Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Основы теории спроса и предложения
Хозяйственная жизнь общества развивается потому, что между её отдельными процессами существуют необходимые и устойчивые причино–следственные связи. Одно явление служит причиной, а другое его следствием. Если производство непрерывно растет, совершенствуется и доходы населения увеличиваются (причина), то будут повышаться потребности людей (следствие). Поэтому в экономике действует закон возвышения потребностей. В ходе развития экономики потребности растут и видоизменяются. Происходит исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего меняется состав и расширяется круг потребностей, качественно меняется их структура. При этом доля и значимость интеллектуальных и социальных потребностей возрастает, а физические потребности все более облагораживаются. Рыночная экономика характеризуется бесконечным взаимодействием спроса и предложения. Спрос – это желание и способность людей покупать товары. На спрос влияют цена и неценовые факторы. Закон спроса – чем ниже цена товара, тем выше спрос на товары. Кривая спроса – это графическое изображение закона спроса. Обратная зависимость спроса от цены объясняется следующими причинами: 1) снижение цены увеличивает число покупателей; 2) увеличивает покупательскую способность потребителей; 3) делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие цены приводит к изменению величины спроса и выражается движением по кривой спроса (Д) P В Р – цена, А Q – объем, Д – кривая спроса. Д
Q1 Q2 Q
Движение по кривой спроса означает увеличение величины спроса при изменении цены. Р
Д2
Д1 Д3 Q
Изменение спроса (сдвиг кривой спроса) происходит в результате действия неценовых факторов. Сдвиг вправо – увеличение спроса. Сдвиг влево – уменьшение спроса.
Доходы потребителей, Цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары, Вкус потребителей, Ожидания.
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса (КС).
рост объема спроса (%) КС = снижение цен (%)
Величина эластичности спроса по цене всегда – отрицательное число. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности спроса по цене (за долгосрочный период) - канцелярские принадлежности – 0, 6, - бензин – 1, 5, - жильё – 1, 9, - кино – 3, 9.
Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т.е. чем меньше он необходим потребителю.) Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Как бы не возрастали или не понижались цены на соль, спички, спрос на них не изменен.
|