Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок сношений по вопросам взаимной правовой помощи
Порядок взаимодействия компетентных органов запрашиваемой и запрашивающей сторон по вопросам оказания взаимной правовой помощи определяется зафиксированным в договоре механизмом реализации обязательств сторон, который включает в себя: 1) каналы передачи международных следственных поручений; 2) органы, ответственные за принятие решений по ходатайствам об оказании правовой помощи и непосредственное их исполнение. Соответствующий механизм именуется в международных договорах порядком сношений. Так, в частности, Федеральным законом от 25.10.99 " О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" к числу органов, компетентных направлять и исполнять следственные поручения по вопросам, относящимся к их компетенции, помимо Генеральной прокуратуры, отнесены также Верховный Суд Российской Федерации, Минюст, МВД, ФСБ и ФСНП России. Кроме того, Генеральная прокуратура России по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, правомочна решать вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства соответствующего иностранного государства, если оно не противоречит российскому законодательству. Действующими двусторонними договорами предусмотрено, что в России центральными органами по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам для оказания правовой помощи Азербайджану, Вьетнаму, Китаю, КНДР, Кыргызстану являются Министерство юстиции и Генеральная прокуратура России, для оказания правовой помощи Монголии – также и Верховный Суд России, а США и Канаде – Генеральная прокуратура России. В свою очередь, аналогичные функции в указанных государствах исполняют Министерство юстиции (Канада и США), Прокуратура и Министерство юстиции (Азербайджан, Вьетнам, Иран, КНР, КНДР, Куба, Кыргызстан). В отношениях с Алжиром, Ираком, Йеменом и Тунисом используются дипломатические каналы передачи следственных поручений. Статьей 15 Европейской конвенции 1959г. в качестве центральных органов сторон определены их министерства юстиции. Данной практики придерживается большинство стран-участниц конвенции. Вместе с тем ряд государств, в соответствии со спецификой национального законодательства, рассматривает в качестве центральных иные ведомства (полный список приводится в Приложении). В соответствии с названной статьей ходатайства, касающиеся получения показаний свидетелей и экспертов, передачи вещественных доказательств, материалов или документов, присутствия представителей запрашивающего государства при исполнении поручений, проведения обыска или наложения ареста на имущество, временной передачи лиц, содержащихся под стражей, направляются исключительно по каналам центральных органов. Ответы на них возвращаются по тем же каналам. В иных случаях разрешается передача следственных поручений непосредственно друг другу заинтересованными компетентными органами стран, в том числе через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол). С учетом оговорок и заявлений, содержащихся в Федеральном законе от 25.10.99 " О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней", компетентными органами для сношения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам в России являются: Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с работой других судов; МВД, ФСБ, ФСНП России – в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции данных ведомств; Генеральная прокуратура Российской Федерации – во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия. К компетенции Генеральной прокуратуры и Верховного Суда Российской Федерации относится также решение вопроса о применении при исполнении поручения по просьбе запрашивающей стороны процессуального законодательства последней, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены в судебные органы Российской Федерации, в качестве которых, в соответствии с оговоркой к ст. 24 Конвенции 1959г., рассматриваются суды и органы прокуратуры. Согласно Минской конвенции 1993 г. учреждения юстиции стран-участниц (под которыми понимаются суды, прокуратура и иные учреждения, к компетенции которых относятся уголовные дела) сносятся между собой по вопросам правовой помощи через свои центральные, территориальные и другие органы по ходатайствам, связанным с выполнением действий, требующих санкции прокурора (суда), в порядке, определяемом генеральными прокуратурами данных государств. Однако Россией перечень центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, не определен, в связи с чем действует обычный порядок направления и исполнения ходатайств по уголовным делам на стадии предварительного следствия – через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
|