Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Философия России сформировалась значительно позднее, чем философия Запада, поэтому процесс развития отечественной философской традиции имеет несколько иную






1. Философия России сформировалась значительно позднее, чем философия Запада, поэтому процесс развития отечественной философской традиции имеет несколько иную периодизацию. При подготовке ответа на первый вопрос следует уяснить, прежде всего, специфические черты русской мысли: неразрывную связь с православием, критику западной философии за рационализм, приоритетность онтологических проблем перед гносеологическими, увлечение проблемами философско-историческими, включение нравственности в число критериев истины.

Далее следует обратить внимание на периодизацию философии России:

· Становление философии (X-XVIII в.в.)

· Философия Просвещения конец XVIII- начало XIX в.в.

· Философия славянофилов и западников 30-50-е годы XIX в

· Философия политического радикализма 50-70-е годы XIX в

· Систематический период конец XIX- начало XX в.

· Философия русского зарубежья (20-40-е годы XX в.) и параллельное существование марксистско-ленинской философии в СССР (20-80-е гг. XX в.).

· Современная философия России.

Необходимо изучить основных представителей в каждом из периодов, выяснить специфику проблематики философии каждого периода. Русская философия предстает как многообразие философских доктрин, школ и традиций.

2. Второй вопрос семинара посвящен философским взглядам славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы) и западников (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), необходимо уяснить противоположность их взглядов в решении философских проблем (бытия, человека, познания и будущего России), а также влияние их идей на последующую мысль России.

Славянофильство выходит за рамки только философии и претендует на оригинальное объяснение судьбы России и ее место в мире. Ядро философии славянофильства – идея православия. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином “цельном знании”. Монархия – как идеальная форма правления. Крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и гармоничное начало.

При изучении славянофильской традиции рекомендуется следующий план:

- антропология славянофилов – учение о целостности человека;

- теория познания славянофилов – концепция “цельного знания”;

- социальная философия славянофилов – принципы общинности и соборности;

- философия истории славянофилов;

- эволюция славянофильства: раннее славянофильство, почвенничество

(А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский), позднее славянофильство (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

В полемике со славянофильством складывается противоположная интеллектуальная традиция в объяснении судьбы и проблем России. Основные представители этого направления ориентируются на западную цивилизацию, критикуя православие и акцентируя внимание на личностном начале. В сфере познания они последовательно ориентируются на науку, в особенности - на естествознание. Итогом обсуждения данного вопроса должно стать указание на принципиальную незавершенность этого судьбоносного спора для современной России.

3. Третий вопрос представляет огромный интерес, так как именно в религиозной философии возникли первые целостные системы в России (В.С.Соловьев) и именно религиозная философия в XX веке оказала влияние на философию Запада (Н.А.Бердяев). Необходимо выяснить сущность основных религиозно-философских направлений: «философии всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие), «философии общего дела» (Н.Ф.Федоров), интуитивизма (Н.О. Лосский), «философии права» (П.И.Новгородцев, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев). С учетом юридической направленности образования, рекомендуется обратить особое внимание на философско-правовые концепции в трудах русских мыслителей.

Главные достижения русской философской мысли рубежа XIX-XX в.в. связаны с явлением, получившим название религиозно-философского Ренессанса. Это эпоха взлета в области литературы, живописи, науки, философии. Русская философия этого периода, подобно русской литературе XIX в., может считаться классикой национальной философской традиции. При подготовке этого вопроса рекомендуется придерживаться следующего плана:

- исторические, социальные и теоретические предпосылки возникновения религиозно-философского Ренессанса;

- влияние В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского на формирование “нового

религиозного сознания”;

- религиозные идеалы “нового религиозного сознания”;

- основные представители Ренессанса (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов,

Н.А. Бердяев);

- значение религиозно-философского Ренессанса для развития русской культуры.

4. Право в русском сознании приобрело смысл, близкий к правоте, правде и даже праведности, а в западном сознании более сближалось с законностью, формальной упорядоченностью в принятых или установленных пределах. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти проблем права; точно также ни один теоретик права не мог не философствовать о правовой свободе и ответственности, о соотношении права и нравственности, о формах государственного правления и путях развития государства.

В русской философской и юридической литературе мы постоянно сталкиваемся со сближением нормы и идеала, нормы и наилучшего состояния системы. В этом контексте особое значение приобретает философско-правовое наследие крупнейших русских правоведов – П.И. Новгородцева и его ученика И.А. Ильина, чьи государственно-правовые идеи будут способствовать, безусловно, выработке у будущих сотрудников органов внутренних дел осмысленного мировоззренческо-ценностного выбора норм поведения в конкретных служебных ситуациях.

Русская философия права всегда придерживалась того взгляда, что нравственному разрушению способствует сам человек. Ведь тот, кто стремится к совершенству, никогда не выйдет за рамки запрещенного. Об этом нам повествует еще один выдающийся русский философ И.А. Ильин. Особенно велик вклад Ильина в становление отечественной традиции правосознания и правовой культуры. Ни один человек не может жить на земле, не вступая в контакт с другими людьми. И правопорядок в государстве, по мнению Ильина, должен рассматриваться как система взаимного духовного признания. Поэтому взаимное уважение народа и власти является основой государственного строя.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. На чем основана концепция самобытности русского народа?

2. Каковы истоки и основные периоды развития философского материализма в России?

3. Способна ли русская философия внести вклад в разрешении кризиса современной западной культуры?

4. Философия «общего дела» Н.Федорова – это миф или реальность?

5. В чем состояла суть спора западников и славянофилов?

6. В каком направлении шло развитие идей русского марксизма?

Тесты для самоконтроля:

1.Что, по мнению идеологов славянофильства, является главным фактором превосходства славянской культуры над всеми остальными?

а) Трудолюбие славян;

б) Нравственные качества славян и русских в особенности;

в) Православная религия;

г) Географические особенности России.

2. Идеологом какого из течений русской философии считают П. Я. Чаадаева?

а) Славянофильства;

б) Нестяжательства;

в) Западничества;

г) Политического радикализма.

 

3. Кто из перечисленных мыслителей является родоначальником философии всеединства?

а) Ф.М. Достоевский;

б) В.С. Соловьев;

в) П.И. Новгородцев;

г) М.В. Ломоносов.

4. В чем сущность понятия «всеединства»?

а) Единство души и тела;

б) Свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия;

в) Единство бытия и сознания;

г) Единство знания и веры.

 

5. Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Философия общего дела»?

а) Н.Ф. Федоров;

б) Е.Н. Трубецкой;

в) Н.А. Бердяев;

г) Н.А. Радищев.

6. В чем заключается сущность человека в философии Н.А. Бердяева?

а) В борьбе за существование;

б) В свободе;

в) В познании действительности;

г) В бессознательном влечении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал