Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иконографические источники
При всем сходстве работы по изучению письменных и иконографических источников, между ними есть заметные различия. К иконографическим источникам относятся: старые изображения построек, проектные чертежи; фотографии; картографические материалы. Для того, чтобы выявленным изображением можно было пользоваться, его необходимо атрибутировать, т.е. определить время, а также по возможности автора и обстоятельства его создания. При наличии подписи автора и даты на изображениях необходимо удостовериться в подлинности таких подписей. Датировка очень важна, поскольку позволяет установить облик памятника в конкретный исторический момент. Особенно ценны изображения, выполненные с натуры авторами, известными своей добросовестностью и профессионализмом. Иконографические источники, хранящиеся в музеях, как правило, уже атрибутированы на основе документальных свидетельств и стилистических признаках изображения. Самая важная часть – определение достоверности изображаемого. Степень достоверности может быть различной в зависимости от того, относится ли источник к области изобразительного искусства, профессиональной графики или фотографии. Наиболее специфичны ранние изображения архитектуры на иконах и миниатюрах. Здания и предметы на них обычно показывались в обратной перспективе, причем встречаются случаи показа не только фасадной, но и обеих боковых плоскостей. Передача индивидуальных характеристик зданий начинает проявляться в России в ХУ1 в., при этом избираются лишь какие-то самые заметные признаки того или иного сооружения как знак. Только во второй половине ХУП в. изображения архитектуры начинают становится все более близкими к реальному облику конкретных зданий. Надежность графических и живописных изображений архитектуры со временем возрастает. Произведения искусства малонадежны как исторические источники и уступают чертежам и фотографиям. Однако цветовое решение, часто оказывается, лучше всего отраженными в произведениях искусства. Работа с чертежами требует большой внимательности и часто осторожности. Не всякий чертеж можно рассматривать как точное и верное изображение памятника в данный исторический момент. Профессиональные архитектурные чертежи, основанные на правилах масштабного проекционного черчения, появляются в России лишь в начале ХУШ в., параллельно с ними продолжают применяться чертежи-схемы раннего периода. С этого же времени входит в практику и инструментальная топографическая съемка, позволяющая выполнять достаточно точные планы не только отдельных зданий, но также ансамблей и целых городов. Частым явлением становятся и фиксационные чертежи. Если чертеж проектный, необходимо выяснить, был ли он осуществлен и какие при этом были внесены в него изменения. Если чертеж фиксационный, то, как правило, наиболее достоверно бывают переданы план здания и нижние части стен, которые обмеряют без установки лесов. Сильнее всего бывают искажены завершения сложной формы, рисунок глав, верхние ярусы здания чаще оказываются на чертеже заниженными. Еще один тип чертежа – это предполагаемый его древний вид, графическая реконструкция первоначального облика или проект реставрации. Этот тип графического изображения, появившийся в прошлом столетии, требует к себе особо критического отношения. Встречаются чертежи, совмещающие в себе элементы разных «жанров», например, фиксационный чертеж с частичными элементами реконструкции. Фотографическое изображение обладает абсолютной объективностью и документальной достоверностью, которая может быть снижена при репродуцировании и особенно при ретушировании для полиграфического воспроизведения. Старейшие фотографии восходят к середине прошлого столетия, но в основном они датируются не ранее, чем последней его четвертью.
|