![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология управленческих решений и факторы их качества
Существует множество подходов к классификации УР. Наиболее общая классификация включает следующие признаки. 1. В зависимости от используемых методов принятия решений: - индивидуальные решения. Руководитель принимает решение самостоятельно, основываясь на той информации, которую он собрал без участия других людей; - консультационные решения. Руководитель привлекает к сбору и обработке информации, интерпретации фактов, разработке вариантов решения других людей. Решение принимается руководителем самостоятельно, с учетом полученной информации; - групповые решения. Руководитель не только консультируется с другими людьми, но и привлекает их к обсуждению проблемы и выбору наилучшего решения. 2. По длительности действия выделяют перспективные (долгосрочные), тактические (среднесрочные) и оперативные (краткосрочные) решения. 3. В зависимости от широты охвата объекта различают решения общие (глобальные) и частные (локальные). 4. По характеру имеющейся информации различают программируемые решения (стандартные, повторяющиеся) и непрограммируемые, требующие творческого подхода. 5. В зависимости от выполняемых функций различают решения плановые, организационные, мотивационные, контрольные. 6. По организационному оформлению решения могут быть конкретно-жесткими (определены задания, исполнители, сроки и т.п.), ориентирующими (направления деятельности указаны, но не регламентированы параметры выполнения), гибкими (возможен выбор методов выполнения) и нормативными (предписывают выполнение существующих управленческих нормативов). 7. В зависимости от сложности задач могут быть выделены стандартные, сложные моделируемые и сложные немоделируемые решения. Стандартные решения чаще всего касаются простых, повторяющихся, хорошо изученных проблем. Сложные моделируемые решения поддаются полной формализации и могут быть представлены в виде экономико-математических моделей. Немоделируемые решения принимаются по сложным проблемам управления и отличаются значительной неопределенностью, не поддаются полной формализации. 8. С точки зрения подходов к принятию решений можно выделить решения интуитивные и решения, основанные на суждениях, а также рациональные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, делает выбор на основе интуиции. Решение, основанное на суждении – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Оно опирается на здравый смысл. Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса. ФАКТОРЫ, влияющие на процесс принятия УР и их качество: 1. Личностные оценки руководителя – содержат субъективное ранжирование важности, качества УР. 2. Среда принятия решения. При принятии УР всегда важно учитывать риск. Понятие «риск» используется здесь не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах. Эти обстоятельства классифицируются как условия определенности, риска и неопределенности. 3. Информационные ограничения. Информация необходима для рационального решения проблем. Иногда же необходимая для принятия оптимального решения информация недоступна или стоит слишком дорого. 4. Поведенческие ограничения. Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решения. 5. Негативные последствия. Принятие УР во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. 6. Взаимозависимость решений. В организации все решения взаимосвязаны. Единичное важное решение всегда требует решений менее значительных. Способность видеть, как выстраиваются и взаимодействуют решения в системе управления – важная способность менеджера любого уровня.
|