Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция и монополия
Конкуренция – это соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия доступа к факторам производства, реализации товаров в целях получения дополнительной прибыли.
Внутриотраслевая – между предприятиями одной отрасли за наибольшую прибыль.
Межотраслевая – между предприятиями различных отраслей за наиболее выгодные условия вложения капитала.
Ценовая конкуренция – борьба за получение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства, снижения цен на товары без изменения их ассортимента и качества. Использование внерыночных форм борьбы – финансовые махинации, спекуляции ценными бумагами, промышленный шпионаж, давление через государственные органы, физическое устранение конкурента и др. Неценовая конкуренция – изменение свойств товаров, придание ему качественно новых свойств, создание товаров – субститутов, послепродажное техническое обслуживание, реклама и т.д.
Совершенная конкуренция – (рынок свободной конкуренции) классическая модель рынка.
Несовершенная конкуренция – (рынок несовершенной конкуренции) современная модель рынка.
а) монополия (господствует один продавец), б) дуополия (господствуют два продавца), в) олигополия (государствует несколько (2 – 5) продавцов), г) монопсония (господствует 1 покупатель) д) монополия с дифференциацией продукта (большое число продавцов предлагающие сходные, но не одинаковые товары).
|