Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Учреждение образованияСтр 1 из 23Следующая ⇒
Учреждение образования Брестский государственный институт повышения Квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» Г.В.Лагонда, О.А.Пшеничная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПРАКТИКУМ
для студентов и слушателей, обучающихся по специальностям «Психология» и «Практическая психология»
Брест 2007 УДК 159.9 ББК 88.4 Составители: Г.В. Лагонда кандидат психологических наук, доцент кафедры психо- логии УО «БрГУ им. А.С.Пушкина» О.А. Пшеничная старший преподаватель кафедры психологии УО «БрГУ им. А.С.Пушкина»
Рецензент М.А. Валитов кандидат психологических наук, доцент кафедры психо- логии развития УО «БрГУ им. А.С.Пушкина»
Редактор О.П.Бысюк Методист спецфакультета по переподготовке кадров УО «Брестский ГИПКиПРРиСО»
Печатается по решению редакционно-издательского совета УО «ГИПКиПРРиСО»
Практикум написан в соответствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.055–98. Его целью является помощь студентам и слушателям в освоении учебной дисциплины «Деятельность практического психолога», а также в эффективной организации труда во время прохождения исследовательской практики в качестве школьного психолога. Практикум предназначен для студентов и слушателей дневного и заочного отделений, обучающихся по специальностям Г. 07.01.00 «Психология» и «Практическая психология», а также для школьных психологов.
УДК 159.9 ББК 88.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Ближе всего с реалиями деятельности школьного психолога студенты и слушатели, обучающиеся специальностям «Психология» и «Практическая психология», знакомятся дважды. Первое знакомство имеет место в ходе исследовательской практики; второе – в ходе освоения учебной дисциплины «Деятельность практического психолога». Практикум написан с таким расчётом, чтобы студенты и слушатели могли плодотворно использовать его в обоих случаях. Данное учебно-методическое пособие включает в себя ряд диагностических методик и упражнений, которые необходимы школьному психологу в его профессиональной деятельности. Эти методики сгруппированы в три блока в связи с тем, что предназначены для работы со школьниками трёх возрастных категорий: младшими школьниками, подростками и старшеклассниками. В пособии представлены не только широко известные методики так называемого диагностического минимума, но и те, которые мало распространены, будучи при этом весьма полезными и продуктивными в работе педагога-психолога. Кроме того, текст практикума содержит множество рекомендаций, способствующих научной организации и оптимизации таких направлений профессиональной деятельности школьного психолога как психодиагностическая, коррекционно-развивающая, реабилитационная и профориентационная работа. В целом именно этой проблематике и посвящено данное издание. В пособии представлены также основные формы отчётности, необходимые для фиксации результатов этой работы. Таким образом, с одной стороны, практикум освещает целый блок вопросов, рассматриваемых в рамках учебной дисциплины «Деятельность практического психолога». С другой стороны, с основами коррекционно-развивающей, реабилитационной и профориентационной работы студенты и слушатели впервые знакомятся в ходе исследовательской практики. Соответственно, материалы пособия обладают дидактической ценностью и в этом плане. Исходя из представленных выше рассуждений, авторы посчитали логичным выстроить текст практикума в виде ряда заданий, обращённых к читателю, и требующих от него (в идеале) их последовательного выполнения. Такая форма подачи материала, на наш взгляд, позволяет приблизить теоретические рассуждения к реалиям профессиональной деятельности школьного психолога, «оживив» тем самым восприятие «сухого» научного психологического текста. Содержание учебного пособия включает три блока. 1. Работа с неуспевающим учеником младшего школьного возраста. Этот блок подразумевает выполнение двух видов заданий. Первая группа заданий – это диагностика неуспевающего ученика начальной школы. Содержание работы на данном этапе включает в себя проведение первичной беседы, подбор диагностических методик, проведение обследования и оформление выводов в виде психологического заключения. Подобное исследование подразумевает следующие формы отчёта: диагностический материал, протоколы обследования и собственно психологическое заключение. Вторая группа заданий данного блока сводится к планированию коррекционно-развивающей работы с неуспевающим младшеклассником. На основании полученных диагностических данных студентам и слушателям предлагается разработать коррекционно-развивающую программу. Формами отчётности в данном случае выступают сама программа и прилагаемый к ней стимульный материал. 2. Работа психолога с трудными подростками. Алгоритм этой работы в реальной ситуации взаимодействия предполагает осуществление диагностики, составление реабилитационной программы и реализацию последней. Все эти действия предлагается студентам и слушателям осуществить самостоятельно. Кроме того, им предлагается составить каталог возможных упражнений, используемых при индивидуальной работе с трудными подростками. 3. Профориентационная деятельность. Она включает в себя разработку программы профориентационной направленности и её реализацию на базе одного из старших классов. На основе полученных результатов составляются индивидуальные рекомендации в письменном виде. Кроме того, каждый студент (слушатель) должен провести в классе мероприятие по профессиональной ориентации (например, деловую игру, круглый стол и т.п.) Отчёт о проделанной работе включает в себя программу по профориентации, результаты диагностики (протоколы), копии предложенных ученикам рекомендаций, а также подробную программу проведения профориентационного мероприятия. Ниже будут представлены более подробные рекомендации по выполнению каждого из названных блоков заданий.
|