Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и значение третейского разбирательства
1. Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Так, российская и шведская компании, являющиеся контрагентами по договору поставки мебели, могут заключить соглашение о передаче споров, возникающих из данного договора, на рассмотрение Лондонского международного третейского суда. В результате заключения такого соглашения стороны изымают из подведомственности государственных судов России и Швеции споры по данному договору поставки. Российский гражданин-потребитель и организация-продавец могут заключить соглашение о передаче возникшего между ними спора, например, по поводу обнаруженных недостатков в проданном товаре, на рассмотрение приглашенного ими арбитра - третейскому судье - известному специалисту в области законодательства о защите прав потребителей. В обоих случаях защита нарушенных прав будет осуществляться не в государственных судах (арбитражном суде или суде общей юрисдикции), а третейским судом. Третейский суд - суд (судья), избранный сторонами для разрешения спора (споров) между ними, решения которого стороны признают для себя обязательными и обязуются им подчиниться. Сущность третейского разбирательства состоит в том, что обе стороны доверяют разрешение спора избранным ими третьим лицам, признают для себя обязательность их решений. В свою очередь, третейский суд, рассматривая и разрешая споры, ликвидирует возникший правовой конфликт между его участниками, и тем самым осуществляет защиту нарушенных прав. Третейское разбирательство - это общественная, негосударственная форма разрешения правовых споров. Третейский суд не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления по защите нарушенных прав. Порядок организации и деятельности третейских судов определяется в специальном законодательстве РФ и международных актах. В России основополагающими актами в этой области являются ФЗ от 24 июля 2002 г.1 «О третейских судах в РФ» (далее - ФЗ о третейских судах) и Закон РФ от 7 июля 1993 г.2 «О международном коммерческом арбитраже» (далее -Закон о МКАС). Среди многочисленных международных документов, принятых по вопросам арбитражного (третейского) разбирательства, необходимо отметить Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.3 1 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019. „ 2 ВВС. 1993. № 32. Ст. 1240. 3 См.: Международное частное право. Действующие нормативные акты. М., 1997. С. 368. Рассмотрение споров третейским судом является альтернативой разбирательству в государственных судах. Преимуществами третейского разбирательства является свобода сторон в выборе судей, участие в определении порядка рассмотрения дела, простота и доступность процедур, быстрота разбирательства и сокращение расходов сторон. В последние годы увеличилось число третейских судов и рассмотренных ими споров. Однако расширение третейской формы защиты происходит исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Третейское разбирательство споров с участием граждан не получило в нашей стране распространения. Это связано с тем, что законодательство, действующее JJg^: принятия Закона о третейских судах, во-первых, допускало передачу на рассмотрение в третейский суд споров только между гражданами; во-вторых, не предусматривало возможности создания постоянно действующих третейских судов; в-третьих, устанавливало, что третейское разбирательство должно быть бесплатным (Положение о третейском суде, бывшее Приложением № 3 к ГПК РСФСР). В настоящее время таких ограничений нет. Представляется, что третейское рассмотрение споров с участием граждан получит распространение, особенно между организациями и гражданами (например, рассмотрение потребительских споров). 2. Виды третейских судов. Третейские суды можно классифицировать по следующим основаниям. По предмету третейского разбирательства выделяются: - третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т. е. споры с участием российских граждан и организаций. Деятельность таких судов регулируется ФЗ о третейских судах. Примером таких судов являются третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах (ТТП), ассоциациях и т. д.: Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ, Сибирский третейский суд, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП и т.д.; - третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных экономических связей. Такие третейские суды называются международными коммерческими арбитражами (МКАС), их деятельность определяется Законом о МКАС. Например, МКАС и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ, МКАС Международной торговой палаты и т. д. В настоящей главе рассматриваются преимущественно вопросы деятельности третейских судов, созданных и создаваемых в соответствии с ФЗ о третейских судах. В зависимости от времени действия выделяют постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (так называемые «разовые» или ad hoc). Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Порядок третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде устанавливается положениями об этих судах (уставами, регламентами), утвержденными организацией, создавшей суд, т. е. они заранее известны участникам третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно 558 Часть III. Несудебные формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения, т. е. обязательны для них. Порядок создания постоянно действующего третейского суда в соответствий с ФЗ о третейских судах определяется в ст. 3 данного Закона. Наиболее известными постоянно действующими третейскими судами в нашей стране являются Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП, Сибирский третейский суд. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон с соблюдением обязательных требований ФЗ о третейских судах. Правила рассмотрения спора в таком суде стороны каждый раз согласовывают заново, а закон устанавливает в основном диспозитйвные нормы, которые должны восполнить пробелы, в случае если какая-либо часть необходимых для третейского разбирательства процедур не будет согласована сторонами. В зависимости от специализации выделяют: — специализированные третейские суды, рассматривающие определенные категории правовых споров, например, Третейский суд Ассоциации документальной электросвязи, третейский суд при информационной торговой системе «E-Metex», третейские суды по информационным спорам; — третейские суды, рассматривающие любые правовые споры, которые могут быть переданы на его рассмотрение в соответствии с законодательством РФ, например Единый третейский суд сообществ банкиров, промышленников и строителей, Третейский суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет. По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют: — третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности; — третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами; — третейские суды для рассмотрения споров между гражданами; - третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъектного состава. 