Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения на восприятие дыханияСтр 1 из 4Следующая ⇒
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ Развитие голоса включает овладение оптимальным механизмом дыхания. От этого во многом зависят красота, сила и выносливость голоса. Физиологами доказано, что наиболее продуктивный для речи и пения - костоабдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный плавный выдох, важный для речи и пения. Так создается дыхательная опора. Правильное использование дыхания заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха в легкие, а в том, чтобы не тратить его без необходимости в процессе речи. Поэтому вдыхать воздух необходимо только тогда, когда по смыслу допускается пауза. Овладение косто-абдоминальным типом дыхания является необходимым условием устранения ошибок фонационного дыхания и развития полноценного голоса. Воспитание дыхания происходит за счет совершенствования произвольного компонента управления дыхательными движениями. В результате систематического выполнения упражнений они становятся автоматизированными, что приводит к изменению характера и ритма дыхания. Целью упражнений является овладение косто-абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание. Предлагаются следующие комплексы: упражнения на восприятие дыхания; на тренировку носового дыхания; на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и на воспитание дыхательной опоры; фонационные дыхательные упражнения. Вначале выполняются статические упражнения в медленном темпе, что позволяет выработать правильные кинестезии дыхательных движений. По овладению навыками спокойного и глубокого дыхания переходят к его закреплению во время двигательной активности. Динамические дыхательные упражнения направлены на координацию фонации и дыхания, движения и речи. Они подготавливают обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдать предложенную последовательность, так как задания дополняют друг друга. Упражнения на восприятие дыхания Целью данных упражнений является осознание процесса дыхания, знакомство с ритмом дыхания, восприятие дыхательных движений благодаря концентрации внимания на различных областях тела. Усиление самоконтроля за дыханием создает базу для его изменения. Помимо этого происходит восприятие перенапряжений, которые затрудняют ход дыхания. Во время выполнения упражнений дыханием нельзя управлять осознанно или форсировать процесс. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Исходное положение - сидя. Свободно сесть на табурет и положить руку на живот. Следить за движением живота и ритмом дыхания. Исходное положение - стоя свободно. Следить за движением живота и ритмом дыхания. Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на грудную клетку, а другую на живот. Следить за дыхательными движениями, наблюдать, в какой области ощущается дыхание: грудь, область пупка, нижняя часть живота, бока, область лопаток, область почек, крестцово-поясничная область. Восприятие дыхания в области груди и живота. Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на живот, а другую под ключицу, а потом подмышку с той же стороны. Почувствовать дыхательные движения под руками. Смена рук. Положить руку поочередно на грудину, сбоку на грудную клетку, живот и паховую область. Ощутить, есть ли дыхательные движения. Руки с растопыренными пальцами положить на живот: большие пальцы на ребра, маленькие - в направлении паха. Поднимать пальцы по отдельности, чтобы остальные пальцы смогли отчетливо почувствовать дыхательное движение. Следить, чтобы плечевой пояс был расслаблен. Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Поочередно класть кисти рук тыльной стороной на различные участки спины: область талии, крестца, поясницы. Можно ли почувствовать дыхательные движения под рукой? 6) Восприятие дыхания с помощью воображения. Исходное положение - сидя или стоя. Логопед по очереди описывает несколько картинок или ситуаций, в которые пациент мысленно должен перенестись. Во время такого мысленного представления (в течение примерно 1 минут) необходимо зафиксировать, где ощущаются дыхательные движения. Затем сравнить полученный в различных ситуациях опыт о дыхании. Например: прогулка по пляжу или по лесу, просмотр хорошего фильма, ожидание (у зубного врача), перед неприятной встречей, прослушивание сенсационных новостей, ожидание в очереди, когда очень торопитесь. Исходное положение - сидя или стоя. Наблюдать за дыханием после растяжки. Изменение дыхания с помощью движения. Рекомендуется подбирать упражнения индивидуально для каждого обучающегося. Необходимо следить, чтобы не возникало перенапряжение. После выполнения каждого упражнения следить за дыханием. а) Бег на месте, время от времени поднимать колени или касаться пятками ягодиц. Менять темп. б) Имитировать бег на лыжах или подъем по лестнице. в) Прыжки в разном темпе и ритме. г) Присесть и обхватить локти руками, потом подняться на цыпочки и вытянуть обе руки вверх, снова выполнить приседание. Повторить упражнение. д) «Велосипед» во всех вариациях (сидя, лежа на спине), а также с интенсивным движением ступней; менять темп и направление. 9) Наблюдать за собственным дыханием в повседневной жизни. Задерживает ли человек дыхание при выполнении повседневных действий (например, чистка зубов, поднятие легких предметов)?
|