![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные формулы.
Ступенчатые формулы обычно производят мягкое впечатление. Меняя одновременно две разнородные модальности в пределах длинной трансляции, протагонист рискует слишком резко повернуть свой сюжет, поэтому ему следует быть осторожным. Однако существуют естественные модальные формулы, в которых одновременно меняются сразу две модальности, но это не режет уши как диссонанс или срыв, а производит (в подходящей ситуации) впечатление «сильного хода». Ниже приведены некоторые примеры. «Прыжок рыси»: (фон-инь) — (ког-ян) Эта формула дает краткое ненавязчивое вступление, настраивающее партнера в общем и как бы усыпляющее его бдительность, а завершается энергичным и содержательным «нападением» на него: — (глядя в сторону) Я так всегда мечтала о любви... (фон-инь) Ты когда поведешь меня в ресторан, Прокопий? (ког-ян) — Моя жизнь — это вечное недоразумение. (фон-инь) Ты точно меня не бросишь, Жанетта? (ког-ян) Упражнение 14. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «прыжок рыси». 1. Объявление форс-мажора своей семье. 2. Объявление старому другу о планируемом разводе с женой. 3. Сочувствие теще, стареющей год от года. 4. Отклонение неуместного предложения нового поклонника. 5. Прощание с доброй няней, уходящей по причине моего вырастания. Ответ. 1. — Не все коту масленица. (фон-инь) Завтра, дети мои, большая уборка квартиры — (с нажимом) всем ясно? (ког-ян) 2. — Капля камень точит. (фон-инь) Знай, Панкрат: мы с Акулиной разводимся — бросаю я ее. (ког-ян) 3. — От судьбы не уйдешь: старость не радость. (фон-инь) Я вам искренне сочувствую, Пелагея Никаноровна, сам знаю: поясница — это не подарок. (ког-ян) 4. — О, молодые женщины очень капризны, особенно красивые и элегантные. (фон-инь) Нет, Самсон, я не пойду с тобой. (ког-ян) 5. — Все лучшее в мире всегда куда-то девается. (фон-инь) Не уходи, Кларетта! (ког-ян) «Бегство с поля битвы»: (ког-ян) — (фон-инь) Эта формула хороша для снятия напряжения, ухода от слишком горячо обсуждаемой темы: — Ты пойми, Патрикей: я не хочу сейчас замуж. (ког-ян) Пока зелен виноград, не ст о ит на него рот разевать. (фон-инь) — Где ты был, дорогой? (ког-ян) (сама себе) О, знал бы кто, как мне надоели эти виноватые глаза! (фон-инь) Упражнение 15. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «бегство с поля битвы». 1. Поддержка моральная дочери, обиженной поклонником. 2. Комплимент новой знакомой на танцах. 3. Обещание верное подчиненному, отправляющемуся в опасную командировку. 4. Задание другу, собирающемуся прийти в гости. 5. Возложение вины за неприятное событие на отца. Ответ. 1. — А ты ему больше не звони. (ког-ян) Есть кое-что и получше в Поднебесной. (фон-инь) 2. — Вы прекрасно танцуете, Авдотья, уверяю вас. (ког-ян) Легкость в танце — это легкость в жизни! (фон-инь) 3. — Если вернешься с добычей — месяц отпуска. (ког-ян) Мужество должно высоко цениться. (фон-инь) 4. — Принеси бутылку вина и тортик — небольшой. (ког-ян) Красиво жить не запретишь. (фон-инь) 5. — А ты сам мне поручил маме помогать, ведь правда?! (ког-ян) А я еще маленький... (фон-инь) «Верный кинжал»: (ког-инь) — (стил-ян) Эта формула в чем-то похожа на «прыжок рыси», но иногда еще более эффектна и действенна — особенно, если протагонист хорошо владеет стилистической модальностью. Примеры: — (как бы сама себе) Я не потерплю насилия. (ког-инь) (подходит к партнеру и берет его за горло) Ясно?! (стил-ян) — (глядя в сторону) Я замерзла и хочу чаю. (ког-инь) (гневно, переводя взор на партнера) Живо чаю! У, лентяй чертов! (стил-ян) Упражнение 16. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «верный кинжал». 1. — Тебе понравилось мое новое платье, Анисья? 2. — Мне не по душе скрытные люди. 3. — Богу угодны мои добродетели, на то он и Господь. 4. — Мой попугай — самый сообразительный из птиц этого рода. 5. — Тебе надо одеть юбку поприличнее, дочь — ты же уже студентка! Ответ. 1. — (рассматривет платье) Везет тебе... (ког-инь) (смотрит прямо на протагонистку) Блеск! (стил-ян) 2. — Мне скрывать от тебя нечего. (ког-инь) Вот! (распахивает грудь навстречу протагонисту) (стил-ян) 3. — Бога-то лучше бы тебе всуе не поминать... (ког-инь) (грозно) Помолчи о Господе! (показывает партнеру кулак) (стил-ян) 4. — Лучше бы ты не хвалился. (ког-инь) Дурак твой попугай, Гервасий, (громко скандирует) ду-рак! (стил-ян) 5. — Меня эта юбка устраивает выше головы. (ког-инь) (умоляюще) Не трогай, а?! (стил-ян) «С небес на землю»: (глоб-инь) — (лок-ян) Эта формула удобна, если требуется оформить переход от абстрактно-созерцательного введения к конкретному содержанию, императивному для партнера: — Я на многое закрываю глаза... (глоб-инь) Но эту свою Клеопатру с кривыми ногами ты больше в наш дом не приводи, Ираклий! (лок-ян) — Удача — это хорошо, но мимолетно. (глоб-инь) Так что дай объявление в газету и на радио, Аверкий. (лок-ян) Упражнение 17. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «с небес на землю». 1. — Пришла пора нам с тобой объясниться всерьез, мама: я уже взрослый! 2. — Такого ленивого работника на нашей фирме еще не было, Панкрат! 3. — Мой принцип таков: сначала пробуем, потом делаем, а не наоборот. 4. — Что ж! придется мне, видно, умирать в одиночестве... 5. — Клянись в верности, Акулина! Иначе убью! Ответ. 1. — Мне уже все ясно... (глоб-инь) Вытри сначала нос, сынок. (лок-ян) 2. — Ой! (глоб-инь) А почему из всех я, всегда я?! (лок-ян) 3. — Это мудро. (глоб-инь) Ну, начинаем с малых пирогов или сразу к большому выдвигаемся? (лок-ян) 4. — От судьбы не уйдешь никуда. (глоб-инь) Может, подушечку тебе под голову положить? (лок-ян) 5. — Поклянешься — потом Господь прогневается. (глоб-инь) Ну ладно, давай икону. (лок-ян) «Восход солнца»: (син-ян) — (кач-инь) — (пред-ян) Эта формула хороша для самопредъявления или для представления другого человека: — (глядя прямо на партнера) Пойми: я — (с пафосом) Неудачник. (син-ян) (подняв глаза вверх) Неудачник со стажем, с опытом, убежденный и последовательный. (инь-кач) (переводя взгляд на партнера) Не проси меня заварить чай — я и заварку просыплю, и сахару не найду. (ян-пред) — Это, друзья мои, (громко) Капитолина. (ян-син) Она скромная, молодая, неопытная и очень веселая. (инь-кач) Посмотрите, какие у нее глаза и чудная улыбка. (показывает рукой в направлении Капитолины) (ян-пред) Упражнение 18. Подумайте, какие еще формулы смены комплексных модальностей могут оказаться полезными в разных ситуациях. Подключите к рассмотрению модальности, введенные в следующих главах этой книги.
|