Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синастрические и реверсивные психологические модальности.
Синастрическая внутренняя модальность характерна для трансляций, где протагонист предлагает партнеру углубиться в свой (партнера) внутренний мир: — (проникновенно) А совесть у тебя есть? (> внут) — Ты не мне, ты своему покойному отцу ответь: правильно ты себя ведешь или нет? (> внут) — А если бы ты вернулся в свою юность, как бы ты поступил, Евтихий? (> внут) — Вспомни, что ты мне обещал год назад — и клялся и божился, что не обманешь! (> внут) Синастрическая внешняя модальность характерна для обращений к партнеру, предполагающих его ответ как исполнителя определенной внешней социальной роли или функции: — Ты мне скажи как отец Марфы: когда ей нужно вернуться домой? (> внеш) — Если ты мой возлюбленный, то где цветы и вино? (> внеш) — Сходи на рынок и принеси фруктов, и смотри получше выбирай — ясно? (> внеш) Другой вариант использования синастрической внешней модальности — требование, чтобы партнер отвечал немедленно, особенно в непривычной для себя ситуации: — (внезапно задирая юбку и поворачиваясь к партнеру задом) Отвечай, но только быстро: ты пойдешь за мной на край света? (> внеш) Синастрическая демонстративная модальность предполагает ответ партнера с учетом его внутренних ресурсов или личного отношения: — Скажи мне, Дормидонт, тебе нравится наш начальник? (> дем) — Неужели тебе не противно мне каждый день лгать — скажи честно, Порфирий! (> дем) — Подумай и скажи, какую птицу я тебе напоминаю — или может быть это земноводное? (> дем) Синастрическая наблюдательная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист привлекает к себе внимание партнера — прямо или косвенно, намеренно употребляя неизвестные ему слова, выражения, имена или подчеркнуто оставляя свое сообщение незаконченным.: — Слушай меня и не перебивай! (> вним) — Гляди, как я это буду изображать! (> вним) — Если интересно, могу рассказать. (> вним) — (многозначительно) А меня сегодня Максимилиан пригласил... кое-куда... (> вним) Реверсивная внутренняя модальность характерна для трансляций, в которых протагонист оценивает предшествующую реплику партнера как не имеющую отношения к нему (протагонисту) лично: — Может, ты все же обратишь на меня свое внимание, Людвиг? (< внут) — Я в молодости тоже грезами наяву увлекался... (< внут) — Ты с кем разговариваешь — со мной или со своим прошлым? (< внут) Реверсивная внешняя модальность возникает, например, в трансляциях, где протагонист показывает, что воспринял предшествующую реплику партнера по ее непосредственному социальному смыслу без учета особенностей ее психологического наполнения: — Хорошо, слушаюсь: ты командир. (< внеш) — Нельзя так нельзя, конечно не буду. (< внеш) — Я понимаю, вы отвечаете за порядок на производстве. (< внеш) Реверсивная демонстративная модальность характерна для трансляций, где протагонист дает партнеру понять, что воспринял его предыдущее обращение как личное или заранее спланированное: — Сильно напрягся, Досифей? Теперь можешь отдохнуть. (< дем) — Ты почему меня своим считаешь, Радомир? Мы пока что еще мало соли вместе съели. (< дем) — Ты зря меня так презираешь. (< дем) Реверсивная наблюдательная модальность характерна для трансляций, где протагонист показывает, что партнер слишком внимательно на него смотрит (его слушает): — А что? Я ничего особенного тебе не говорю, Гервасий. (< наб) — Не смотри на меня как на пророка. (< наб) — Ты что, меня проглотить готовишься? (< наб) Упражнение 4. В следующей сценке определите синастрические и реверсивные психологические маркеры. Отметьте психологически комплементарные, некомплементарные, конформные и неконформные трансляции.
|