Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ненормативные пандусы






Ненормативными пандусами мы назвали пан­дусы, уклон которых превышает допустимые вели­чины.

Несмотря на то, что они, согласно норматив­ным требованиям, не имеют право на существо­вание, в Екатеринбурге в течение последних 1, 5 лет по инициативе самих инвалидов такие пан­дусы широко применяются при проектировании. В результате этого появилось большое количе­ство объектов, в которых ненормативный пандус облегчает возможность попадания инвалида на коляске в здание. Применение ненормативных пандусов, по мнению инвалидов, - это вынужден­ная мера, которая, тем не менее, позволяет ре­ально увеличить число реконструированных зда­ний и сооружений, действительно доступных для передвижения инвалидов-колясочников.

Для того чтобы определить реально допусти­мый уклон ненормативного пандуса и его шири­ну, в Екатеринбурге инвалиды на колясках под­нимались и спускались по реально построенным пандусам, имеющим разные уклоны и отличаю­щимся качеством покрытия. В результате этих эк­спериментов были сформулированы ряд рекомен­даций, которые приведены ниже.

Ширина в свету ненормативного крутого пандуса не должна превышать 85-90 см. Пан­дус должен быть обязательно оборудован с двух сторон поручнями и иметь шероховатую поверхность, исключающую скольжение. Кон­фигурация поручней должна обеспечивать не­прерывность и безопасность скольжения руки.

При строительстве ненормативных пандусов очень важно, чтобы покрытие пандуса было не скользким. Хорошее сцепление обеспечивает тро­туарный камень «Бехатон» и асфальт, которые ча­сто используются для выполнения пандусов на небольшую высоту. Ширина пандуса в свету (чаще всего это расстояние между поручнями) должна быть минимальной, чтобы инвалиду было легче и удобнее держаться за перила. Необходимо так­же строго выполнять все нормативные требова­ния, предъявляемые к пандусам (длина и диаметр поручней, наличие ограждающего бортика и т.д.).

Общественная организация инвалидов-ко­лясочников «Свободное движение» рекоменду­ет в исключительных случаях (при реконструк­ции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15% (предел- 18%).

Пандусы с уклоном до 15% должны иметь пра­во на существование в тех случаях, когда возмож­ности проектирования объективно ограничены.

Чтобы попасть в здание по такому пандусу, ин­валидам со здоровыми руками даже не требуется посторонняя помощь, так как они могут подняться самостоятельно при помощи поручней, установ­ленных с двух сторон пандуса. Другим инвалидам


понадобится помощь только одного прохожего (на жаргоне инвалидов - «толкача»), а не группы лю­дей. Эти пандусы особенно необходимы для груз­ных колясочников, имеющих большой вес, или для инвалидов, передвигающихся на тяжелых электри­ческих колясках. Таких инвалидов очень трудно на руках поднимать по лестнице вместе с коляской.

Желательно, чтобы ненормативный пандус с ук­лоном до 15% не превышал 6-7 метров.

В социально-значимых объектах (напри­мер, в жилых домах и т.п.) и в безальтерна­тивных случаях, когда доступ инвалидам на колясках должен быть обеспечен в обязатель­ном порядке (например, в здания админист­рации города, соцзащиты), возможен пандус с большим уклоном (свыше 15%). В середине такого пандуса должны быть обязательно вы­полнены ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника.

По очень крутому пандусу с уклоном свыше 18% очень сложно подниматься даже с посторонней помощью. Подъем по такому пандусу не безопа­сен, так как, если помощник случайно поскольз­нется или упадет, неуправляемая коляска на боль­шой скорости покатится назад на упавшего по­мощника. Последствия могут быть плачевными как для колясочника, так и для помощника.

Именно поэтому посередине пандуса с укло­ном свыше 15% должны быть обязательно пре­дусмотрены ступеньки на ширину не более 280-300 мм (рис. 10.1). Если ширина этих ступенек будет больше 300 мм, то передние колеса некото­рых моделей инвалидных колясок окажутся не на пандусе, а провалятся в «ступенчатую» часть пан­дуса, делая невозможным подъем на коляске по пандусу. Расстояние между передними колесами активных колясок составляет 320 мм.

