Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология родительской любви






 

На каждом возрастном этапе жизни взрослеющего человека любовь к нему его родителей по-новому проверяется, экзаменуется, набирает зрелость. То, что было актуально год назад, вполне может оказаться не вполне пригодным сейчас. Нет готовых рецептов, которые подходили бы всем детям, поскольку каждый ребенок уникален, неповторим. И ваш тоже!

Готовых рецептов нет, но есть определенные научные взгляды на то, какая родительская любовь может быть названа полноценной, какие стили воспитания гармоничными, что представляет собой то или иное отклонение от нормы. Об этом мы и поведем наш разговор.

Многие психолого-педагогические исследования подтверждают, что главная психологическая потребность человека – это потребность в любви и принятии. Источником любви для ребенка являются родители и другие значимые для него взрослые. Одним из основоположников психологических представлений о том, как любить ребенка и о принципах взаимодействии с ним взрослого по праву можно считать Альфреда Адлера (1870-1937). Вот некоторые его рекомендации:

1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка к родителям и родителей к нему – безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка – его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, также, как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует оставлять за ребенком свободу решения.

В 1950-х годах в США возникла концепция гуманизации воспитания Х. Джайнотта. В написанных пособиях для родителей он не предлагал никакой теории, а в доступной форме рассматривал исключительно простые вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить, как приучать к дисциплине и так далее.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

1. Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «я» у ребенка.

2. Следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и негативного прогноза дальнейшей судьбы ребенка (например: «Я знаю: ты вырастешь и будешь пьянствовать, как твой папочка»).

3. Взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного решения.

Одним из важнейших специалистов, которой дал глубочайшее понимание принципов взаимодействия родителей с детьми на основе безусловной любви, по праву считается Росс Кэмпбелл. Он считал, что дети отражают любовь: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь возвращается в зависимости от тех или иных условий».

Если родители проявляют любовь, тепло и внимание только тогда, когда ребенок ведет себя в соответствии с их представлении о «правильном поведении», а в остальных случаях строги с ним, замкнуты, сдержанны в одобрении и эмоциональной поддержке, то любовь ребенка к родителям становится зеркальным отражением любви к нему. Он, в конце концов, тоже научится любить их «обусловленной любовью». Он будет вести себя так, чтобы родители были им довольны, но только в тех случаях, когда ему нужно что-то от них получить, что доставляло бы удовольствие. А настоящая любовь – безусловная.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал