Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роман Ж-К. Гюисманса «Наоборот» (1884) –– манифест европейского декадентства.
Декадентство – это явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории. Идея неприятия мира в художественной системе романа «Наоборот» находит воплощение в мотиве бегства. Герои Гюисманса, бегущие от зла и безысходности действительного мира, находят убежище в искусственном мире, реализованном через творчество. Именно в этом романе совершенно отчетливо воплощается тезис о приоритетности категории искусства по отношению к объективной действительности, который будет положен в основу русского варианта декадентской эстетики, утверждающего, что жизнь подражает искусству, а не наоборот. Восприятие Гюисмансом жизни как страдания перекликается с пессимистическими идеями А.Шопенгауэра, с математической точностью доказавшего бессмысленность человеческого существования. Символом бессмысленной, беспросветной, невыносимой жизни у Ж.-К. Гюисманса становится шопенгауэровский маятник, раскачивающийся между страданием и тоской. В поэтической традиции русского декаданса прямой проекцией этого символа является образ качелей (чертовых качелей), уносящих человека то вверх, то вниз, то вперед, то назад между жизнью и смертью. В русском декадентском романе наблюдается уже синтез символических полей шопенгауэровского маятника и чертовых качелей: герои Ф.Сологуба и М.Арцыбашева барражируют между страданием жизни и тоской смерти. Жанровая структура «Наоборот» и последующих романов Гюисманса отличается своеобразной эклектичностью. Однако если эклектичное искусство как таковое представляет собой исключительно механическую смесь той или иной формы, различных стилей, тем, идей и не отражает системы унифицированных ценностей, то в романах Гюисманса внешняя эклектичность приобретает необходимую внутреннюю цельность благодаря единству мировоззрения автора. Основу внешнего эклектизма в художественной системе Ж.-К. Гюисманса составляют элементы натуралистической поэтики. Влияние натурализма, с которым были тесно связаны первые шаги писателя во французской литературе, сказывается и на уровне художественной детали, и в структуре описания. Отказавшись от событийности, Ж.-К. Гюисманс описывает внутренний мир героя через внешние факторы, превращая романное повествование в «своеобразный каталог порождений творческого воображения персонажа», создавая «впечатление искусственной реальности»
|