мере создают потребительские пред почтения, чемтовароведно-технологическиеметоды. Более того, если разрекламированный товар обманет ожидания по требителей, что выяснится при его оценке в процессе по требления, негативная оценка разрушит созданный рекла мой или пропагандой позитивный образ товара и потреби тельские предпочтения. К тому же у потребителя возникнет недоверие к любой рекламе и пропаганде. Консультации изготовителя (исполнителя) или продав ца — способ доведения информации о товаре в процессе личного общения с потребителем. От рекламы и пропаганды консультации отличаются боль шей информационной насыщенностью в отношении товаров конкретных изготовителей и товарных марок. Кроме того, в процессе консультирования потребитель может получить дополнительную разъясняющую информацию на свои воп росы. Достоинством консультаций является также наличие обратной связи между консультантом и потребителем, кото рой нет и не может быть при рекламе или пропаганде то варов. Эффективность консультаций для создания потребитель ских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров будет большей по сравнению с рекламой и пропа гандой при соблюдении следующих условий: •обеспечение достаточной профессиональной подготов ки персонала (технологов, товароведов, менеджеров, мар кетологов, продавцов и др.), в том числе в области товаро ведения; •обучение персонала культуре общения и деловой эти ке для приобретения умения вызывать интерес, убеждать и формировать позитивное отношение к товару; •обеспечение необходимого уровня качества обслужи вания; •материальная и моральная заинтересованность в со здании и поддержании потребительских предпочтений, обес печении конкурентоспособности товаров; •предоставление достаточной и достоверной информа ции о товарах. Объяснение выгоды — специфический прием, предназ наченный для доведения до потребителей информации о конкурентных преимуществах. В зависимости от характера проявления выгоды подраз деляются на виды и разновидности (рис. 11.5). Рис. 11.5. Классификация выгод, предоставляемых потребителю .
нежное и/или натуральное выражение (например, матери альная выгода от снижения цен). Я в н ы е м а т е р и а л ь н ы е в ы г о д ы связаны со сни жением цен (закупочных, реализационных и потребления), а также с предоставлением скидок, вручением подарков и т. п. С к р ы т ы е м а т е р и а л ь н ы е в ы г о д ы обусловлены повышением качества, количества, обеспечением сохранно сти, предоставлением дополнительных услуг и льгот при ста бильности цен на товары. Например, повышение биологи ческой ценности или усвояемости продуктов питания позво ляет снизить их потребление по физической массе, за счет чего достигается экономия в натуральном и денежном выра жении. Шоколадные батончики " Марс" и " Сникерс", став шие на 10% больше при той же цене, по сути стали дешев ле при определении цены за определенную единицу измере ния (например, за 100 г массы). Материальные выгоды непосредственно связаны с эко номическими методами, являясь их составной частью. Моральные выгоды — выгоды, не имеющие денежного или натурального выражения, но создающие ощущение моральной удовлетворенности. Поскольку моральные выго ды не могут быть выражены в деньгах или материальных объектах, они носят скрытый характер. Моральные выгоды чаще всего относятся к неизмеряемым показателям конкурентоспособности. Например, потре битель может получить моральные выгоды от социального назначения товара, удобства, комфорта, благоприятного психологического климата при потреблении товара или ус луги либо от модной, красивой одежды, обуви, создающих ощущение уверенности в себе, причастности к определен ной социальной группе. Доведение до потребителей информации о выгодах, которые он может получить при приобретении и использо вании товаров, является важным методом обеспечения конурентоспособности товаров. В этой связи чрезвычайно важ- о, чтобы эти выгоды были четко сформулированы изготовителем (исполнителем) и доведены до продавцов, а через них или непосредственно — до потребителей. Материальные выгоды легко измеряются, а моральные не могут быть измерены, поэтому формы доведения информации о них должны быть разными. Значительно проще информировать о явных материальных выгодах. Гораздо сложнее объяснить скрытые выгоды, особенно моральные, что требует предоставления продуманной и доступной ин формации о них. Объяснение выгоды может быть использовано как самостоятельный прием, но чаще всего он используется в качестве составного элемента рекламы, пропаганды и консультации. Однако независимо от форм использования этот при ем необходимо применять как можно чаще, поскольку в конечном счете он обеспечивает не только конкурентоспособность товаров, но и получение материальных и моральных выгод изготовителем, исполнителем и продавцом. К числу таких выгод относится создание и поддержание имиджа то варов и фирмы. К другим методам, которые