Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Листинг 14.11. Массив указателей на функции-члены
1: // Листинг 14.11. Массивы указателей на функции-члены 2: 3: #include < iostream.h> 4: 5: class Dog 6: { 7: public: 8: void Speak()const { cout < < " Woof! \n"; } 9: void Move() const { cout < < " Walking to heel...\n"; } 10: void Eat() const { cout < < " Gobbling food...\n"; } 11: void Growl() const { cout < < " Grrrrr\n"; } 12: void Whimper() const { cout < < " Whining noises...\n"; } 13: void RollOver() const { cout < < " Rolling over...\n"; } 14: void PlayDead() const { cout < < " Is this the end of Little Caesar? \n"; 15: }; 16: 17: typedef void (Dog:: *PDF)()const; 18: int main() 19: { 20: const int MaxFuncs = 7; 21: PDF DogFunctions[MaxFuncs] = 22: { Dog:: Speak, 23: Dog:: Move, 24: Dog:: Eat, 25: Dog:: Growl, 26: Dog:: Whimper, 27: Dog:: RollOver, 28: Dog:: PlayDead }; 29: 30: Dog* pDog =0; 31: int Method; 32: bool fQuit = false; 33: 34: while (! fQuit) 35: { 36: cout < < " (0)Quit (1)Speak (2)Move (3)Eat (4)Growl"; 37: cout < < " (5)Whimper (6)Roll Over (7)Play Dead: "; 38: cin > > Method; 39: if (Method == 0) 40: { 41: fQuit = true; 42: } 43: else 44: { 45: pDog = new Dog; 46: (pDog-> *DogFunctions[Method-1])(); 47: delete pDog; 48: } 49: } 50: return 0; 51: }
Результат: (0)Quit (1)Speak (2)Move (3)Eat (4)Growl (5)Whimper (6)Roll 0ver (7)Play Dead: 1 Woof! (0)Quit (1)Speak (2)Move (3)Eat (4)Growl (5)Whimper (6)Roll 0ver (7)Play Dead: 4 Grrr (0)Quit (1)Speak (2)Move (3)Eat (4)Growl (5)Whimper (6)Roll 0ver (7)Play Dead: 7 Is this the end of Little Caesar? (0)Quit (1)Speak (2)Move (3)Eat (4)Growl (5)Whimper (6)Roll 0ver (7)Play Dead: 0
Анализ: В строках 5—15 создается класс Dog, содержащий семь функций-членов, характеризующихся одинаковыми сигнатурой и типом возврата. В строке 17 с помощью typedef объявляется тип PDF константных указателей на функции-члены Dog, которые не принимают и не возвращают никаких значений. В строках 21-28 объявляется массив DogFunctions, предназначенный для хранения указателей на семь функций-членов. В строках 36 и 37 пользователю предлагается выбрать метод. Выбор любого элемента, кроме Quit, приводит к созданию объекта класса Dog, после чего из массива вызывается соответствующий метод (строка 46). Ниже представлена еще одна строка, которая может немного смутить ваших знакомых программистов, работающих с C++: (pDog-> *-DogFunctions[Method-1])(); Это выражение, безусловно, немного экзотично, но с его помощью можно создать таблицу функций-членов, что сделает код программы проще и читабельнее.
Рекомендуется: Используйте указатели на функции- члены для вызова методов в объектах класса. Используйте typedef, чтобы упростить объявление указателя на функцию-член.
Не рекомендуется: Не злоупотребляйте созданием указателей на функции-члены, если беэ них можно обойтись.
Резюме
Сегодня вы познакомились с созданием статических переменных-членов класса, которые, в отличие от обычных переменных-членов, принадлежат всему классу, а не отдельному объекту. Если статическая переменная-член объявлена как public, то обратиться к ней можно просто по имени, даже не используя объектов класса, которому принадлежит эта переменная. Статические переменные-члены можно использовать в качестве счетчиков объектов класса. Поскольку они не являются частями объектов, при их объявлении не происходит автоматическое резервирование памяти, как при объявлении обычных переменных-членов. Поэтому в программе за пределами объявления класса обязательно должна быть строка, в которой происходит определение и инициализация статической переменной-члена. Статические функции-члены также принадлежат всему классу, подобно статическим переменным-членам. Вызвать статическую функцию-член класса можно даже в том случае, если не было создано ни одного объекта этого класса. Сами же эти функции могут использоваться для открытия доступа к статическим переменным-членам. Поскольку статические переменные-члены не имеют указателя this, они не могут использовать обычные переменные-члены. Из-за отсутствия указателя this статические функции-члены не могут объявляться как const. Дело в том, что при объявлении функции-члена со спецификатором const устанавливается, что указатель this этой функции является константным. Кроме того, вы узнали, как объявлять и использовать указатели на обычные функции и на функции-члены, а также познакомились с созданием массивов этих указателей и с передачей указателей на функции в другие функции. Как указатели на функции, так и указатели на функции-члены могут использоваться для создания таблиц функций, что облегчает управление их вызовом в процессе выполнения программы. Это придает программе гибкость и делает программный код более читабельным.
Вопросы и ответы
Зачем использовать статические данные, если есть глобальные? Область видимости статических данных ограничивается классом. Обращаться к статической переменной-члену следует из объектов класса, либо из внешнего кода программы, явно указав имя класса (в случае, если статическая переменная-член описана как public), либо с помощью открытой статической функции-члена этого класса. Статические переменные-члены относятся к типу данных того класса, которому они принадлежат. Ограничение доступа к членам класса, вызванное строгим контролем за типом данных в C++, делает использование статических переменных-членов более безопасным по сравнению с глобальными данными. Зачем использовать статические функции-члены, если можно воспользоваться глобальными функциями? Статические функции-члены принадлежат классу и могут вызываться только с помощью объектов класса или с явным указанием имени класса, например: ClassName:: FunctionName(). Насколько часто в программах используются указатели на функции и указатели на функции-члены? Такие указатели используются достаточно редко. Это дело вкуса программиста. Даже в сложных и мощных программах без них можно вполне обойтись.
|