Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы изучения и обобщения передового педагогического опыта
· Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Эта распространенная форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех школах. Посещая открытые снятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллективно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других. · Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта. [4, с. 49] · Научно-методическая и научно-практическая конференции. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции отдельные докладчики могут рассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся. · Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. · Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д. · Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными (подкрепляются фактами личной практики, материалами ППО). · Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера. · Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы рассматриваются более частные вопросы. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов - участников семинара, делаются обобщения. [4, с. 52] · Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправданно проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала. · Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей. · Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
|