![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качества руководителя. Общие Специфические Личные Профессиональные Деловые Высокие моральные стандарты Профессиональная компетентность
Руководство - деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающая достижение целей организации (подразделения). Оно включает постановку задач, координацию, мотивацию и т. п. Успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Отношения, возникающие в связи с руководством, имеют два аспекта - функциональный и личностный. Функциональные отношения существуют между представителями должностей и являются изначально формальными. Личностные отношения возникают между конкретными людьми. В современной практике управления они становятся преобладающими. Лидер Лидер – человек, эффективно осуществляющий руководство группой. Лидерство – искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, целями организации, отдела). Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций. Администраторы и лидеры различаются:
Инструментальный лидер увлекает людей на решение тех или иных важных для организации проблем. Эмоциональный лидер - обычно наиболее уважаемый человек, которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях. В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, помочь). В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.
Лидер влияет на людей двояко: Ø личным авторитетом — члены группы признают преимущества лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.; Ø личными качествами — человечность, обходительность, справедливое отношение к людям и т.п.
В реальной жизни все это проявляется как добровольное признание исключительности лидера. Существуют четыре модели восприятия такого лидера окружающими. 1. «Один из нас» — предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает; жизнь приносит ему и удачу, и неприятности. 2. «Лучший из нас» — имеется в виду, что лидер является примером для всей группы и как человек, и как профессионал. Подчиненные стремятся подражать такому лидеру. 3. «Воплощение добродетели» — считается, что лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать. 4. «Оправдание ожиданий» — предполагается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. лидер всегда должен быть верен своему слову и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой. Власть лидера основывается также на: - хорошем знании подчиненных; - умении поставить себя на их место, понять их стремления; - способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные перспективы и последствия тех или иных действий; - понимании психологических особенностей окружающих (партнеров, руководителей, подчиненных) и умелом их использовании в официальных и неофициальных контактах; - возможности увлекать людей, вселять в них уверенность, вести за собой; - гибкости, настойчивости, упорстве; - обширных знаниях, эрудиции и многом другом. Чтобы стать лидером, нужно личное желание занять высокий пост и соответственно готовность брать на себя нелегкие обязанности, ответственность, риск. Стиль руководства – совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных. Он определяется: Ø характером деятельности организации, Ø культурой, системой ценностей, Ø позициями менеджеров, Ø особенностями самих исполнителей, Ø ситуациями.
Систематическое изучение учеными проблемы лидерства было предпринято с начала 1930-х гг. В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впечатляющая внешность, уверенность в себе, честность и пр.). Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер ит. п., явно не отвечавшие многим перечисленным требованиям. Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, согласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о существовании некоего оптимального стиля руководства, с помощью которого можно решить все управленческие проблемы, и необходимости его поиска. Личные качества и стиль руководства являются важными условиями успеха, но более поздние исследования убедительно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуационные факторы, включающие в себя и личные качества исполнителей, ихарактер работы, особенности внешней среды и т. п.
|