Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Менеджмент: сущность и характерные чертыСтр 1 из 43Следующая ⇒
Е.Л.ДРАЧЕВА, Л.И.ЮЛИКОВ МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНИК
Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования Регистрационный номер рецензии 347 от 16 июня 2009 г. ФГУ «ФИРО» 12-е издание, переработанное и дополненное
academ'a Москва Издательский центр «Академия» Уважаемый читатель! Данный учебник может быть использован при изучении обще-профессиональной дисциплины «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям укрупненной группы «Экономика и управление». Учебно-методический комплект по специальности — это основная и дополнительная литература, позволяющая освоить специальность, получить профильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформированных в соответствии с учебным планом, каждый из которых включает в себя учебник и дополняющие его ученные издания — практикум, задачник, справочники и многое другое. Модуль полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разработаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного материала. Важно отметить, что разработанные модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения смежным специальностям. Учебно-методический комплект разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Предисловие Предлагаемый вниманию читателей учебник предназначен прежде всего для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления. Цель учебника — дать возможность учащимся ознакомиться с основами менеджмента — современной науки об организации и управлении производством. При написании данного учебника авторы отдавали себе отчет в многогранности менеджмента как науки, чрезвычайно большом объеме связанной с этой дисциплиной информации. Поэтому, стремясь по возможности кратко излагать учебный материал, авторы в то же время старались полнее осветить узловые проблемы менеджмента. При этом авторы исходили из того, что студент должен иметь четкое представление о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии, процессе принятия и реализации управленческих решений, информационном обеспечении менеджмента, формах делового общения в коллективе. Наряду с этим студент должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности нормативную, правовую информацию и справочный материал. При написании учебника широко использовался богатый зарубежный опыт менеджмента. Авторы стремились учесть также специфику российского менеджмента, чтобы помочь студенту понять особенности управления предприятиями в нашей стране. Учебник состоит из 12 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов менеджмента. Каждая глава построена следующим образом: сначала идет обзор тех вопросов, которые будут рассматриваться в данной главе, затем — само содержание. Для лучшего закрепления пройденного материала в конце каждой главы дается краткое ее содержание и задания. Заканчивают главу вопросы. Авторы будут благодарны за отзывы и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебника. Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ В главе рассматриваются сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркивается значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Показаны объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрена сущность классических научных направлений менеджмента. Обсуждаются основные отличия современных научных подходов в менеджменте: количественного, процессного, системного и ситуационного. Особое внимание в главе уделяется социальной направленности менеджмента. Для иллюстрации актуальности и важности рассматриваемых вопросов приводятся образные высказывания выдающихся менеджеров современности, принципы работы ряда известных в мире компаний. Рассмотрены особенности различных моделей зарубежного менеджмента. Анализируются объективные условия для развития менеджмента в России, возможности использования опыта других стран.
|