3. Подведомственность дел третейскому суду определяется соглашением сторон и императивными нормами законодательства РФ. Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданско-правовых, отношений (ст. 2 ГК), исключая из подведомственности третейского суда споры, возникающие из налоговых, финансовых, иных административных отношений, а также те споры, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению арбитражного суда или суда общей юрисдикции (например, дела о банкротстве). Закон не ограничивает стороны только отношениями, носящими договорной характер. Стороны могут передать в суд спор и по поводу отношений из причинения вреда, защиты прав собственника и любых других прав, носящих гражданско-правовой характер. Что касается подведомственности споров по субъектному составу, необходимо отметить, что закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций. Глава 28. Третейские суды Существовавшие ранее правовые акты определяли подведомственность дел третейскому суду значительно уже. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г.1 не предусматривало передачу на разрешение третейского суда споров с участием граждан-непредпринимателей, а Положение о третейском суде (Приложение № 1 к ГПК 1964 г.) не допускало передачу в третейский суд споров между гражданами и юридическими лицами. Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда — третейское соглашение — является обязательным условием для принятия и рассмотрения спора третейским судом. По своей сути третейское соглашение представляет собой договор. Содержание третейского соглашения определяется сторонами. В него может включаться условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или приглашаемым для его рассмотрения арбитрам. Стороны могут сразу в своем соглашении согласовать порядок будущего третейского разбирательства: место, язык разбирательства, кандидатуры судей (арбитров) или требования, предъявляемые к судьям, порядок обмена корреспонденцией между сторонами и другие необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению. Формулирование третейского соглашения — сложная и достаточно специфическая работа. Для облегчения положения сторон, желающих передать свой спор на рассмотрение третейского суда, в постоянно действующих судах разработаны примерные формы третейских соглашений, рекомендуемые для использования. Практике известны различные виды третейских соглашений: — третейский договор — соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем); - третейская оговорка - соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора; — третейская запись — соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора. Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в государственном суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции. Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме, т. е. составлено либо в документе, подписанном сторонами, либо путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого сообщения (телефакс, электронная почта и/или иные средства Интернета). ФЗ о третейских судах устанавливает также обязательные требования к форме и содержанию третейского соглашения, несоблюдение которых влечет признание его незаключенным (ст. 7). Необходимо обратить внимание на принцип автономии третейского соглашения, предусмотренный в ст. 17 ФЗ о третейских судах, согласно 1 ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1790. I Часть III. Несудебные формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересовГлава 28. Третейские суды которому третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания третейского соглашения недействительным. § 2. Рассмотрение споров третейскими судами 1. Правила третейского разбирательства. Определение порядка рассмотрения споров в третейских судах имеет определенную специфику. Если порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах определяется единообразно в нормах процессуального законодательства, то порядок разбирательства в третейском суде регламентируется как нормами законов, так и соглашением сторон. Порядок рассмотрения и разрешения споров в третейских судах определяется: — обязательными (императивными) нормами ФЗ о третейских судах (например, нормы ч. 1, 2 ст. 8, устанавливающие обязательные требования к третейскому судье); - соглашением сторон по всем вопросам, которые не урегулированы императивными нормами закона (например, стороны могут согласовать порядок обмена корреспонденцией, число судей, дополнительные требования, предъявляемые к судьям, порядок формирования состава суда, избрания единоличного судьи и др.); — правилами постоянно действующего третейского суда (например, Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ); - диспозитивными нормами закона, устанавливающими определенные правила, которые применяются, если стороны не определили иное (например, ч. 1 ст. 21, в которой предусмотрено, что если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство ведется на русском языке); - усмотрением суда (судьи), рассматривающего дело, которое допускается в части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и нормами закона (например, ст. 19 ФЗ о третейских судах). 2. Принципы третейского разбирательства. ФЗ о третейских судах впервые закрепил принципы третейского разбирательства. Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспози-тивности, состязательности и равноправия сторон. В соответствии с принципом конфиденциальности третейского разбирательства третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон и их правопреемников. О таких сведениях он не может быть допрошен в качестве свидетеля. Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. Действие принципа диспозитивности проявляется в праве сторон обратиться в третейский суд и определять по своей воле порядок разрешения спора третейским судом. Однако стороны не вправе изменять своим соглашением обязательных положений закона (о принципах третейского разбирательства, компетенции третейского суда, требованиях, предъявляемых к третейскому судье). Истец, передав в третейский суд исковое заявление, может изменить и дополнить свои требования, ответчик может изменить и дополнить требования, содержащиеся во встречном иске или возражениях против иска. Стороны могут оспорить решение третейского суда в компетентном суде, если соглашением сторон не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Сторона, в пользу которой было вынесено решение третейского суда, может обратиться в компетентный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа. Принципом третейского разбирательства является равноправие сторон. Сторонам третейского разбирательства предоставляются равные вдомож-ности для изложения позиции и защиты своих прав и интересов: истец предъявляет иск, ответчик вправе предъявить к истцу встречный иск, возражать против иска; стороны представляют доказательства, извещаются о третейском разбирательстве; им вручаются (направляются) копии всех документов, представленных другой стороной. Закон обязывает третейский суд заблаговременно направлять сторонам уведомление о месте и времени третейского разбирательства. В соответствии с принципом состязательности третейского разбирательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Третейский суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Однако он не может обязать сторону представить имеющееся у нее доказательство. Для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний, третейский суд может назначить экспертизу и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов. 3. Формирование состава третейского суда. Состав третейского суда определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один третейский судья. Если договором сторон или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи. Порядок избрания (назначения) третейских судей устанавливается правилами постоянно действующего третейского суда, а в третейском суде для разрешения конкретного спора - соглашением сторон. Если стороны не определят порядок формирования состава суда, то действует правило, установленное законом, в соответствии с которым при рассмотрении дела тремя судьями каждая из сторон должна избрать одного судью, два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего. Если в течение 15 дней сторона не реализует свое право на избрание третейского судьи, то рассмотрение спора в третейском суде должно быть прекращено и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда. Законом установлены требования, предъявляемые к третейскому судье. Им избирается физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и давшее согласие на рассмотрение дела. Важнейшими требованиями к третейскому судье являются: беспристрастность, независимость от сторон и незаинтересованность в исходе дела. Впервые введено требование к образованию третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора такое требование предъявляется к председате- 19-1588 562 Часть III. Несудебные формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов лю состава третейского суда. Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами или определены правилами третейского разбирательства. Если третейский судья не отвечает указанным требованиям, ему может быть заявлен отвод. Третейскому судье может быть заявлен отвод, если он не обладает полной дееспособностью либо состоит под опекой или попечительством; имеет судимость либо привлечен к уголовной ответственности; полномочия его в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступка, несовместимого с его профессиональной деятельностью; в соответствии с должностным статусом не может быть избран третейским судей (ст. 8 ФЗ о третейских судах). Лицо, получившее предложение о возможном избрании его третейским судьей, должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода. Если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен заявить самоотвод. Сторона, избравшая третейского судью, может заявить ему отвод только в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, стали известны ей после избрания третейского судьи. Мотивированное заявление об отводе третейского судьи может быть подано в течение пяти дней с того момента, когда стороне стало известно о формировании состава третейского суда и наличии оснований для отвода третейского судьи. Иная процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами или предусмотрена правилами постоянно действующего третейского суда. По общим правилам вопрос об отводе третейского судьи решается другими судьями, входящими в состав третейского суда, в течение 10 дней с момента поступления заявления об отводе. При единоличном рассмотрении спора вопрос об отводе разрешается этим третейским судьей. После отвода или самоотвода третейского судьи его полномочия прекращаются. Полномочия третейского судьи прекращаются также после принятия решения по конкретному делу, в случае смерти третейского судьи. Они могут быть прекращены по соглашению сторон, если имеют место юридическая или фактическая неспособность судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока. Полномочия третейского судьи прекращаются только в отношении конкретного спора. Поэтому прекращение полномочий не означает, что данное лицо лишается возможности быть избранным в качестве третейского судьи для рассмотрения другого спора. 4. Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом, возмещаются сторонами третейского разбирательства. В отличие от судебных расходов, которые несут стороны гражданского и арбитражного судопроизводства, на сторон третейского разбирательства дополнительно возложена обязанность выплачивать гонорар третейским судьям, нести расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом. Размер гонорара третейского судьи определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на третейское разбирательство. Глава 28. Третейские суды Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, несут стороны, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор). Распределение расходов между сторонами осуществляется в соответствии с оглашением сторон, а при его отсутствии - пропорционально удовлетворенным требованиям.
|