![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение товарной структуры рынка
В настоящем Порядке используются следующие определенные в статье 4 Закона «О конкуренции» понятия: - товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена; - взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного); - товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами; В зависимости от целей исследования может быть использован один из следующих уровней детализации: · общегрупповой (например, продукты питания, непродовольственные товары, товары промышленного назначения, услуги населению); · групповой (по группам товаров). Например, бытовая техника, одежда, мебель; видовой (по видам товаров в каждой группе). Например, музыкальные центры, персональные компьютеры, спортивная обувь. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета. При исследовании товарной структуры рынка могут применяться как кабинетные, так и полевые исследования. К сожалению, кабинетные исследования в данном случае могут дать лишь приблизительные результаты. Например, из обязательной финансовой отчетности конкурентов можно получить данные об их объемах сбыта и приблизительно оценить соотношение количества клиентов, покупающих товары (услуги) у компании и у конкурентов. Целями исследований, направленных на изучение товарной структуры рынка, обычно являются: · получение информации для принятия решений о расширении или сокращении выпуска (закупки) товаров, обновлении ассортимента, улучшении качества продукции или изменении ценовой политики; · прогнозирование направлений развития рынка при возможных изменениях определенных рыночных условий (появлении новых конкурентов, изменении моды и т. п.); · мониторинг острых рыночных ситуаций, требующих проведения быстрых ответных мероприятий (возникновения локального дефицита, затоваривания и т. п.); изучение конкурентной среды для принятия стратегических решений, связанных с внедрением на рынок нового товара (группы товаров). При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации могут использоваться: - данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; - сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления; - сведения, полученные от физических и юридических лиц; - результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов; - данные ведомственных и независимых информационных центров и служб; - данные объединений потребителей и объединений производителей; - сообщения средств массовой информации; - данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств; - данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций; - технические условия и другие нормативы; - обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган; - данные иных источников. Рынок сбыта продукции является частью общего (совокупного) рынка, на которой данная компания реализует свои товары и услуги. Рынок сбыта формируется в рамках определенного товарного рынка. Рынок сбыта отдельного товара (группы товаров) можно представить в виде четырех составляющих: · потребители, являющиеся клиентами компании (отдающие предпочтение ее товарам и услугам); · потребители, являющиеся клиентами конкурентов (отдающие предпочтение товарам и услугам конкурентов); · потребители, знающие о наличии товара (услуги) на рынке, но не покупающие его ни у компании, ни у конкурентов; · потребители, не знающие о существовании товара (услуги). Иногда выделяют группу потребителей, не имеющих четких предпочтений и покупающих и товары компании, и товары конкурентов.
|