одновременно с формированием потребительских предпочтений, обеспечением конкурентоспособности создают и поддерживают имидж товаров и фирмы, относятся паблик рилейшнз, презентация то варов и их позиционирование. Паблик рилейшнз — способ формирования позитивного отношения к фирме (предприятию) путем налаживания связей с общественностью. Через позитивное отношение к фирме возникает интерес к ее товарам (услугам), что сначала побуждает потребителей к знакомству с ними. Созданные на основе положи тельной оценки товаров потребительские предпочтения в свою очередь формируют целевой поиск и выбор. Это требует от фирмы поддержания заданного уровеня качества и конку рентоспособности. В противном случае она может лишиться своих потребителей. Паблик рилейшнз, как правило, характеризуется не высокой информационной насыщенностью в отношении то варов. В лучшем случае могут быть отражены наиболее сильные стороны товаров (например, высокая надежность, эко логическая чистота и т. п.). Иногда в литературе паблик рилейшнз рассматривается как составная часть рекламы. Не вдаваясь в обсуждение данного вопроса, можно согласиться, что это — прием косвенной рекламы фирмы, но не товаров. Презентация товаров — способ обеспечения конкурентоспособности, основанный на представлении товаров на выставках, ярмарках, дегустациях, в магазинах и т.д. Достоинством этого метода является непосредственное знакомство с внешним видом товаров, его упаковкой. До вольно часто на презентации товаров проводят их дегуста цию. Некоторые фирмы практикуют вручение опытных об разцов. Например, корпорация " Проктэр энд Гэмбл" прово дит презентации новых товаров около станций метро, где симпатичные девушки в фирменной одежде вручают выхо дящим из метро опытные образцы товаров. При презентации потребительские предпочтения фор мируются за счет потребительской оценки товаров в процес се их использования. Если оценка положительна, она может быть передана друзьям, знакомым, родственникам, у кото рых интерес к товару появляется за счет свидетельства дру гих лиц о его достоинствах. Свидетельства других лиц — метод обеспечения конку рентоспособности, при котором товарная информация пере дается от потребителей, знакомых с товаром, к их потенци альным покупателям. Его преимуществом является большая степень достоверности информации, переданной от близких и знакомых. Это отличает ее от рекламы многих видов, ког да информация исходит от заинтересованных лиц. Не слу чайно данный прием достаточно широко применяется в эмо циональной рекламе. Однако следует иметь в виду, что свидетельства дру гих лиц отражают лишь их личную оценку товара, которая может не совпадать с оценкой лиц, которым передается ин формация. Поэтому данный прием не может дать 100%-йгарантии формирования потребительских предпочтений у всех лиц, до которых доведена информация. Наиболее вероятно, что потребительские предпочтения возникнут у лиц с совпадающими вкусами, запросами к товару, а также у лиц, подверженных конформизму (соглашательству с мне ниями других людей). Позиционирование товаров — способ обеспечения кон курентоспособности товара путем создания и поддержания имиджа товаров за счет показа его конкурентных преиму ществ. При позиционировании необходимо особо выделять толь ко те характеристики товара, которые имеют наибольшую значимость для потребительской оценки. К таким характе ристикам относятся новизна ассортимента, особенности от дельных потребительных свойств (функционального, соци ального назначения и др.) или качества в целом, привлека тельность цены. Позиционирование отражает социальную ориентацию (адресность) на определенные сегменты потребителей, клас сифицируемых по стилю жизни, уровням доходов и другим признакам. Позиционирование связано с уникальным торго вым предложением, которое также имеет четкую социальную адресность. Уникальные торговые предложения одного и того же товара, ориентированные на разные сегменты потреби телей, должны иметь свою специфику. Для повышения эффективности этого способа рекомен дуется применять карты позиционирования, основанные на методе парного сравнения характеристик, например: уро вень качества товаров (услуг) — цена; функциональное на значение — социальное назначение; эстетические свойства (мода, дизайн) — цена и др. Позиционирование может при меняться в совокупности с рекламой, пропагандой и консультацией. Упаковка и маркировка — способы доведения необходимой потребителю информации, наносимой на товар или упаковку. Эти два способа неразрывно связаны, так как чаще всего носителем маркировки, особенно производственной, является упаковка. Упаковка и маркировка играют заметную роль в формировании и поддержании потребительских предпочтений, обеспечении конкурентоспособности товаров. Это объясняется тем, что на всех уровнях восприятия товара упаковка и маркировка способствуют представлению товара, его узнаваемости. Привлекательность