![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация здравоохранения
Глава 5 Довольно часто доля ответственности здравоохранения за обеспечение состояния здоровья кажется неожиданно низкой, так как именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Видимо, такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек вспоминает тогда, когда уже в связи с болезнью обращается к врачу. Выздоровление же он связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни. Надо сказать, что с самого возникновения медицины как науки она была ориентирована именно на здоровье и предупреждение болезней. Согласно преданию, владыки Древнего Востока платили врачам только за дни своего здоровья и сурово спрашивали за свои болезни. Однако по мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше уделять внимания сохранению здоровья. Особенно это проявляется в нашей стране. Так, в расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2, 6 раза, а больничных коек — на 65 % больше, чем в США В России к концу XX века один врач приходился на 222 жителя одна медицинская сестра на 155; количество больничных коек составляло 129 на 10 ООО населения. А между тем, по данным диспансеризации, проведенной в 2002 году, лишь 46 % детей признана здоровыми. Каждый четвертый житель нашей страны ежегодно поступает на стационарное лечение, каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользуется услугами скорой медицинской помощи. Согласно заключению экспертов ВОЗ, лишь 10 % здоровья населения зависит от организации медицинского обслуживания Всемирной организацией здравоохранения определены четыре категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения. В выполнении задач здравоохранения участвуют: система воспитания и образования, культура, наука и др. Основные принципы охраны здоровья населения Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей. Здравоохранение в России осуществляет свою деятельность по следующим принципам: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья человека; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 2) доступность медико-социальной помощи; 3) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 4) ответственность органов государственной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (извлечения из статьи 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года). Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В 1948 году это право было декларировано в международном масштабе во Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в Российской Федерации законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 года было весьма ограниченным. Оно исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами. С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. Законодательство Российской Федерации в настоящее время наряду с Конституцией России включает в себя: конституционные законы, кодексы, основы законодательства и федеральные законы. Практически впервые в истории России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования: — надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни; — законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни; — права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; — ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан; — организация деятельности системы здравоохранения; — регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности; — финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы; — специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям. К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения. Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит: 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Основой реформы правовой системы здравоохранения являются следующие законы: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 годов, закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1994 г., и закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993года В данном разделе приводятся извлечения из «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 годов. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, противоэпидемического и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. (Извлечения из статьи 19). Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ... Дети, подростки, учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20). Права семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих... медико-генетические консультации с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выдачей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22). Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. (Извлечения из статьи 24). Права пациента (Статья 30). При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10) получение медицинских и других услуг в рамках программы добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) допуск к нему адвоката для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобами непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риском, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. (Извлечения из статьи 31.) Согласие на медицинское вмешательство. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители. (Извлечения из статьи 32.) Отказ от медицинского вмешательства. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. (Извлечения из статьи 33.) Раздел VIII настоящих Основ посвящен гарантиям осуществления медико-социальной помощи гражданам. Первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний: санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства....Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования. (Извлечения из статьи 38.) Далее: скорая медицинская помощь (статья 39), специализированная медицинская помощь (статья 40), медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями (статья 41), медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (статья 42), порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований (статья 43), обеспечение населения лекарственными средствами (статья 44), запрещение эвтаназии (статья 45), определение момента смерти человека (статья 46), изъятие органов или тканей человека для трансплантации (статья 47). Врачебная тайна. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья граждан, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. (Извлечения из статьи 61.) Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан. В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ... Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством РФ. (Извлечения из статьи 66.) Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (статья 69). Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством. Организация и структура здравоохранения в России Система здравоохранения Российской Федерации включает в себя: государственные организации здравоохранения, учредителями которых является федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие медицинские службы или медицинские структуры для оказания медицинской помощи работникам таких организаций, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имущество которых находится в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации); муниципальные организации здравоохранения, учредителями которых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности; частные организации здравоохранения, имущество которых находится на праве частной собственности, а также граждане, осуществляющие медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность без образования юридического лица; органы управления здравоохранением, Российскую академию медицинских наук, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по реализации государственной политики в области здравоохранения, выполнению программ охраны и укрепления здоровья граждан и программ развития медицинской науки, регулируют и координируют деятельность системы здравоохранения. Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единство методов и организационных принципов. В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения существуют следующие их виды: — лечебно-профилактические учреждения (амбулатории, поликлиники, больницы, диспансеры, учреждения по охране материнства и детства, учреждения скорой и неотложной помощи, санаторно-курортные учреждения); — санитарно-противоэпидемические учреждения (центры ГСЭН); — учреждения судебно-медицинской экспертизы; — аптечные учреждения. На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи. Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на определенном территориальном участке. На учреждения первичной медико-санитарной помощи ложится основная нагрузка по всем видам медицинской профилактики, оказанию лечебной помощи 70 — 80 % пациентов, обратившихся за помощью при острых заболеваниях и обострениях хронических. Второй уровень условно можно обозначить как медицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, диспансеры, родильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно- восстановительного назначения, санатории, стационары дневного пребывания, специализированные образовательные учреждения. Третий уровень — региональные медицинские учреждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения — крупные многопрофильные больницы, в которых оказывается медицинская помощь по 20 — 30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликтной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют специализированные центры, такие как центры реанимации, интенсивной терапии, реабилитации и восстановительного лечения, перинатальной медицины и др. Четвертый уровень — учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наиболее сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров М3, Академии медицинских наук, клиник медицинских вузов, федеральных клинических учреждений. Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологические, наркологические. Первичная медико-санитарная помощь Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), по определению ВОЗ, —удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи, общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи. ПСМП представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: диагностика и лечение заболеваний и травм, снабжение самыми необходимыми лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика инфекционных заболеваний, планирование семьи, санитарной просвещение, снабжение безопасной питьевой водой и продуктами питания, и пр. ПМСМ включает в себя все виды амбулаторно-поликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно-противоэпидемические учреждения, центры санитарного просвещения. На протяжении многих лет в здравоохранении России делался акцент на развитие амбулаторно-поликлинической помощи. К концу 90-х годов более 80 % обращений населения приходилось на учреждения ПМСП. Но вместе с тем накопилось много проблем, связанных с материально-техническим состоянием учреждений ПМСП, уровнем подготовки кадров, качеством и культурой оказываемой помощи. В настоящее время ПМСП находится в стадии реформирования. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейного врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуляций, которые обязан выполнять семейный врач, чрезвычайно разнообразен: хирургические, отоларингологические, гинекологические, офтальмологические манипуляции. В деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помощи (совместно с органами социальной защиты населения, благотворительными организациями, службами милосердия) одиноким престарелым, инвалидам, хроническим больным. Однако переход к системе семейного врача связан с немалыми проблемами: не определены длительность рабочего дня и график работы семейного врача, не разработан механизм социальной и правовой защиты и т. д. С целью совершенствования ПМСП в дополнение к существующим созданы стационары дневного пребывания, детские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, медико-генетические консультации и т. д. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания медицинской помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях. Поликлиника — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике ведут прием врачи разного профиля, а также функционируют различные диагностические кабинеты. Основной принцип работы поликлиники территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закрепляется участок с определенным числом жителей (1700 человек старше 14 лет на 1 должность участкового терапевта, норма нагрузки — пять посещений в час на приеме в поликлинике и два — при обслуживании пациентов на дому терапевтом). Амбулатория, так же как и поликлиника, осуществляет медицинскую помощь приходящим больным и на дому. Отличается от поликлиники меньшим объемом работы и ограниченными возможностями специализированной медицинской помощи (не более пяти специалистов). Амбулатории, как правило, обслуживают сельское население. Основные задачи поликлиники: — оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению при обращении в поликлинику и на дому; — организация и проведение диспансеризации населения; — организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности; — экспертиза временной нетрудоспособности; — организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни. Одним из структурных подразделений поликлиники является отделение профилактики, которое включает в себя кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и др. