Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д. Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые − неформальными. Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда. Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы. Формальные и неформальные группы имеют много общего. Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты. Вместе с тем между формальными и неформальными группами существуют принципиальные различия. Наиболее важные из них показаны в табл. 7.
Таблица 7.Сравнительная характеристика формальных и неформальных групп
Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями. Существует ряд проверенных на практике правил, которых менеджер должен придерживаться в своей работе с неформальными группами. Суть их сводится к тому, чтобы: 1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации. 2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение. 3. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы. 4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений. 5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов. В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы. Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей, отношения носят личностный интимный неформальный характер. Вторичные группы − социальные контакты и отношения носят безличный характер. Направлены в основном на достижение общих целей распадайся при отсутствии таковых. Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы. Численность малой группы составляет от 2 до 30 человек, и общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов. Наименьшими группами являются диады (два человека) и триады (три). В качестве примеров малых групп могут рассматриваться семья, друзья, бригада, отдел. Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная. Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа. Референтная группа [1] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа. Встречаются различные варианты отношений к ингругпе и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью. Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть). Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп является трудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.
|