Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самая слабая позииия на любых переговорах ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Говоря о позициях на переговорах, Дж. Кэмп проводит следующую аналогию: «У тигра глаза расположены спереди, а не по бокам головы, и смотрят вперед, потому что тигр - хищник и всегда находится в поисках добычи. Наши глаза расположены так же и тоже смотрят вперед, потому что мы тоже хищники. Как знает каждый родитель, наблюдать за детьми на детской площадке не только приятно, но и поучительно. Здесь легко можно увидеть, что стремление быть первым, взять верх над другими, жестокость, инстинкт соперничества проявляются в очень раннем возрасте. Этот инстинкт сопровождает нас всю жизнь, как знает любой, кому приходилось бывать в домах престарелых, а некоторых - до самой могилы»1. Это, замечает Дж. Кэмп, слишком суровая правда, но здесь, по его мнению, заложен очень важный принцип. Как и хищники, люди часто используют в своих интересах страх, беспокойство, уязвимость и нужду других. Вряд ли можно обнаружить много альтруистов и в мире бизнеса, несмотря на все заверения некоторых приверженцев подхода «выиграть - выиграть». На переговорах и даже в частной жизни всем нам часто приходится иметь дело с трудными заказчиками или поставщиками, которые рады заметить малейшие признаки нашей стесненности и нужды. Когда вы становитесь уязвимы для агрессивных переговорщиков? Тогда, когда вы нуждаетесь в сделке и теряете контроль над действиями противника. Тогда, когда вы начинаете принимать неудачные решения. Когда тема самой слабой позиции на переговорах обсуждается на лекции или семинаре, некоторые думают, будто опасность быть в нужде преувеличивается. Это не так. Даже простое предупреждение относительно опасности быть в нужде принесет вам самую ощутимую и немедленную пользу на переговорах. На сво ем личном опыте вы не раз убеждались, что нужда может оказывать - и, без сомнения, оказывает - огромное, и всегда отрицательное, влияние на ваше поведение. Отсюда вывод: за столом переговоров необходимо преодолеть любую нужду. Возможно, наиболее ярко и опасно эта динамика нужды выражается на переговорах в области прямых розничных продаж, где золотое правило бизнеса состоит в том, что обе стороны изначально согласны: «Чьи деньги, тот и прав». В западной культуре все традиционно воспринимают себя как покупателей. Они с гордостью приобретают и потребляют все что только можно. У продавца же, напротив, возникают проблемы с самооценкой. Даже сам термин «продажи» (заЬз) во многих областях заменяют эвфемизмом «развитие бизнеса» (Ъшшезз рготойоп), потому что образ продавца почти всегда воспринимается как образ мелкого уличного торговца. Кроме того, и это особенно важно, на переговорах продавец - определенно зависимая сторона. Он должен быть готов уступать, идти на компромисс, а покупатель тем временем берет все, что хочет. В конце концов в большинстве случаев покупатель может просто отправиться в другой магазин, но несчастный продавец нуждается именно в этой сделке. Восприятие себя в роли продавца загоняет человека в ловушку нужды, и в результате он часто соглашается на невыгодные сделки. Мастера жестких переговоров не только прекрасно распознают нужду противника, но и умеют ее создавать. Представители гигантских корпораций во время переговоров очень любят раздувать ожидания своих противников - поставщиков. Они рисуют воздушные замки, изображают монументальные картины мегазаказов, совместных предприятий, глобальных альянсов. И все это ради того, чтобы сформировать у противника нужду в этой сделке, которая бывает только раз в жизни и «сделает вам карьеру». Затем, когда противник уже попался на крючок и испытывает сильную нужду, они обманывают эти большие надежды, начиная менять свои первоначальные запросы, требуя исключений и т. д. Потом они обманывают их снова и снова, требуя всевозможных уступок. В дальнейшем мы рассмотрим, как это делается, причем во всех неприглядных подробностях. Однако иногда в позиции потенциальной нужды находится покупатель, а не продавец. Возьмем какую-нибудь очень простую ситуацию, например ситуацию знакомства. Если вы представляетесь по имени, а ваш партнер добавляет к нему титул или звание, это немедленно ставит его в невыгодную позицию. Он признал, что вы - главный в этой комнате. Теперь вам можно брать его голыми руками. Если вы просите кого-либо о встрече, не говорите, что вы хотели бы узнать, можно ли занять десять минут времени вашего собеседника, чтобы рассказать о перспективах нашего возможного сотрудничества. Ваша компания - не единственная сторона, которая может испытывать нужду в таком сотрудничестве. Гораздо лучше использовать такой вариант: «Я не совсем уверен, что деятельность нашей компании соответствует вашим целям. Я этого не знаю. Я хочу встретиться с вами, чтобы мы могли понять, каковы ваши цели, а вы могли бы увидеть, к чему стремимся мы. Возможно, после этого мы сможем решить, есть ли у нас общие интересы и точки соприкосновения. В какое время вам было бы удобно встретиться со мной?» В