товара при первом знакомстве с ним в значительной мере обусловлена внешним видом упаковки, красочностью маркировки, их цветовой гаммой. Ранее уже указывалось, что привлекательность упаковки и маркиров ки у потребителей ассоциируется с высоким качеством но вых товаров, что и влияет на осознание потребностей, вы бор и приобретение товара. Вместе с тем оригинальные упа ковка и особенно маркировка обеспечивают узнаваемость товара, что очень важно при целевых поиске и выборе; уз наваемость товара с помощью маркировки достигается со зданием и применением товарных знаков — фирменных и ассортиментных, совокупность которых и составляет товар ную марку. Высокий имидж, привлекательность и узнавае мость, создающие потребительские предпочтения товарам, делают товарную марку брендом. Информационная насыщенность маркировки выше, чем упаковки. Это вполне естественно, так как упаковка в боль шей мере выполняет не информационную, а сохраняющую функцию. Кроме того, упаковка — носитель маркировки, она более унифицированна. Определенные виды упаковки могут быть предназначены для различных групп и видов то варов. Например, винные бутылки могут использоваться для различных видов и типов вин, а тетрапаки и перпаки — для молока, кисломолочных продуктов и соков. Очень редко и только для дорогих товаров применяется оригинальная упа ковка, специфичная для одной конкретной марки. Примером могут служить дорогие духи, для новых наименований ко торых специально разрабатывается оригинальная упаковка. Вообще маркировка — один из самых информационно насыщенных способов. Другие методы, кроме консультаций продавца и в некоторых случаях рекламных плакатов, пропагандистских статей, по информационной насыщенности значительно ей уступают. В России единство маркировки относится к обязательным требованиям (ст. 7 ФЗ " О стандартизации"), а перечень сведений на маркировке стандартизирован ГОСТами Р. Следует отметить, что сведения о характеристиках товара, требуемых по ГОСТу Р, достаточны для обеспечения их конкурентоспособности. Однако это не означает, что предпри ятия не могут давать дополнительную информацию на мар кировке для формирования потребительскх предпочтений. Объем передаваемой на маркировке информации огра ничен площадью носителя. Для ее увеличения используют дополнительные носители в виде контрэтикеток, кольерето, вкладышей и/или наносят на маркировку информацион ные знаки, которые очень лаконично могут охарактеризо вать отдельные свойства товаров и их изготовителей. Подробно вопрос об информационных знаках рассмот рен в учебном пособии автора [25]. В данном же учебнике мы лишь перечислим те группы информационных знаков, кото рые помогают формировать потребительские предпочтения и обеспечивают конкурентоспособность товаров. К их числу относятся знаки товарные фирменные и ассортиментные, в том числе марочные и престижные, знаки соответствия и качества, компонентные, количественные, эксплуатацион ные и экологические знаки. Для достижения их эффективного воздействия на кон курентоспособность необходимо, чтобы изготовители, про давцы и СМИ доводили до потребителя достоверную инфор мацию о назначении информационных знаков и их симво лике. Упаковка и маркировка как метод обеспечения конку рентоспособности применимы только для товаров или мате риальных результатов услуги. Для нематериальных услуг этот метод неприемлем. Для них рекомендуется использовать дру гие информационные методы. В завершение следует отме тить, что информационные методы обеспечения конкурен тоспособности одновременно выполняют и функцию инфор мационного подкрепления, направленного также на фор мирование и поддержание потребительских предпочтений.
Экономические методы обеспечения конкуренто способности товаров — совокупность способов формиро вания привлекательных для потребителей цен. К таким способам относятся снижение или стабилиза ция цен за счет сокращения издержек производства или об ращения, предложение товаров по низким ценам без сни жения качества, предоставление скидок на товары в зави симости от размера товарной партии, предоставление дополнительных услуг по доставке, растаможиванию без уве личения цены и т. п. Указанные способы составляют суть ценовой политики предприятия и предназначены для обеспечения конкурен тоспособности товаров, конечным результатом которых яв ляется формирование и поддержание потребительских пред почтений. Рассмотрение факторов формирования потребительских предпочтений и методов обеспечения конкурентоспособнос ти товаров показывает, что некоторые из них одновремен но являются и факторами, и методами. Подводя итоги рассмотрения методов обеспечения кон курентоспособности товаров, необходимо отметить, что боль шинство из них тесно связаны с товарной политикой пред приятия. Поэтому проведение рациональной товарной поли тики предприятия можно рассматривать как комплексный метод обеспечения конкурентоспособности товаров.
Организационные методы обеспечения конкуренто способности — совокупность способов и приемов, предназ наченных для формирования потребительских предпочтений путем облегчения выбора и приобретения товаров, а также улучшения качества предоставляемых услуг. К ним относят ся технологии и методы продажи товаров, а также методы послепродажной деятельности. Технология продажи товаров — совокупность процес сов, обеспечивающих оказание основной услуги — реализа ции товаров. Технология продажи включает три процесса: •предреализационную товарную обработку; •размещение и выкладку товаров в торговом зале; •отпуск товара потребителю. Каждый из указанных процессов играет определенную роль в обеспечении конкурентоспособности. Предреализационная товарная обработка (подготовка товаров к продаже) предназначена для улучшения качества товаров путем сортировки и отбраковки дефектных экземп ляров. За счет этой операции обеспечивается стабильность надлежащего качества, что очень важно для предотвраще ния отпуска потребителю некачественных изделий и под держания уже сформированных потребительских предпоч тений. Кроме того, при подготовке к продаже при необхо димости может быть проведена калибровка товаров, в ре зультате чего они будут разделены на размерные градации. Однородность размера для некоторых товаров также созда ет привлекательность (например, плодов и овощей, яиц, рыбы и др.). Важными операциями товарной обработки являются фасовка и упаковывание товаров, предназначенные для формирования расфасованных в упаковку товаров фиксиро ванной массы и объема, что создает удобство для покупате лей. Следует напомнить, что количественные характерис тики являются одними из показателей потребительной цен ности (полезности), относящихся к критериям конкурентос пособности. Кроме указанных операций, при подготовке к продаже могут выполняться и дополнительные операции, специфич ные для отдельных товаров. Например, обработка воском или парафином поверхности фруктов для большей их при влекательности и сохраняемости, мойка овощей, покрытие ледяной глазурью или пересыпка льдом рыбы, протирание или полирование поверхности некоторых непродовольствен ных товаров, разупаковывание. Каждая из указанных до полнительных операций предназначена для придания това рам привлекательности. Таким образом, комплекс операций предреализационной товарной обработки товаров предназначен для обеспече ния их конкурентоспособности. Размещение и выкладка товаров в торговом зале ока зывают существенное влияние на обеспечение конкуренто способности товаров и формирование потребительских пред почтений. Удобная планировка торгового зала магазина или выставочного зала в зависимости от ассортимента товаров, методов продаж и конструктивных особенностей здания об легчает покупателю поиск необходимых товаров, сокращает время на покупку товаров, создает ощущение удобства и комфорта, что, в конечном счете, формирует и поддержи вает потребительские предпочтения торговой услуге и реа лизуемым товарам. Независимо от применяемых методов размещения тор гового оборудования выкладка товаров будет обеспечивать формирование потребительских предпочтений при соблю дении следующих требований: наглядность, доступность, рациональность и эстетичность, которые являются частью требований, предъявляемых к качеству обслуживания. Отпуск товаров потребителям — передача товара про давцом потребителю в результате договоракупли-продажи. Методы продажи товаров — совокупность способов, приемов и операций, предназначенных для доведения това ров от продавца до потребителей. Методы продажи товаров — через прилавок, самообс луживанием, по образцам, с открытой выкладкой товаров, по предварительным заказам — влияют на формирование потребительских предпочтений. При отпуске товаров про давцом через прилавок возможен его контакт с покупате лем, в процессе которого могут быть даны консультации, объяснены выгоды. При самообслуживании такой контакт возможен спродавцом-консультантом, но он, как правило, устанавливается реже — лишь при возникновении затруд нений у покупателя. Однако при самообслуживании потребитель имеет боль ше возможностей для ознакомления с товарами, чем при продаже через прилавок. При отрытой выкладке и доступе к товарам потребитель может не только осмотреть товар визуально, но и пощупать его, прочитать маркировку. Это облегчает сравнительную характеристику разных товаров и осознанный выбор. Продавец тоже может показать необходимые товары покупателю, но психологически многие покупатели стесня ются затруднять продавца демонстрацией большого количе ства товаров, по сути дела уменьшая этот выбор, а может быть, так и не сделав его. При продаже по образцам покупатель оценивает демон стрируемый товар, качество которого может отличаться от реализованного. Методы послепродажной деятельности — совокупность операций, облегчающих доставку товаров потребителю, их наладку и эксплуатацию. Благодаря этим методам формиру ется положительное послепродажное отношение к товарам, что обеспечивает их конкурентоспособность и в дальнейшем.
|