Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь Сант-Аполлинаре Нуово. Италия.






Внутреннее пространство цент­рического храма собирало моля­щихся в середине, где они пребыва­ли в покое.

В базилике, наоборот, присутст­вует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокра­щаясь в перспективе, тонкие колон­ны, легко шагают над ними облада­тели мученических венцов, а выше тянутся окна, образующие чёткий метрический ряд. Базилика рассчи­тана на процессии, торжественные церемониальные шествия, её ин­терьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершен­но не отвечало характеру визан­тийского богослужения, во время которого молящиеся не перемеща­лись по храму, а действия священно­служителей происходили преиму­щественно в его восточной и центральной частях.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Этот тип храма был особенно распространён в Сирии и владениях Византии в Малой Азии; его выбрали и для са­мого выдающегося произведения византийского зодчества — Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи, сменивший пер­воначальную базилику, возведённую при императоре Константине, стро­или мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Исидор и Анфимий были не толь­ко прекрасными зодчими, но и вы­дающимися учёными своего време­ни. Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и составил ком­ментарий к сочинению Герона Алек­сандрийского о конструкции сводов; Анфимий написал трактат о зажига­тельных зеркалах. Основная слож­ность, которую им пришлось пре­одолеть при строительстве храма Святой Софии, заключалась в гран­диозных размерах постройки, зака­занной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стомет­ровой длины, да ещё перекрыть его куполом было почти неразрешимой задачей: ведь чем больше тяжёлый кирпичный купол, тем больше сила его распора, стремящаяся как бы раздвинуть, развалить несущие купол стены. В отличие от римских зодчих византийцы не имели под рукой сырья для производства бетона — вулканического песка-пуццоланы, который позволял создавать моно­литные купола, практически не даю­щие распора. Чтобы погасить неже­лательный эффект, можно было увеличить толщину стен, но в слиш­ком толстой стене невозможно бы­ло бы проделать окна.

Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигант­ская полусфера главного купола Со­фии Константинопольской. Она под­держивается пространственным «скелетом» хитросплетённых много­численных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится та­ким образом: к центральному купо­лу примыкают с двух сторон два больших полукупола, а к ним в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Вошедшим в храм ка­залось, что его огромный купол не имеет реальной опоры, а подве­шен на золотой цепи, спущенной с неба. Этот эффект объяснялся тем, что мощные устои скрыты от глаз: они зрительно включены в состав нижней и верхней аркады центрального нефа и выглядят просто мраморными стенками, завершающими ряды колонн. Кроме того, окна, находящиеся в основании купола, зрительно отрезают его от нижней части храма. Залитая потоками солнечного света гигантская полусфера, словно парящая в воздухе, заставила писателя VI в. Прокопия Кесарийского сказать: «Всякий... сразу понимает, что не человеческим имуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал