![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдательная модальность и ее маркеры.
Цель человека, находящегося в наблюдательной модальности — это расширение или изменение внутренней картины мира или внутреннего мира в целом. Говоря на обычном языке — это модальность наблюдения с целью внутреннего запоминания. Выразительные средства, с помощью которых протагонист обозначает модальность своего поведения как наблюдательную, на первый взгляд, небогаты, но весьма значимы для партнера. В принципе, это пауза внимания, во время которой протагонист слушает, смотрит, чувствует телесно, принюхивается или пробует на вкус. Однако чаще всего протагонист обозначает свою паузу внимания определенными словами, например: — Что еще вы хотите мне сообщить? (вопросительный взгляд) (пауза внимания) (наб) Для наблюдательной модальности характерно отсутствие адекватной (с точки зрения внешнего потока событий) внешней реакции со стороны протагониста. У его партнера возникает вопрос: «Почему он так внимательно на меня смотрит (слушает, трогает, обнюхивает) — и никак не реагирует?» В этом смысле можно сказать, что чистая наблюдательная модальность в большинстве случаев не является адекватной для коммуникации — за некоторыми исключениями, когда собеседник показывает, что ожидает именно ее, как в следующих примерах: — Слушай меня, и учись, пока я жив, Нафанаил! — (молча смотрит во все глаза) (наб) — Тебя интересует мое мнение, Ядвига? — (придвигается к протагонисту и поворачивает к нему свое ухо) (наб) Для наблюдательной модальности характерно молчаливое участие протагониста во внешней ситуации как бы «для себя», в качестве постороннего наблюдателя. Интересно, важно, поучительно — но непосредственного участия не принимаю — таков слушатель на лекции, зритель на спектакле. Переживания, внутреннего отреагирования в наблюдательной модальности не происходит. Здесь лишь собирается внутренний материал, на основе которого возможна последующая внутренняя работа (а может быть, сразу будет самовыражение, или внешнее действие) — но пока ее нет. Для наблюдательной модальности характерны уточняющие вопросы, показывающие личный, глубокий характер внимания протагониста, выходящий за рамки его чисто внешних сюжетов: — Мне хотелось бы понять для себя, зачем вам так много золота? (пауза) (наб) — Мне так страшно бывает вечерами в одиночестве — что бы вы мне посоветовали, Будимир? (пауза) (наб) Для наблюдательной модальности характерны неподвижные позы, внимательный, сосредоточенный взгляд: поглощающий, засасывающий, отслеживающий, считывающий, запоминающий. Типичные для наблюдательной модальности роли это Наблюдатель, Свидетель, Исповедник. Упражнение 1. Определите психологические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору. 1. — Ты мне не нравишься, Евтихий, сегодня. —? (вопросительно смотрит на протагонистку) 2. — (интимно) Как ты ко мне относишься, Домна? — (пожимая плечами) Как все, так и я. 3. — (гневно) Что, Тимур, индюком-то выступаешь? — (скромно) Я что, я ничего... 4. — (с немым восхищением смотрит на партнера, любуясь им) — (гордо выгибает спину и задирает голову демонстрируя себя) 5. — (прикрыв глаза, сам себе) Что-то неважнецкие мои дела... — Что случилось, Варлам? 6. — (буднично) Мы сегодня идем на концерт Анания. — (радостно) Ах, я так рада — мне он даже снился сегодня. 7. —? (вопросительно смотрит на партнера) — (отрешенно погружается в себя) 8. — Как вам понравился последний концерт группы «Окурок»? — Очень! Ананий — Одиссей рока! 9. — (значительно) Ты мне снился, Давид. — Правда? (смотрит вопросительно) 10. — (вежливо) Заходите, Эраст Федорович. — Тут у вас во дворе такая лужа, прямо гоголевская — я чуть не утонул, право слово! Ответ. 1. дем; наб. 2. дем; внеш. 3. дем; внеш. 4. наб; дем. 5. внут; внеш. 6. внеш; дем. 7. наб; внут. 8. внеш; дем. 9. дем; наб. 10. внеш; дем. Упражнение 2. В следующей сценке определите психологические модальности трансляций героев.
|