Рис. 10.1

Хотелось бы сразу заметить, что нет никакой не­обходимости делать ограждающие бортики внутри пандуса для предотвращения соскальзывания пе­редних колес на «ступенчатую» часть пандуса. Прак­тика показала, что внутрь пандуса может случайно соскользнуть только одно из передних колес. Так



как при этом коляска продолжает устойчиво стоять на пандусе тремя колесами, то данная ситуация не представляет серьезной опасности для инвалида и легко исправляется. К тому же, внутренние бор­тики доставляют явные неудобства сопровождаю­щему помощнику, которому и так неудобно идти по таким узким ступенькам. Если кто-то посчитает все-таки необходимым предусмотреть внутренние бор­тики, могу посоветовать чуть «утопить» пандус внутрь ступенек. Тогда выступающие края ступенек созда­дут естественные ограждения.

Для пандусов с уклоном от 10 до 15 процентов выполнение посередине ступенек возможно, но не обязательно. Ступеньки необходимы лишь в слу­чае, когда поверхность пандуса не исключает воз­можности скольжения.

В тех ситуациях, когда нет возможности вытя­нуть пандус, возможна заливка пандуса непосред­ственно на ступеньках лестницы, если позволяет общая ширина лестницы (не менее 2100 мм). Внут­ри пандуса необходимо сохранить ступеньки. Если пандус залить на наружных ступеньках (120x400 мм), то уклон его составит 30%, на внутренних (150x300 мм) - 50%. Пандусы с таким уклоном, выполнен­ные на высоких крылечках, больше предназначены для родителей с детскими колясками, чем для ин­валидов на колясках. В Екатеринбурге их чаще всего можно встретить в проектах новых жилых домов.

Если лестница состоит всего из двух-трех ступенек, то можно выполнить сплошную залив­ку части лестницы в виде пандуса без сохране­ния внутренних ступенек (рис. 10.2).

При таком небольшом перепаде высот помощ­нику нет необходимости подниматься по панду­су. Ему достаточно просто подтолкнуть коляску, стоя на асфальте.

Обратите внимание, что перила необходимо ус­танавливать как возле пандуса, так и на лестнице (рис. 10.2).

В случае, когда не удается установить пери­ла возле залитого на 2-3 ступеньках пандуса,


отказываться от его строительства не стоит, так как подъем по такому пандусу с посторонней по­мощью (даже в отсутствии перил) достаточно удо­бен и не представляет опасности для инвалида.

В общественных зданиях и сооружениях ус­тановка на ступеньках крылечек направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

В Екатеринбурге в 1998-99 годах по инициативе администрации города была предпринята попытка установки для инвалидов таких швеллеров на кры­лечках магазинов, аптек и других социально-значи­мых объектов (рис. 10.3). Однако эта идея была от­вергнута самими инвалидами, так как громоздкие железные швеллера мешали обычным людям ходить по ступенькам, портили эстетику крыльца и - самое главное - колясочникам они оказались неудобны. Эти швеллера использовались только родителями с дет­скими колясками.

Связано это с тем, что передние и задние колеса многих моделей инвалидных колясок расположены не по одной прямой, а находятся в разных плоско­стях (маленькие колеса расположены близко, а боль­шие - далеко друг от друга). Расположение колес очень отличается в разных моделях. Поэтому практи­чески невозможно установить швеллера так, чтобы все 4 колеса самых разных моделей колясок попали в направляющие.

Идея ненормативных пандусов родилась в Ека­теринбурге фактически как альтернатива неудоб­ным швеллерам.

Эти швеллера можно устанавливать, но для конкретного инвалида (например, в подъезде его дома). Желательно, чтобы один из швеллеров был пошире. Установленными по индивидуальному за­казу швеллерами будет пользоваться сам инва­лид, но нет никакой гарантии, что ими смогут вос­пользоваться его друзья-инвалиды, приехавшие в гости. Важно также, чтобы швеллера не меша­ли ходить обычным людям. Если лестница узкая, то швеллера должны быть либо выносными, либо откидывающимися к стене.


 



 


 


Рис. 10.2


Рис. 10.3




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал