Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И интерпретация






ДЖОН ДИЛEO

детский рисунок

ДИАГНОСТИКА

И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

АПРЕЛЬ ПРЕСС

ЭКСМО-ПРЕСС)

2 0 0 1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................5

Часть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7

1. Рисунок начинается с круга.......................................7

Рисунки дошкольников..............................................8

Что изображает примитивный круг?.......................19

Количественные и качественные

характеристики детских рисунков............................24

2. Изображение тела.....................................................27

Рисует ли ребенок человека

по собственному образу?.........................................28

Рисунки детей разных национальностей.................30

Изображение тела и восприятие..............................31

3. Познание...................................................................35

Рисунок как выражение умственного возраста.......36

Роль воображения в познании.................................38

4. По ту сторону познания...................................................................39

Рисунки выражают больше, чем только умственный возраст... *.....40

Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41

Рисунки страдающих неврологическими нарушениями............................................................43

Необходимость учета перспективы развития..........46

5. Детские рисунки как проективная техника.............49

Проявление чувств и личностных

характеристик............................................................50

Графическое изображение уверенности и

неуверенности...........................................................51

Пропуск верхних конечностей.................................53

Выделение рук и пальцев.........................................61

Маленькие, неустойчивые ноги...............................65

Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66

Скрывание генитальной зоны..................................68

Тщательная прорисовка гениталий..........................71

Спутанность половых ролей.....................................76

Гомосексуальные тенденции....................................85

6. Проявление эмоциональных расстройств

в рисунках.................................................................87

Разрозненные части тела..........................................88

Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90

Зачеркивание изображений человека......................95

Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97

Чрезмерная штриховка...........................................101

Рисунки безлюдей.................................................104

Темные облака и заштрихованное солнце............ 107

Игра в закорючки...................................................112

7. Творчество и психическое здоровье.......................113

Рисунок как творческая деятельность...................114

Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115

Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117

8. Ребенок и его семья...............................................117

Неполная семья......................................................119

Ядерная (нуклеарная) семья..................................119

Расширенная семья................................................120

9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121

Соотношение когнитивного

и эмоционального в рисунках................................122

Рисунок семьи как проективная техника.............. 128

10. Индикаторы семейных отношений......................131

Отсутствие члена семьи........................................132

Отсутствие себя в рисунке....................................133

Расположение в пространстве.............................. 136

Сходство нарисованных фигур............................. 137

Соотношение размеров фигур.............................. 138

Переживание развода............................................138

Роль в семье...........................................................142

Включенность и изоляция....................................143

11. Маленький всезнайка...........................................149

Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155

12. Влияние зрения, осязания и движения

на развитие представлений детей.........................155

Зрение и осязание.................................................156

Чувство и движение..............................................158

13. Влияние сенсорных нарушений

на образ тела..........................................................161

Нарушения зрения................................................162

Нарушения слуха................................................... 165

Нарушения речи....................................................171

14. Влияние двигательных нарушений

на образ тела..........................................................175

Двигательные нарушения.....................................176

Органическое поражение мозга...........................176

15. Дети с физическими нарушениями.....................187

Отражается ли в рисунке заболевание

ребенка?.................................................................188

Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193

16. Определение понятия «неспособность

к обучению»...........................................................193

17. Значение детских рисунков в ранней

диагностике неспособности к обучению.............195

Нарушения восприятия.........................................196

Минимальная мозговая дисфункция 1.................197

Перцептивно-моторные нарушения.....................199

Персеверация.........................................................210

18. Дислексия..............................................................213

19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223

20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229

Фенилкетонурия....................................................230

Фенилкетонурия 1.................................................231

Фенилкетонурия 2.................................................234

Фенилкетонурия 3.................................................239

Фенилкетонурия 4.................................................241

Болезнь «кленового сиропа».................................243

21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245

Эпилог.........................................................................251

Приложение................................................................255

Порядок проведения рисуночных тестов.............256

Валидность и достоверность детских

рисунков.................................................................257

 

ВВЕДЕНИЕ

Свою предыдущую работу я практически полнос­тью посвятил анализу естественного хода развития ри­сования. В силу своей удивительной универсальности эта­пы этого развития служат подтверждением психобиоло­гического единства человечества. По-прежнему сопротив­ляясь влиянию культуры, которое приводит к искаже­нию этого базового единства, современный ребенок, где бы он ни жил, подобно своим ближайшим и давним предкам, выражает посредством рисунка свое раннее восприятие окружающих его людей и предметов. Незави­симые наблюдатели во многих странах мира получили доказательства единства последовательности этапов, че­рез которые ребенок приходит к взрослому взгляду на мир — визуальному реализму. Но пока ребенок все еще воспринимает естественно, его графические представ­ления очень своеобразны, совсем не похожи на фото­графии. В конце концов большинство детей войдут в ко­лею и будут смотреть на мир общепринятым образом.

