Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Союз журналистов России и основные направления его деятельности






Профессиональная независимая общественная организация работников средств массовой информации – Союз журналистов России - был основан 13 ноября 1918 года, во время первого съезда советских журналистов. 17 ноября 1990 года Союз журналистов СССР прекратил свое существование. В 1992 году Съезд Союза журналистов РСФСР учредил Союз журналистов РФ. Председатель Союза журналистов России - Богданов Всеволод Леонидович

По сути, на данный момент, Союз журналистов России никакой особой роли не играет. Официальные же функции (представленные на сайте союза журналистов) перечислены ниже.

Законотворческая деятельность: Союз журналистов активно участвует в разработке регулирующих работу СМИ и профессиональную деятельность журналистов законов федерального и регионального уровней. В том числе, была разработана и представлена в Госдуму новая редакция Закона «О средствах массовой информации», разработаны проект Закона об общественном радиовещании, проект модельного Закона о СМИ субъекта РФ и др. Распространен в регионах России предложенный Союзом примерный Устав СМИ.

Мониторинг и защита прав и интересов журналистов. Сбор информации и увековечение памяти о погибших журналистах. В апреле 2011 года на сайте Союза журналистов была размещена Электронная база данных о погибших журналистах. В ней зарегистрированы все смерти журналистов в России (насильственные, преждевременные, либо необъяснимые), которые были зафиксированы и задокументированы с начала 1990-х.

Международное сотрудничество: Союз журналистов России активно сотрудничает с профессиональными журналистскими организациями многих стран мира. С 1995 года входит в Международную федерацию журналистов.

Развитие журналистского образования и повышение профессионального уровня журналистов. Творческая работа: Союз журналистов тесно сотрудничает с Высшей школой журналистики Международного университета в Москве, предоставляющей возможность для второго высшего образования по специальности «Журналистика», факультетами журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, МГУП имени Ивана Фёдорова, 
 факультетами журналистики ведущих столичных и региональных ВУЗов. Проводится выездная учеба на местах для различных категорий журналистов.

Знаковые мероприятия и корпоративная солидарность: С 1996 года Союз журналистов России проводит фестивали СМИ, которые с 2007 года получили статус международных. Стали традиционными и благотворительные балы прессы, на которых собираются средства для поддержки семей журналистов, погибших при выполнении профессионального долга, вручается высшая профессиональная награда - «Золотое перо».

 

2.Журнал в структуре СМИ. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции её развития

Журнал - периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей - интервью и аналитические статьи. Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку. По аудитории: общероссийские, региональные, женские, молодежные и т.д. По тематике: универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы), политико-экономические, технические, медицинские и т.д. По целевой направленности: “стиля жизни” (Автопилот, Вояж, L’Officiel и т. д.) - то есть, их задача - показать ЧТО; “выживания” (с выкройками, советами по обустройству дома и т.д.) - объяснить КАК. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д.

Сейчас журналы более востребованы, нежели газетные издания. Им проще найти свою аудиторию и свою концепцию. Раньше проигрывали в оперативности, но на данный момент им уже нет смысла гнаться за новостями, у них нет в этом необходимости. Сегодня, когда старая структура центральной прессы разрушена, ситуация сложилась в пользу местной и региональной периодики. В одной только столице России современный рынок печати включает в себя сотни изданий различных направлений. В последние годы возникло большое количество новых журналов. Однако объективные данные свидетельствуют: аудитория печатных изданий сокращается, а издательские дома стремятся к укрупнению. В Россию пришли русскоязычные варианты известнейших зарубежных изданий: «Cosmopolitаn», «Elle», «Playboy», «Harper's Bazar», «Ридерз дайджест» и др. Появились совсем новые. Необходимо отметить, что в целом по России доминируют общественно-политические издания. В последнее время резко возросло количество развлекательных изданий, изданий деловой и экономической направленности, уменьшилось количество литературно-художественных и научно-популярных журналов. Важное значение имеет расчетный масштаб региона распространения. В современных условиях возникает все больше «всемирных», глобально распространяемых изданий и программ, а также СМИ, действующих в рамках континента. По своим объемам российские издания преимущественно малотиражные. Все многотиражные газеты, к которым относятся издания тиражом свыше 500 тыс. экземпляров, как правило, выходят в Москве. Следует отметить, что объявленные тиражи во многих случаях превышают реальные, что делается для привлечения рекламодателей. Рынок периодики демонстрирует немало позитивных перемен. Издатели массово переходят на новые бизнес-модели, технологии и форматы, радикально модернизируют работу редакций, в корне пересматривают маркетинговую политику, понимая, что без всего этого невозможно адаптировать традиционный издательский бизнес к новым условиям цифровой медиасреды, выстроить эффективные отношения с читателями и рекламными клиентами, правильно позиционировать себя на фоне ТВ, радио, Интернета и стремительно растущих «новых медиа. Как бы то ни было, журнальная периодика, да и пресса в целом, уже едва ли будет пользоваться той популярностью, которая была у нее, например, в девяностые годы, когда она одновременно являлась и гласом народа, и рычагом управления правительства, и культурным просветителем, и источником информации. Не читать газеты или журналы означало в то время буквально выбыть из жизни. Однако технический прогресс движется семимильными шагами, сметая на своем пути все остальные виды СМИ. Сначала телевидение, а затем и Интернет ставят под угрозу существование бумажной периодики, заставляя ее меняться, подстраиваться под современные реалии. Между тем, о «вымирании» прессы трубят уже лет десять, но сами печатные СМИ совсем уходить из жизни, видимо, пока не планируют. И об этом свидетельствуют такие крупные издательские дома, как «Бурда», «7 дней», «Коммерсант» и др.

(не для пересказа, но на всякий случай):

Первый русский журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» выходил 10 лет, с января 1755 по декабрь 1764 г., публикации посвящались главным образом истории, географии, экономике. Много в журнале помещалось познавательных, научно-популярных материалов, без иллюстраций.

3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

Победоносное окончание войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма. Журналистика призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны. К маю 1945 структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. После окончания войны почти все местные газеты выходили в уменьшенном объеме: на двух полосах. Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего территориального района. Остро ощущалась бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что сказывалось на качестве периодических изданий. Шаг за шагом шло восстановление сети газет. Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета “Культура и жизнь”, орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Она выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. Ее директивный тон определила передовая статься " Выше уровень идеологической работы! ". Газета издавалась до конца февраля 1951. За это время на ее страницах были опубликованы многочисленные документы, касавшиеся характера, содержания, различных сторон деятельности системы СМИ страны. Внимание обращалось, прежде всего, на три вопроса:

1. Необходимость усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся (постановление " Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет " Молот" (Ростов-на-Дону), " Волжская коммуна" (Куйбышев) и " Курская правда", июль 1946).

2. Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во 2-й половине 40-х - начале 50-х годов, касавшиеся почти всех типов газет. В их числе постановления о " Труде", " Гудке" и др.

3. Пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления " О журналах " Звезда" и " Ленинград" (см. история с запретом публикации Ахматовой и Зощенко), " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", " Об опере " Великая дружба" " и ряд других. На страницах печати развернулась кампания травли деятелей культуры, литературы и искусства, обвиняемый в космополитизме.

20 июня 1945г ЦК ВКПБ – постановление о провинц. газетах, в каждой газете появился отдел пропаганды. Несмотря на то, что контроль за прессой усиливается, тиражи растут.

В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС. К середине 50-х корреспондентские пункты агентства открываются во многих странах Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.

В октябре 1944 постановлением правительства была определена программа неотложных мер по укреплению материально-технической базы радиовещания и восстановлению на новой технической основе телевидения. 7 мая 1945 в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. ТВ и радио находились в ведении Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. Были построены новые телецентры в Ленинграде, Киеве, Свердловске. Растет объем радиопрограмм: «На стройках родины», «На темы дня». На ТВ появляются жанры документального фильма, ТВ очерк.

К середине 50-х сформировалась система подготовки журналистских кадров для печати, радио, а в дальнейшем и для телевидения. На базе отделений журналистики филологических факультетов Московского, Ленинградского и других университетов были созданы факультеты журналистики.

СМИ распространяли опыт передовиков в промышленности и сельском хозяйстве, поддерживали массы в их стремлении досрочно выполнить первую и вторую послевоенные пятилетки, освоить целинные и залежные земли. В своей организаторской деятельности печать, радио и ТВ использовали многочисленные формы и методов работы, в творческой - обращались к различным жанрам. Но за реальными и мнимыми успехами выступавшие в прессе не видели серьезных упущений в руководстве отдельными отраслями экономики и, в частности, сельского хозяйства. Это вело к тому, что в печати приукрашивалась действительность. Публицистика послевоенного десятилетия представлена в советской прессе портретными очерками Б. Галина, Б. Полевого, проблемными статьями А. Колосова, И. Рябова, В. Овечкина, В. Тендрякова, гражданской поэзией А. Твардовского, статьями-раздумьями Т. Тэсс, В. Фоменко, М. Шагинян и многих др.

В международной проблематике доминирующее место заняла борьба за мир, освещение тех социально-политических преобразований, которые произошли в странах Европы, Азии, Дальнего Востока. На страницах «Правды», «Известий» и других центральных изданий регулярно публиковались статьи на международные темы, международные обзоры журналистов Ю. Жукова, В. Маевского, Г. Рассадина, Д. Краминова.

Важным событием в послевоенный период явилось воссоздание в 1957 г. Союза журналистов СССР.

Главное управление по делам литературы и издательств (аббр. офиц. Главлит) — орган гос. управления СССР, осуществлявший цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации в период с 1922 по 1991 годы. Основной целью создания Главлита было «объединение всех видов цензуры печатных произведений». Принципы, которыми должен был руководствоваться Главлит при запрещении издания или распространении произведений: Агитация против Советской власти, Разглашение военной тайны республики, Возбуждение общественного мнения путем сообщения ложных сведений, Возбуждение националистического и религиозного фанатизма, Носящих порнографический характер. В дальнейшем принципы цензуры были значительно расширены и дифференцированы по направлениям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал