| Феноменологиятрудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
|
| 1. В письменных работах пропускает буквы
| 1. Низкий уровень развития фонематического слуха
| 1. Тест различения и выбора фонем
|
| 2. Слабая концентрация внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания («Кодирование», «Корректурная проба»)
|
| 3. Несформированность приемов самоконтроля
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 4.Индивидуально- типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
| 2. Неразвитость орфографической зоркости
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля)
| 2. Методика «Рисование по точкам
|
| 3. Низкий уровень объема и распределения внимания
| 3. Методика изучения объема и распределения внимания («Кодирование», «Корректурная проба»)
|
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
| 5. Слабое развитие фонематического слуха
| 5. Тест различения и выбора фонем
|
| 3. Невнимателен и рассеян
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
| 2. Низкий уровень объема внимания
| 2. Методика изучения объема внимания
|
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
| 4. Преобладающая мотивация учения – игровая
| 4. Методика изучения мотивации
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
| 4. Испытывает трудности при решении математических задач
| 1. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 1. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
| 2. Слабое понимание грамматических конструкций
| 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
|
| 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
| 3. Методика «Рисование по точкам»
|
| 4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика «Лабиринт»
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
| 5. Испытывает затруднения при пересказывании текста
| 1. Несформированность умения планировать свои действия
| 1. Методика «Рисование по точкам»
|
| 2. Слабое развитие логического запоминания
| 2. Методика «Запомни пару»
|
| 3. Низкий уровень речевого развития
| 3. Методика Эббингауза
|
| 4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика «Лабиринт»
|
| 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения)
| 5. Методики на исследование мышления
|
| 6. Заниженная самооценка
| 6. Шкала самооценки, рисунок несуществующего животного
|
| 6. Неусидчив
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
| 2. Индивидуально- типологические особенности личности
| 2. Методика изучения темперамента
|
| 3. Низкий уровень развития волевой сферы
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 7. Трудно понимает объяснение с первого раза
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика «Рисование по точкам»
|
| 2. Слабая концентрация внимания
| 2. Модификация метода Пьерона - Рузера
|
| 3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
|
| 4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методики «Домик», «Графический диктант»
|
| 5. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 5. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
| 8. Постоянная грязь в тетради
| 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
| 1. Методика «Змейка»
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика «Узор»
|
| 3. Недостаточный объем внимания
| 3. Методика определения объема внимания
|
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
| 9. Плохое знание таблицы сложения и умножения
| 1. Низкий уровень развития механической памяти
| 1. Методика изучения логического и механического запоминания
|
| 2. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 2. Методика изучения долговременной памяти
|
| 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
| 3. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
| 4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методика «Графический диктант»
|
| 5. Слабая концентрация внимания
| 5. Методика изучения концентрации внимания
|
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности
| 6. Методика «Узор»
|
| 10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1 Методика «Графический диктант»
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
| 3. Другие психологические причины
|
|
| 11. Постоянно забывает дома учебные предметы
| 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
| 12. Плохо списывает с доски
| 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
| 1. Методика «Узор»
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
| 3. Низкий уровень переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
|
| 4. Недостаточный объем внимания
| 4. Методика изучения объема и распределения внимания
|
| 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 5. Методика «Оперативная память»
|
| 13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо
| 1. Низкая скорость протекания психических процессов
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика «Узор»
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
| 14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять
| 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
| 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
| 3. Методика «Узор»
|
| 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
|
|
| 15. Постоянно переспрашивает учителя
| 1. Низкий уровень объема внимания
| 1. Методика изучения объема и распределения внимания
|
| 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
| 3. Низкий уровень развития переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
|
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
| 5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика «Графический диктант»
|
| 6. Несформированность умения принять учебную задачу
| 6. Методика «Узор»
|
| 16. Плохо ориентируется в тетради
| 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
| 1. Методика «Узор»
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
| 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
| 3. Методика «Змейка»
|
| 17. Поднимает руку, а при ответе молчит
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
| 2. Заниженная самооценка
| 2. Методика изучения самооценки
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
| 18. Опаздывает на уроки
| 1. Несформированность приемов самоконтроля
| 1. Методика «Узор»
|
| 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Домик», «Графический диктант»
|
| 4. Возможные трудности в семье
| 4. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
| 5. Причины вторичной выгоды
| 5. Методика «Незаконченные предложения»
|
| 19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
| 2. Преобладающая мотивация учения ─ игровая
| 2. Методика изучения мотивации
|
| 3. Индивидуально- типологические особенности личности
| 3. Методика Рене Жиля
|
| 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)
|
| 5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика «Домик»,
«Графический диктант»
|
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности
| 6. Методика «Узор»
|
| 7. Другие психологические причины
|
|
| 20. Испытывает страх перед опросом учителя
| 1. Заниженная самооценка
| 1. Методика изучения самооценки
|
| 2. Возможные трудности в семье
| 2. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
| 3. Внутреннее стрессовое состояние
| 3. Методика Люшера
|
| 4. Индивидуально- типологические особенности личности
| 4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
| 21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
| 2. Преобладающая мотивация учения ─ игровая
| 2. Методика изучения мотивации
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 4. Несформированность приемов учебной деятельности
| 4. Методика «Узор»
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
| 22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
| 1. Отсутствует учебная мотивация
| 1. Методика изучения мотивации
|
| 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 2. Анкета для определения школьной мотивации
|
| 3. Заниженная самооценка
| 3. Методика изучения самооценки Спилбергера
|
| 4. Внутреннее стрессовое состояние
| 4. Методика Люшера
|
| 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
| 5. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
| 6. Другие психологические причины
|
|
| 23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями
| 1. Возможные трудности в семье
| 1. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
| 2. Перенесение функции матери на учителя
| 2. Методика изучения самооценки
|
| 3. Особенности развития Я- концепции
| 3. Методика «Несуществующее животное»
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
| 24. Долгое время не может найти свою парту
| 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
| 1. Таблицы Шульте
|
| 2. Низкий уровень развития образного мышления
| 2. Методики на исследование образного мышления
|
| 3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
|
| 4. Низкий уровень сформированности произвольности
| 4. Методики «Домик» «Графический диктант»
|
| 5. Низкий уровень развития самоконтроля
| 5. Методика «Узор»
|
| 6. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 6. Методика изучения долговременной памяти
|
| 7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий
|
|
| 8. Другие психологические причины
|
|
1. 5 2 7 1 4 1. 7985
2. 3 5 4 2 5 2. 8967
3. 7 1 4 3 2 3. 8575
4. 2 6 2 5 3 4. 8878
5. 4 4 5 1 7 5. 8968
6. 4 2 3 1 5 6. 6545
7. 3 1 5 2 6 7. 4678
8. 2 3 6 1 4 8. 5975
9. 5 2 6 3 2 9. 7895
10. 3 1 5 2 7 10. 4679