В данной книге будет представлено более глубокое и масштабное, по сравнению с предыдущей книгой, исследование самых значимых отклонений, а также бу­дет сделана попытка показать, как рисование может быть использовано в качестве дополнительной диагностичес­кой методики. Нежелание, с которым дети вербально выражают свои мысли, часто противоречит непринуж­денности, с которой ребенок управляется с цветными карандашами и бумагой, невольно выражая то, что он не может высказать словами.

Рисунки были сделаны во время индивидуальных сеансов в одинаковых условиях. Порядок предъявления не изменялся. Дети дошкольного возраста и те, кто ни­как не хотел отпускать заботящихся о них взрослых, были обследованы в присутствии родителя, родного или приемного, или опекунов, или нянь. Все закономерно­сти сформулированы лично мною. Дети, принимавшие участие в исследовании, живут с родными родителя­ми, если нет соответствующих оговорок.

 

РИСУНОК НАЧИНАЕТСЯ С КРУГА

Рисунки дошкольников Что изображает примитивный круг? Количественные и качественные характе­ристики детских рисунков

РИСУНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Как только ребенок достигает 3-летнего возраста, в динамике его рисунков появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружнос­тей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Вскоре они превращаются в от­дельные кружки, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это крупное достиже­ние. От кинестетического рисунка, радости запечатления движения постепенно возникнет более сильное удовлетворение от создания образов увиденных пред­метов. Как и его древние предки, ребенок обнаружива­ет, что он может создавать образы.

Универсальность феномена вызвала активные раз­мышления о значении круга как самого раннего выра­жения изобразительного искусства. Интерпретация, судя по всему, зависит от предубеждений исследователя. Кто-то может рассматривать это как функцию координации, возникающую вследствие созревания нервной системы, что позволяет 3-летнему ребенку делать то, чего он не мог раньше. Другой может интерпретировать этот фено­мен с психоаналитической точки зрения как выраже­ние первого восприятия ребенком груди матери.

Фактически круг — это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распростра­ненная фигура в природе. Ребенок будет продолжать ис­пользовать круг при изображении самых разнообразных деталей — головы, глаз, рта, туловища, ушей и даже волос.

Дети, не видевшие женской груди, брошеные или разлученные с рождения со своими матерями и воспи­танные в специализированных учреждениях, точно так же начинают свою изобразительную деятельность с круга. Возможно, это и есть проявление коллективного бес­сознательного? (Рисунки 1, 2, 3.)

Рисунок 1

Спонтанный рисунок девочки 2 лет 6 месяцев, с рождения живущей в доме младенца. Искусствен­но вскормлена и никогда не видела грудь.

Рисунок 2

Он отражает переход от преимущественно беспо­рядочных движений к некоторым элементам изоб­ражения. Девочка, 3 года 3 месяца, недоношен­ная (вес при рождении примерно 950 г). С рожде­ния находится в доме младенца, вскормлена ис­кусственно. Обратите внимание на круги.

Рисунок 3

Спонтанный рисунок девочки 3 лет 9 месяцев с рождения вскормленной искусственно. В возрасте 1 месяца переведена из дома младенца в детский дом. Рисунок — изображение, в основном круги.

Воображение освобождает дух от «оков реальности».

Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобра­зить предмет так, как он выглядит, а изображает основ­ную идею, внутреннюю модель. В результате он схемати­чески разбивает предмет на основные элементы. Ликвет (G. Н. Luquet) назвал это интеллектуальным реализмом, чтобы развести это явление с визуалъньм реализмом взрос­лого. Величайшие художники нашего времени, в част­ности Клее, пытались вернуться к воспоминаниям дет­ства и детским способностям изображать увиденное.

Пиаже выяснил, что переход от интеллектуально­го реализма к визуальному реализму свойственен не только рисованию, но характеризует все психические процессы ребенка — реальность ребенка создана его собственными умозаключениями, а видение ребенка искажено его идеями.

Коррадо Риччи (С. Ricci) в работе 1885 г. отме­чал, как дети рисовали то, о существовании чего они знали, а не то, что видели на самом деле, приводя в пример удивительные репродукции рисунков, изобра­жающих людей, видимых через корпус кораблей, всад­ников, у которых при этом видны были обе ноги, и звонаря в колокольне. То, что существует, должно быть показано.