данном случае важно, что вы хотите встретиться, но не нуждаетесь в этой встрече. Каковы признаки нужды? Разговорчивость может быть явным проявлением нужды. Именно поэтому сдержанность на переговорах - одно из правил системы Дж. Кэмпа. Один из его лучших учеников когда-то отчаянно нуждался в том, чтобы все знали его мнение и что он лучше всех информирован и держит все в своих руках. Ему было необходимо чувствовать собственную важность. Его более проницательные противники с удовольствием позволяли ему чувствовать себя важным, а тем временем планировали живьем «содрать с него шкуру». Один из агентов по страхованию жизни был прикован к инвалидному креслу и не мог говорить. Он общался с помощью маркера и доски, терпеливо записывая на ней свои вопросы. Но единственное доступное ему средство - способность задавать вопросы - было важным преимуществом в его профессии. Он не де монстрировал нужду, он создавал чувство нужды у клиента, неторопливо записывая вопросы маркером на доске. Его коньком был вопрос: «Если мы вас потеряем, где будет жить ваша семья?» В связи с признаками нужды на переговорах стоит также упомянуть о так называемых «холодных» и «горячих» звонках 2. Всем известно, что «холодные» звонки и продажи по телефону -наихудший способ вести бизнес. С другой стороны, если вы начинающий переговорщик и хотите попробовать свои силы, это прекрасная тренировочная площадка, и «холодные» звонки могут оказаться на удивление эффективными: с их помощью вы учитесь контролировать ощущение собственной нужды. В этом случае у вас, без сомнения, нет никаких особых ожиданий, и вы прекрасно владеете собой. Вас могут выслушать или бросить трубку. «Холодный» звонок - это всего лишь еще одни переговоры, не больше и не меньше. «Горячие» звонки, когда вам сообщают, что контракт у вас практически «в кармане», ставят вас в не менее сложную ситуацию. После них у вас учащается пульс, вы можете потерять самообладание, начать подсчитывать свою гипотетическую прибыль, а значит, испытывать нужду. Тогда поражение неминуемо. Самый лучший способ не испытывать нужду - относиться к каждому «горячему» звонку так, будто он самый «холодный» на свете. Когда переговоры становятся слишком эмоциональными и напряженными, вы обнаружите такие явные признаки нужды: высокий и пронзительный тембр голоса, поспешные ответы, заискивающий взгляд - и все это оттого, что все боятся отказа. Поэтому, даже испытывая внутреннее смятение или сильные эмоции, следует понизить тембр голоса, снизить темп речи и держать твердый взгляд. Классические уроки относительно нужды предлагают пестрые базары стран «третьего мира». Дж. Кэмп выучил один такой своей семьи, но у него было всего около ста долларов. Он очень любил своих бабушку и дедушку и, когда нашел в одном магазинчике два прекрасных лакированных сувенира и маленькую лодку, вырезанную из рога буйвола, сразу вспомнил о них. Продавец в лавке запросила по 1000 пиастров за каждую из вещиц - приблизительно по 10 долларов. Кэмп очень хотел купить все три сувенира, но это было слишком дорого, и он так ей и сказал. У него не было никакой стратегии ведения переговоров, и, кроме того, он не хотел походить на тупого и наглого американца из анекдотов. Он просто не мог позволить себе купить эти вещи. Когда он уже стал уходить, продавец побежала за ним и сказала, что продаст эти вещи за 800 пиастров каждую. Но это было все еще слишком дорого для него и он отправился делать покупки в другое место. Когда продавец увидела, как он возвращался с пакетами, она быстро схватила его за рукав и сказала, что отдаст каждый из сувениров за 500 пиастров. «Нет, -сказал он, - я дам тебе за них по четыре сотни, это - все, что у меня есть». Продавец согласилась. В данном примере покупатель не испытывал нужды, а продавец испытывала. При другом развитии событий продавец, может быть, спросила бы его, для кого он хочет купить сувениры, и, получив ответ, разыграла бы недоумение, например «Почему ты хочешь купить им такие дорогие подарки? Так много тратить на бабушку и дедушку...» В этом случае она не выказала бы никакой заинтересованности, а сама тем временем сформировала бы у покупателя нужду. Она вызвала бы у него чувство вины: когда речь идет о дорогих вам людях, деньги не имеют значения! Страх отказа вызывает у нас желание всем нравиться. Это еще один явный признак нужды. Но достаточно понять, чем на самом деле является отказ, и кто может отвергнуть нас, как мы перестаем бояться. Отсюда и главная установка переговорщика: ваш противник на переговорах не может вас отвергнуть. Вам ничего от него не нужно. Родители могут отвергнуть ребенка, потому что ребенок, конечно, нуждается в родителях. Супруг может отвергнуть супруга. Даже учитель в младших классах может отвергнуть ученика, потому что в это время мальчику или девочке действительно необходим учитель. Но может ли ваш противник на переговорах отвергнуть вас? Он не обладает такой властью, и важно ни при каких обстоятельствах не позволять ему думать иначе. Серьезный участник переговоров понимает, что не может позволить себе тратить свою эмоциональную энергию на попытки нравиться, казаться умным или на укрепление чувства собственной важности. Он расходует свою энергию на дело и совершенно не нуждается во всем прочем. Тем не менее часто мы попадаем в ловушку нужды. В отношениях между руководством и профсоюзами ключевая тактика руководства - найти членов профсоюза, которые хотят потешить свое самолюбие. Таких людей легко заставить испытывать нужду; тогда ими можно манипулировать до тех пор, пока они не превратятся в двойных агентов руководства компании. Тогда они начинают передавать ложную информацию другим членам профсоюза: «Профсоюзный комитет нас уничтожит. У меня есть друзья в правлении, они мне так и сказали. Если мы будем продолжать в том же духе, они могут закрыть предприятие». На основании личного опыта в управлении международными проектами и в управлении реальными конфликтами между коллегами могу сказать следующее. Я не раз видела, как участники переговоров множеством разных способов наносили вред собственной команде. Они выдавали противнику конфиденциальные сведения, приносили от него явную дезинформацию, действовали вопреки планам своей команды, провоцировали ненужные компромиссы - и все из-за того, что противник использовал против них их собственную нужду: они хотели казаться умными, нравиться, чувствовать собственную важность. Понятие «результат переговоров» Одно из нерушимых правил переговоров: «Никогда не завершайте сделку». Это правило не противоречит стадиям переговорного процесса, так как после подписания соглашения всегда следует договариваться о дальнейшем сотрудничестве. Когда мы обсуждали опасности подхода «выиграть - выиграть» мы подчеркивали, как этот подход подспудно заставляет нас концентрироваться на том, чем мы не можем управлять, - на результате, теряя из виду то, чем мы можем управлять, - средства достижения цели. Теперь в защиту этого принципа можно добавить еще один пункт: поспешное заключение сделки выдает вашу нужду в завершении сделки. Личный опыт наверняка может продемонстрировать нам опасности попыток поспешного решения проблем. Когда кто-то на переговорах с вами пытался слишком быстро закрыть вопрос, вы наверняка инстинктивно сопротивлялись. Почему? Потому что при этом у вас появляется ощущение нужды, вызывающее у любого человека эмоциональный дискомфорт. Кроме того, поспешность служит предупреждением об опасности, заставляя внимательнее присмотреться к сделке. Понятие «результат переговоров» связано с понятием «нужды». Если просто заменить слова и эмоцию «мне нужно» на «я хочу», изменятся движущие нами силы. Для успешного участника переговоров «я хочу» означает то, ради чего он работает, к чему страстно стремится, что планирует. Но он никогда не путает это с «мне нужно». Без всякого сомнения, я хочу создать этот глобальный альянс с крупной корпорацией, но не нуждаюсь в нем. Я хочу купить автомобиль, но не нуждаюсь в нем. Я хочу иметь дом, но не нуждаюсь в нем. Если какая-то из этих сделок сорвется, это будет не моя потеря, а потеря противника. В любом случае, я буду спокойно спать сегодня ночью, у меня есть крыша над головой и пища. Участники переговоров, обученные по системе Кэмпа, никогда не демонстрируют нужду, они показывают только желание. «Мне нужно» - это смерть, «я хочу» - жизнь. И люди по ту сторону стола переговоров немедленно почувствуют разницу. У них возрастут уверенность и доверие к вам, а у вас появится самообладание и контроль над ходом переговоров. Но не над результатом. Результат контролировать нельзя потому, что им нельзя управлять. Если вы садитесь в машину, и вашей целью является своевременное прибытие на работу, вы, конечно, пони совсем не таким, каким вы его запланировали. Чем же можно управлять? Если вы способны правильно ответить на этот вопрос, то опередите многих профессиональных переговорщиков. Многие ответят, что можно управлять собой, но это справедливо только отчасти. Йоги могут управлять частотой сокращения сердечной мышцы, большинство из нас -нет. Когда вас оскорбили, вы не можете управлять эмоцией гнева, но можете управлять своим поведением. Вы решаете, нанести ли ответный удар или подставить другую щеку. И в повседневной жизни, и в реальной ситуации переговоров вы приобретаете поведенческие привычки, предпринимаете действия, которые помогают или препятствуют достижению результата. Это рассуждение подводит нас к ответу на вопрос, чем же все-таки мы можем управлять. Мы можем управлять поведением и действиями, направленными на достижение желаемого результата. Все остальное, включая результат, необходимо воспринимать как Божью волю или форс-мажор. Проблема в том, что многие компании, выходя на переговоры, ставят перед собой цели, которые на самом деле являются результатами, над которыми у них нет власти и которых они не в состоянии достичь. Когда их просят описать свое поведение и действия, которые они требуют от своих команд переговорщиков, они не понимают вопроса. На самом деле хороших результатов можно достичь, если знать разницу между целью и результатом, между тем, чем можно управлять и чем нельзя.
|