![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ обеспечения ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» товарными запасами
Товарооборот ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» не должен ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров, его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах. Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю. Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых предприятий. Необходимость образования товарных запасов в ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» обусловлена следующими факторами: - время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места потребления, включая время на погрузочно-разгрузочные работы; - сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; - особенности территориального размещения производства; - условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и предприятием; - звенность товародвижения и так далее. [32] Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. До момента использования любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер – они постепенно вовлекаются в товарооборот, используются в предпринимательстве, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с оптовым товарооборотом: ТЗн + П = ТО + ТЗк, где: ТЗн – товарные запасы на начало года; ТЗк - товарные запасы на конец года; П – объем поступления товаров; ТО – объем товарооборота. Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, ан величину оптимального товарного запаса. [32] Рассмотрим товарный баланс ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» за 2009 – 2011гг. Таблица 2.8 – Товарный баланс ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская», тыс.руб.
По данным таблицы 2.8 видно, что за весь анализируемый период по всем товарным группам остаток к концу 2010 года увеличился с 1211, 5 до 1355 тысяч рублей, в 2011 году сумма товарных запасов возросла до 3981 тысячи рублей. Среди причин, вызвавших небольшое увеличение прибыльности предприятия в 2011 году по сравнению с 2009 годом можно выделить такую причину, как увеличение товарных запасов и товарооборачиваемости. Кругооборот товаров, смена статичной формы динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Продолжительность времени обращения товаров оказывает существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, способствуя получению дополнительной прибыли в случае ускорения оборачиваемости или вызывая определенную потерю выгоды в случае ее замедления. Поэтому необходимо охарактеризовать скорость их обращения и измерить влияние на нее отдельных факторов. В таблице 2.9 рассчитаем средний товарный запас ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» за 2009 – 2011гг. Таблица 2.9 – Расчет среднего товарного запаса ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» за 2009 – 2011гг., тыс.руб.
По данным таблицы 2.9 видно, что товарооборот в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40062 тыс.рублей. Соответственно, увеличился за этот же период и однодневный товарооборот с 15 тысяч рублей до 125 тысяч рублей. В 2011 году средний товарный запас увеличился на 2248, 7 тысяч рублей. Важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. [26] Помимо объема товарооборота и товарооборачиваемости, на время товарного обращения существенное влияние оказывает и его структура. Следует отметить, что товарооборот ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» представлен несколькими товарными группами. (таблица 2.10) Таблица 2.10 – Структура среднегодового товарного запаса в разрезе товарных групп за 2009 – 2011 гг., тыс. руб.
Из данных приведенных в таблице 2.10 можно сделать вывод, что возросла сумма среднегодового товарного запаса в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 2248, 7 тысяч рублей. Это связано с увеличением объема реализации ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская». Наибольший удельный вес в структуре среднегодового товарного запаса составляет алкогольная продукция 25, 9 процентов. Наименьший удельный вес 3 процента составляют хлеб и хлебобулочные изделия. На рисунке 2.3 рассмотрим структуру среднегодового товарного запаса по товарным группам в 2011 году. Рисунок 2.3 - Структура среднегодового товарного запаса по товарным группам ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» в 2011 году. Из рисунка 2.3 видно, что основную долю в товарных запасах в 2011 году составляет алкогольная продукция, на нее приходится 25, 9 процентов среднегодового запаса. На время обращения товаров могут оказывать влияние и следующие факторы: увеличение объема товарооборота и суммы среднего товарного запаса, изменение структуры товарооборота. Каждый из этих факторов может приводить либо к замораживанию или высвобождению средств из оборота и соответственно к увеличению прибыли или потере выгоды. Рассмотрим основные показатели товарных запасов ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» в таблице 2.11. Таблица 2.11 – Динамика основных показателей товарных запасов ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская» за 2009 – 2011годы.
Из данных таблицы 2.11 видно, что средний товарный запас в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился в 4, 4 раза. Уровень товарных запасов снизился на 49 дней. Количество оборотов в 2011 году составило 15, 7 раз, что на 87, 2 процента больше, чем в 2009 году. Товарооборачиваемость в этом же году снизилась на 46, 6 процентов. 3 Направления совершенствования закупочной деятельности ООО «Железнодорожная торговая компания Абдулинская»
|