Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Любой, кто читает новостную прессу достаточно регулярно, заметит, что общество в последнее время все более озабочено поведением бизнес-компаний в связи с так






Любой, кто читает новостную прессу достаточно регулярно, заметит, что общество в последнее время все более озабочено поведением бизнес-компаний в связи с так называемыми этическими, или социальными, проблемами. Пресса и телевидение достаточно часто и глубоко обсуждают «плохое» поведение компаний - их безответственное отношение к окружающей среде; недостаточное внимание к своим работникам; производство товаров, безопасность которых сомнительна; инциденты, связанные с загрязнением окружающей среды (например, разливы нефти и т.п.).


236 Стратегический менеджмент


 


Таким образом, возникает важный стратегический вопрос: «Какова реальная природа взаимоотношений бизнеса и общества?» Традиционная экономическая теория фирмы утверждает, что компании существуют в основном для того, чтобы получать прибыль для владельцев этих компаний. Некоторые исследователи этого вопроса утверждают, что единственным моральным стимулом поведения компании является извлечение максимальной прибыли ее собственниками (см., напр.: Friedman, 1970). Другие занимают диаметрально противоположную позицию: компании несут моральную ответственность перед всеми, кто прямо или косвенно способствует их жизнедеятельности (см. напр.: Clarkson, 1995; Evan and Friedman, 1993; Freeman, 1994). Эту проблему можно выразить в виде дискуссии заинтересованных лиц и собственников.

Позиция собственника

Позиция собственника относительно взаимоотношений общества и бизнеса стоит на защите той точки зрения, что компании существуют исключительно для своих владельцев (как правило, акционеров). В соответствии с этой точкой зрения, любое поведение компании, результатом которого является недополучение прибыли, надо рассматривать как воровство у акционеров, и оно неизбежно негативно скажется и на всех заинтересованных лицах (служащих, поставщиках и т.д.).

В одной известной статье, опубликованной в 1970 г., нобелевский лауреат профессор Милтон Фридман утверждал, что единственная обязанность совета директоров компании (которые являются юридическими защитниками интересов акционеров) -действовать таким образом, чтобы максимизировать уровень доходности акций собственников компании. Капиталистическая система, в которой функционируют западные экономики, зиждется в значительной степени на предположении, что инвестиции, сделанные в виде акций (пенсионные и трастовые фонды), дадут хороший результат. Доход по акциям выражается в увеличении стоимости акций и размера дивиденда на одну акцию, что может быть достигнуто только за счет финансовой доходности.

Сторонники теории собственника утверждают, что поскольку единственным моральным долгом директоров является максимизация благосостояния акционеров, все иные виды деятельности компании, не связанные с получением прибыли, не должны быть в центре внимания заинтересованных лиц. Интеллектуальную основу этой точки зрения на социальную ответственность можно найти еще в работах двухсотлетней давности.

Классическая экономическая теория Адама Смита (Smith, 1776) объясняет проблему получения максимальных выгод для общества через экономический механизм - все люди и компании действуют свободно в собственных экономических интересах. Принцип «невидимой руки», выдвинутый А. Смитом, показывает, что каждые человек и компания свободны от внешних влияний при принятии экономических решений, стремясь к собственной выгоде, но естественным образом впоследствии все общество получает выгоду. Прибыльные компании стимулируют экономический рост в макроэкономике и повышают занятость. Увеличивающийся уровень занятости, в свою очередь, стимулирует покупательную способность, и компании вновь увеличивают свои доходы. Если данный процесс происходит непрерывно, общество начинает процветать, и общий эффект является очень позитивным.


Глава 14. Социальная ответственность и деловая этика 237


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал