![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития психических функций
Подпись Дата Приложение 16 Методические приёмы, используемые при индивидуальном консультировании подростков (по Н. Самоукиной)
«Давай думать вместе» Если перед вами пассивный подросток, попробуйте предложить ему следующее: «Давай вместе попробуем решит твою проблему. Готовых решений я не могу предложить, но у меня есть опыт. Может что-то подойдёт?». «Психологический контакт». З адав несколько нейтральных вопросов, с первых минут надо показать, что вы видите перед собой, прежде всего, интересного собеседника. «Человечек ». Если подросток сильно волнуется, психолог на листе рисует стилизованную фигуру и говорит: «Смотри, это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о конкретной ситуации. Тебе может быть придётся немного рассказать о нём». Так формируется ощущение «Мы». «Зеркало». Приём эффективен, когда подросток молчит («мать привела, вот пусть и рассказывает»). Имея уже некую информацию, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в основных чертах совпадает с ситуацией клиента. Важно, чтобы совпадал пол, возраст и основные индивидуальные особенности. Здесь школьник может спонтанно подключиться к истории: что-то добавить, исправить. Искусство психолога состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой клиента. «Отзеркаливание» поможет ему лучше понять себя самого, отстраниться от своих проблем. «Вербальное пространство». Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на «глобальный монолог». Необходимо добиваться того, чтобы вербальное пространство между консультантом и его клиентом по времени участия в нем психолога и школьника было поделено примерно на равные половины. Для этого психолог должен уметь: ü не говорить слишком много и долго; ü вовремя задавать вопросы; ü уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам ищет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном; ü избегать менторского тона; ü не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет; ü аргументировано отстаивать свою точку зрения и принимать аргументы собеседника
Приложение 17
|