Анализируя первую стадию развития фигуратив­ного искусства, И. Пиотровска (I. Piotrowska) рассказы­вает, как дети рисуют известную, но не видимую дей­ствительность и как увеличиваются фигуры под влия­нием аффективных и экспрессивных воздействий.

X. Энг (Н. Eng) изучала рисунки своей племянни­цы с самых первых каракулей до работ девочки в возра­сте 8 лет. Ее наблюдения подтвердили данные исследо­вателей из других стран: самый первый наиболее узна­ваемый рисунок — это обычно человеческая фигура, и тот факт, что ребенок рисует то, что он знает, а не то,

что видит. Ребенок рисует человека одинаково, незави­симо от того, есть ли перед ним человек или другая модель, или он рисует по памяти.

М. Прудомью (М. Prudhommeau) утверждает, что ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует свое представление о предмете.

В. Вульф (W. Wolff) замечает, что детское искусст­во отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важ­ный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунки, — это эмоциональный фактор.

Г. Г. Сперинг (Н. G. Spearing) обнаружил, что дети не пытаются нарисовать то, что они в действительнос­ти видят, они рисуют то, что помнят; только позже на них повлияет их актуальное восприятие, а также сове­ты, инструкции и руководство.

X. Рид (Н. Read) согласился с тем, что рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения. Также он отмечал, что изображение не является исключительно умственным, здесь присутству­ют и эмоциональные элементы.

На страницах 103 и 104 моей книги «Дети и их рисунки» вы можете найти удивительный пример ри­сунка того, что существует. Дошкольник нарисовал то, что он назвал коровой, и перевернул лист бумаги, что­бы пририсовать сзади хвост; этот сюжет перекликается с рассказом Спиринга о маленькой девочке, которой предъявили рисунок птицы в профиль и которая спро­сила, почему у птицы один глаз, после чего неудовлет­воренная объяснением девочка перевернула лист бума­ги и на оборотной стороне нарисовала другой глаз.

Приведенные мною выводы исследователей еще раз подтверждают, что рисунки детей представляют со­бой изображение, а не воспроизведение, что они выра­жают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунки характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, т. к. в изображении при-

н

сутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы.

Утверждение Арнхейма (R. Arnheim) о том, что ребенок рисует то, что видит, на мой взгляд, находит­ся только в семантическом конфликте с приведенными другими мнениями. Конфликт вращается вокруг слова «видит». Если я правильно понимаю Арнхейма, он ис­пользует слово «видеть» не в качестве обозначения толь­ко лишь восприятия. Он не уравнивает образ на сетчат­ке глаза и образ, полученный на линзе фотоаппарата. Он считает, что глаз уже сделал свой выбор среди мно­жества стимулов, которые составляют изображение. Этот выбор уже является психическим процессом и выраже­нием визуального мышления. То, что видим мы, то, что видит ребенок, это не то же самое, что отражается на линзе фотоаппарата. Я могу добавить, что по той же самой причине двое людей смотрят на один и тот же предмет, но воспринимают его по-разному. Подобно тому как это изображено на картинке в журнале, изоб­ражающей прогуливающуюся пожилую пару. Им на­встречу идет привлекательная, хорошо одетая девушка. Перед мужем и женой возникают образы того, что каж­дый из них видит, глядя на нее. Жена видит платье, а муж девушку — без платья.

На то, что мы видим, — это касается и ребенка, — влияет то, что мы уже видели, то, что помним в этот момент и что чувствуем и думаем по этому поводу.

Обобщая, можно сказать, что исследователи дают следующие ответы на вопрос «Что рисуют дети?»:

1. То, что для них важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья.

2. Что-то, но не все, известное им о предмете.

3. То, что в этот момент вспомнилось.

4. Идея, окрашенная эмоциями.

5. То, что видят (в том смысле, который вклады­вает в эти слова Арнхейм).

6. Внутреннюю, незримую реальность.

Следовательно, дети — экспрессионисты, для ко­торых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца.

Рисунок 4

Излюбленный объект рисования для ребенка —человек.

Рисунок 5

Животные — второй любимый объект для

рисования после фигуры человека.

Рисунок б

Верблюд, нарисованный мальчиком в возрасте 5 лет 4 меся­ца. На рисунке переданы все основные элементы: горбы и длинная шея. Ноги также присутствуют; их соответствие ре­альному количеству не так важно.

Рисунок 7

Ковбой верхом на лошади набрасывает лассо на бычка. Воз­раст ребенка 6 лет 8 месяцев.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал