![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тонкости
Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например: — Я хочу дикобраза. (син) — Не знаю, как вы, а (с ударением) я — никуда не поеду! (син) — А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син) — Высоко ты, Ромуальд, поднялся — высоко... (кач) — Я в таких городах бывал — Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син) — У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред) — Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть — спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред) — (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред) Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, «да» или «нет»), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры: — Ты какого цветы глаза у мужчин любишь? — Голубые. (кач) — Я тебе купила янтарную брошку. — (разочарованно) Янтарную... (син) — Идем, Порфирий? — Идем. (син) — Что ты хочешь на завтрак, Игнатий? — Творог. (пред) — Будешь есть на завтрак творог со сметаной. — (послушно, кивая головой) Творог. (син) — Ну, и что твой избранник, Прасковья? — Гусак! (син) — Как, Панкрат вчера блистал? — (с восхищением) Король! (син) Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору. 1. — Тебе нравится Ананий? — (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог! 2. — И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья? — Сапожки. 3. — Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир? — Боюсь... 4. — Задумайся, Иероним! — Доброму молодцу стать нужна. 5. — Уймись, Ираклий! — Ну нет! 6. — А грибочков хочешь? — Грибочков — хочу. 7. — Посторонись, Корнилий! — Пожалуйста. 8. — Ты мне верна, Конкордия? — Как серая гусыня своему избраннику, дорогой. 9. — Заходи при случае, Мелания — буду рад. — Случится — может, зайду. 10. — Ну, теперь пиши — пропало. — Ой! Совсем пропало? Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач. Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору. 1. — Отвяжись, а? — Назвался груздем — полезай в кузов, Манефа! 2. — Ой! — Не ойкай, пожалуйста, а то противно. 3. — Я пошел загорать на крышу. — На крышу?! 4. — Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь? — Да, нечего сказать... 5. — Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа? — Что, что... мороженого хочу! Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред. Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности. 1. — Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий? 2. — Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк. 3. — Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь? 4. — Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина. 5. — Я скоро ухожу — и не знаю, когда вернусь. Ответ. 1а). — Да, не совсем. (син) 1б). — Холодна ты очень. (кач) 1в). — Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред) 2а). — (сомневаясь) Да? 2б). — И ядовитые отличаете? 2в). — И в белых, и в маслятах тоже? 3а). — Смелого пуля боится. 3б). — Можно и далеко — но опасно. 3в). — Из опасностей — только волны, ветер и мели. 4а). — Фу-ты ну-ты рожки гнуты! 4б). — Не нравится — не кушай, а главное — не капризничай! 4в). — Нос или щеки? 5а). — Чао! (машет рукой, прощаясь) 5б). — Но ведь еще совсем рано! 5в). — Домой собралась? Или на концерт? Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.
|