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля выдают различные справки и проводят предварительные осмотры. Диспансеризация населения Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения. Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности. Конечной целью диспансеризации является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность диспансеризации. В настоящее время существуют различные диспансеры: врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические. Стационарная медицинская помощь В стационарах или больничных учреждениях медицинская помощь оказывается в основном при более тяжелых заболеваниях. В больничные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, а также больных, за которыми необходимо постоянное наблюдение (мониторинг) или в случае которых необходимо применение таких методов исследования и лечения, как операция, частые внутривенные инъекции, переливание препаратов крови и т. п., которые невозможны или затруднены в амбулаторных условиях. Согласно рекомендациям ВОЗ функциями современной больницы являются: диагностика и лечение заболеваний; неотложная помощь; реабилитация больных; профилактика; научно- исследовательская и учебная деятельность (подготовка медицинского персонала). Поступление больного в стационар. Больной может поступить в стационар в плановом порядке (по направлению лечащего врача городской, районной, консультативной поликлиники, диспансера); может быть доставлен в стационар «Скорой помощью». Больной может сам обратиться в приемное отделение стационара по поводу неотложного состояния, и в случае необходимости его госпитализируют. Новой формой организации стационара является дневной стационар, который предусматривает нахождение больного в лечебном отделении стационара во время обхода врача, прохождение лечебных и диагностических процедур. На ночь больной уходит домой. Эта форма работы стационара удобна для больных и экономична. Обеспеченность больничными койками взрослого населения в России составляет в среднем 13 коек на 1 тыс. жителей, детского (до 14 лет) — 9 коек на 1 тыс. детей. В зависимости от вида, объема и характера оказываемой медицинской помощи больницы подразделяются на многопрофильные и специализированные. Принципы организации скорой медицинской помощи Этот вид помощи организуется для оказания ее населению при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, возникших дома, на улице, во время работы, в ночное время, при массовых отравлениях и пр. В перечень состояний, при которых должна быть оказана скорая и неотложная медицинская помощь, входят такие как непосредственная угроза жизни, заболевания, резко ухудшающие состояние или приводящие к стойким изменениям в организме, психические заболевания с агрессивным поведением. Скорая помощь делится на врачебную и доврачебную. Доврачебная помощь оказывается средним медицинским персоналом или (неквалифицированная) бригадами санитаров. Для оказания скорой помощи в сельских и отдаленных районах может использоваться авиационный транспорт. Следует отметить, что действующая сегодня организация скорой медицинской помощи не удовлетворяет население ни по срокам, ни по качеству ее оказания. Бригады «Скорой помощи» используются нерационально и выполняют несвойственные им функции: вызовы к больным с острыми простудными заболеваниями или обострениями хронических заболеваний, не требующими экстренной медицинской помощи, для снятия ЭКГ, инъекций больным, в том числе онкологическим и пр. Исследования показали, что в 40 — 60 % случаев вызова «Скорой помощи», медицинскую помощь больному мог оказать врач общей практики. В процессе реорганизации этого вида медицинской помощи ее следует отделить от неотложной помощи, функции которой должны осуществлять врачи общей практики (семейные врачи). В функции скорой помощи должно входить оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим при стихийных бедствиях (наводнение, землетрясение, обвалы и пр.), взрывах, авариях, пожарах, транспортных катастрофах, внезапных заболеваниях и повреждениях на улице (травма, огнестрельные ранения, электротравма, потеря сознания, сердечный приступ и др. внезапные заболевания), утоплениях, случаях массового отравления. Новые формы организации внебольничной помощи населению В структуре учреждений первичной медицинской помощи в последние годы появились новые подразделения: дневной стационар, хирургический стационар одного дня, стационар на дому и др. Дневной стационар предназначен для проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий больным, находящимся в отделении. В течение дня больные получают питание, проводятся лабораторно-инструментальные диагностические исследования, различные процедуры, врачебные осмотры и консультации. Хирургический стационар одного дня предназначен для проведения оперативных вмешательств с последующим наблюдением за больным. В послеоперационном периоде больной посещает отделение для перевязок, проведения лечебных процедур. Стационар на дому предназначен для лечения и динамического наблюдения за больными, которые не могут быть госпитализированы по разным причинам (например, женщины, имеющие грудных детей). Врач и медсестра ежедневно посещают больных на дому, проводят лечебные процедуры и диагностические исследования. В настоящее время расширяется сеть больниц (отделений) сестринского ухода, длительного лечения, реабилитации, хосписов и др. Появление различных подразделений догоспитальной медико-социальной помощи вызвано увеличением доли населения старших возрастных групп, больных с хроническими формами заболеваний, одиноких и др., а также значительного удорожания лечения в стационарах. Специализированная медицинская помощь населению Специализированная медицинская помощь является неотъемлемой частью организации лечебно-профилактической помощи населению. От уровня специализации, форм и методов организации специализированных видов помощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний. Специализированную лечебно-профилактическую помощь оказывают в поликлиниках, амбулаториях, женских консультациях, диспансерах, стационарных отделениях диспансеров или специализированных стационарных отделениях, в специализированных центрах на базе НИИ и клиник, где предоставляется уникальная высококвалифицированная консультативная и лечебная помощь. Диспансер — самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам больных (кардиологический, противотуберкулезный, онкологический и др.). Основные принципы работы любого диспансера: активное раннее выявление больных, патронаж (систематическое наблюдение за выявленными больными), проведение общественной и индивидуальной профилактики. Деятельность консультативно-диагностических центров (КДЦ) в крупных городах расширяет перечень медицинских услуг, оказываемых на догоспитальном уровне, повышает медико-социальную и экономическую эффективность здравоохранения. На базе консультативно-диагностических центров концентрируются наиболее квалифицированные медицинские кадры и современное оборудование. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «Охрана материнства и детства» — это комплексная система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и детской смертности. Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально- экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечение условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий направлен на: — обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства; — разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье; — охрану женского труда и трудовой деятельности подростков; — государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей; — гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровье; — качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь. Из истории. Возникновение учения о ребенке принято относить к IV веку до н. э., когда была написана книга «О природе ребенка» отцом медицины Гиппократом. Тысячелетиями медицинская помощь матери и ребенку находилась в основном в руках бабок- повитух, передававших свой опыт из поколения в поколение. «Для дитя лучший врач — мать» — старинная русская пословица. В XVI — XVII веках, начиная с правления Алексея Михайловича, на Руси важной государственной задачей становятся вопросы охраны детей раннего и дошкольного возраста. Важным государственным делом стало призрение подкинутых и больных детей, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья учащихся. В 1717 году Петром I выпущено руководство по санитарно-культурным навыкам «Юности честное зерцало». В 1727 году Петром I был издан указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев...». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении российского народа» указывает на необходимость издания наставлений по излечению детских болезней. Первые труды, в которых рассмотрены вопросы питания, гигиены одежды, ухода, двигательной культуры детей, гигиены восприятия, культуры чувств, связаны с именем И.И. Бецкого. Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 году. В настоящее время она носит имя Н.Ф. Филатова. К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе. В медико-хирургической академии в 1870 году была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней. С этого периода педиатрия выделяется как самостоятельная наука и начинается новый период ее развития: быстрое становление земской медицины, возникновение детских консультаций, молочных кухонь и яслей. В конце XIX и начале XX века отечественная педиатрия достигла наиболее высокого уровня, чему в значительной степени способствовала плодотворная деятельность Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса. Было открыто 30 детских больниц, организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Однако уровень детской смертности оставался высоким: в 1913 году среди детей до 1 года умирало 273 ребенка на 1 тыс. родившихся живыми, а 43 % не доживали до пяти лет. Очевидно, что истоки многих заболеваний возникают в детском возрасте. Поэтому в нашей стране создана и функционирует уже много лет стройная система «Охраны материнства и детства». Сложность решения этой социально-гигиенической проблемы определяется прежде всего анатомо-физиологическими особенностями женского и детского организма. У женщин они связаны с детородной функцией, у детей — с ростом и физическим развитием. В наше время службу охраны здоровья матери и ребенка представляет самостоятельная отрасль здравоохранения. Она обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений. Заботу о сохранении и укреплении здоровья детей осуществляют детские дошкольные учреждения, школы, детские санатории, реабилитационные центры. Система «Охраны материнства и детства» состоит из шести этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров планирования семьи, генетических центров и др.; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.; 3) интронатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденных, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 6) охрана детей школьного возраста (создание соответствующих гигиенических условий обучения, контроль за уровнем физического развития и за состоянием здоровья). Организация акушерско-гинекологической помощи Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются: — проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний; — оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении; — консультации по вопросам контрацепции и профилактики абортов; санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни; — оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства; — обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных. В сельской местности этот вид помощи оказывается ФАПами, гинекологическими кабинетами или женскими консультациями районных и областных больниц. Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств целевых фондов. Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (пять должностей акушера-гинеколога на 3300 женщин старше 15 лет). Кроме лечебно-профилактической помощи в консультации осуществляется и медико-социальный патронаж, и лечебная помощь на дому. Наиболее важной в работе женской консультации является профилактика осложнений беременности и перинатальной патологии, заключающаяся в диспансерном наблюдении за беременной женщиной. Своевременное обращение беременной в женскую консультацию позволяет женщине в полном объеме провести обязательные исследования. Установлена прямая зависимость между регулярностью посещений беременной консультации и уровнем перинатальной смертности. Постановка на диспансерный учет до трех месяцев беременности (12 недель) считается ранней (своевременной). За время нормально протекающей беременности женщина должна посетить консультацию 14—15 раз (при патологии частота осмотров увеличивается), пройти лабораторное обследование, консультации терапевта и стоматолога (по показаниям — и других специалистов). В случае выявления факторов риска перинатальной патологии плода (заболевания матери и плода, аномалии развития плода) беременная направляется на консультации специалистов для решения вопроса о возможности сохранения беременности. Возможна дородовая госпитализация беременных в терапевтические стационары (срок беременности до 20 недель) или отделение патологии беременности родильного дома. Своевременная госпитализация беременных позволяет значительно уменьшить риск перинатальной смертности. В женской консультации продолжается наблюдение за женщинами и после родов. Если женщина не явилась в консультацию на 10—12-й день, осуществляется акушерский патронаж. Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской консультации. В соответствии с приказом М3 РФ одна должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом врачебных должностей пять и более. К числу важных разделов работы юрисконсульта относится работа с родителями, уклоняющимися от выполнения своих обязанностей, оказание правовой помощи в розыске родителей при взыскании алиментов, улаживание семейных конфликтов, установление отцовства, оказание содействия женщине при назначении пособий (одиноким, многодетным, малообеспеченным и др.), при переводе беременных и кормящих грудью женщин на более легкую работу, при установлении отпуска и др. Организация гинекологической помощи. Гинекологические заболевания выявляются при обращении женщин в консультацию, проведении профилактических осмотров, осмотров женщин на дому, осмотров женщин другими специалистами. Основная группа гинекологических больных лечится амбулаторно и нуждается в диспансерном наблюдении. В случае необходимости женщина направляется в гинекологический стационар. Социально-правовая защита женщин в период беременности и после Кроме бесплатного предоставления необходимой помощи, женщины в период беременности и после родов обеспечены социальной защитой. Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов — 86 дней, при рождении двух детей и более — 110 календарных дней. Если женщина обратится в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 недель) и будет своевременно взята на диспансерный учет, то она может получить единовременное пособие в размере минимальной зарплаты дополнительно к пособию по беременности и родам. При прохождении обязательного диспансерного обследования беременной сохраняется средний заработок. Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» женщинам устанавливается ежегодный отпуск не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства. Указ Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Предприятия с вредными условиями труда могут создавать отдельные цехи и участки для предоставления женщинам более легкой и безвредной работы. Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировки только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком. В соответствии с приказом М3 РФ № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до семи лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинским показаниям не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до семи лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь срок лечения ребенка. В последние годы вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и т. д.). В заключении (тюрьме, лагере) беременные, рожающие и родившие женщины имеют право на специализированную помощь акушера- гинеколога, в том числе и в родильных домах. В лагерях предусматриваются ясли с квалифицированным персоналом, поскольку существуют лагеря, где дети содержатся вместе с матерями. Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений: женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется государством. Организация медико-социальной помощи детям Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней его жизни и до окончания школы, преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям, этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий. К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедохирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля. Основой в системе охраны здоровья детей является амбулатор- но-поликлиническая служба. Детская поликлиника обеспечивает медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Предусмотрено оказание помощи не только в поликлинике и на дому, но и в дошкольных учреждениях и в школах. Главное направление в деятельности поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка путем проведения профилактики заболеваний, оказания лечебной помощи детям, проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Принцип работы детской поликлиники — участковый, метод работы — диспансерный. Основной фигурой в детской поликлинике является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750 — 800 детей до 14 лет включительно, в том числе 40 — 60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: пять человек на 1 час приема в поликлинике, семь — при профилактических осмотрах и два — при обслуживании на дому. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов: — профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые три дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т. д.), профилактические осмотры детей, углубленное обследование детей перед школой и т. д.; — санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей (обучение отцов и матерей формированию у детей установок на здоровый образ жизни и др.); — противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний и др.); — лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.); Особенности оказания детям стационарной помощи. Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Практикой последних лет стала передача амбулаторной карты в стационар на период пребывания в нем ребенка. Основная задача современной больницы — восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию. Особенностью организации работы детских стационаров является необходимость проведения мероприятий по предупреждению распространения инфекций: разделение каждого отделения на секции, которые при необходимости могут функционировать самостоятельно; боксирование палат, своевременное выявление бактерио- носителей и их санирование и др. В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения — клинический. Далее следует второй этап — санаторный и третий этап — адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства Медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства подразделяется на четыре периода: — антенатальный (дородовый), проводится с целью сохранения преемственности и в целях профилактики в 28, 32 — 36 недель беременности. Патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра женской консультации. При патронаже будущая мать должна получить необходимые сведения по уходу за ребенком; — постнатальный патронаж — динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой на первые — вторые сутки после выписки ребенка из родильного дома. Главная цель — своевременно выявить факторы риска здоровью ребенка; — ежемесячное динамическое наблюдение за ростом и развитием ребенка на протяжении первого года жизни; — динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Особенно важно проведение осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет и перед поступлением в школу. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В 1990-е годы возросла роль региональных органов управления здравоохранением. Стала формироваться сеть негосударственных, в том числе частных, медицинских учреждений. Поиск направлений реформирования системы здравоохранения был нацелен в первую очередь на сохранение и оптимизацию существующей системы организации медицинской помощи, основанной на принципах бесплатности и общедоступности, законодательно гарантированных объемов и качества медицинской помощи населению. Это привело к решению о необходимости введения медицинского страхования населения. Была ликвидирована система финансирования здравоохранения централизованного типа, рассчитанная на койку и врачебную должность. С 1991 года создана единая государственная система, при которой обязательное медицинское страхование (ОМС) является видом всеобщего социального страхования. Социальные гарантии и финансовую устойчивость ОМС обеспечивают структуры, действующие на некоммерческой основе. В системе ОМС страхователями и гарантами защиты интересов детей, неработающих, учащейся молодежи, инвалидов, пенсионеров выступают органы государственного управления и местная администрация соответствующей территории, страхователями работающих — администрация соответствующих предприятий, предпринимательских структур. Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей. Страховой тариф взносов на ОМС определяется федеральными органами законодательной власти по представлению Правительства РФ. Платежи на неработающих производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств на здравоохранение, предусмотренных в соответствующих бюджетах. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС, предназначенные для накопления финансовых средств, обеспечения финансовой стабильности системы и выравнивания финансовых ресурсов на проведение ОМС. Возможны несколько вариантов медицинского страхования населения: — система здравоохранения экономически развитых стран, где охрана здоровья финансируется из трех основных источников — отчисления от доходов предпринимателей, отчисления из государственного бюджета и страховые взносы населения; — медицинское обслуживание застрахованных как часть системы социального страхования, когда все взносы на эту систему поступают в государственный бюджет и затем распределяются по учреждениям (такая система существует в России и Великобритании); — система добровольного страхования здоровья, которая обеспечивает оплату медицинской помощи коммерческими, некоммерческими и благотворительными организациями (такая система функционирует, например, в США); — страховая система (или, как ее называли ранее в России, «страховая рабочая система») — финансирование медицинской помощи рабочим, служащим и членам их семей исключительно за счет предпринимателей. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1 от 28 июня 1991 года с дополнениями и изменениями от 1993 г. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. В основе медицинского страхования лежит принцип внесения регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных расходов. Цель медицинского страхования заключается в осуществлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий (извлечения из статьи 1). В соответствии с Законом в основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы: 1. Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся ОМС, распространяются на всех работающих взрослых граждан с момента заключения с ними трудового соглашения, а также на детей и пенсионеров. 2. Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. 3. Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью. Перечень и объем предоставляемых услуг не зависят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным объемом начислений на заработную плату имеют равные права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип общественной солидарности «Богатый платит за бедного, молодой за старого, здоровый за больного»). Субъекты медицинского страхования (извлечения из статьи 2): • граждане; • страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающего — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса в размере 3, 6 % от фонда оплаты труда); • Федеральный и территориальные фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС); • страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС; • медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС. Страховой медицинский полис. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. (Извлечения из статьи 5.) Права граждан РФ в системе медицинского страхования. Граждане РФ имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. (Извлечения из статьи 6.) Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (Утверждается постановлением администрации территории.) Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 года, предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи: A. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапным заболеванием, обострением хронического заболевания, несчастным случаем, отравлением, осложнением беременности, травмой и пр.; Б. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому; В. Стационарная помощь при: — острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; — патологии беременности, родах и абортах; — плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарствен
|