![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации.
1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на самые ранние мифологические точки зрения на процесс возникновения человека. В мифологии различных народов проблема происхождения человека излагается по-разному: В античной мифологии человек своим появлением обязан богам Олимпа. В мифологии Древней Индии утверждается, что люди появились из головы предчеловека, называемого Пурушу. На смену мифологическим пришли религиозные трактовки происхождения человека. Христианская позиция по этой проблеме сводится к следующим принципиальным положениям: - человек возникает в результате творения Богом; - Бог наделяет человека душой и телом; - душа должна главенствовать над телом; - в процессе творения Бог наделяет человека свободой воли, поэтому человек несет ответственность за свои действия и поступки. В науке процесс происхождения человека представлен следующими концепциями: - Человек возникает в результате эволюции биологических видов (эволюционная теория Ч. Дарвина); - Человек имеет космическое происхождение (концепция внеземного возникновения человека); - Происхождение человека связано с энергетическим взрывом (мутационная концепция происхождения человека). 2. Интерес к проблеме человека не угасает на протяжении всей истории философии. При подготовке ко второму вопросу следует обратиться к пониманию сущности человека в истории философии. Ответ на данный вопрос может быть выстроен по-разному: либо по эпохам от античности до современности, либо, систематизировав основные философские трактовки человека, по подходам: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный, в которых систематизируется понимание сущности человека. Следует уяснить сущность биологизаторского подхода, по которому главным в человеке является его биологические характеристики, которые неизмены в процессе жизни. Данный подход представлен в волюнтаристи-ческой философии А. Шопенгауэре и Ф. Ницше, психоаналитической философии З. Фрейда, натуралистической философии Нового времени (Т. Гоббс, О. Конт). Социологизаторский подход признаёт главным в человеке его социальные качества и способность человека изменятся в процессе жизни. Данный подход разрабатывает марксизм, экзистенциализм и религиозная философия. Следует уяснить, что сущность человека заключается в его разумности, биосоциальной и культурной природе. Усваивая ценности эпохи, в которой он живёт, человек способен к саморазвитию не только интеллектуальному, но и нравственному. Человек существо незавершенное, стремящиеся реализовать свои интересы и потребности и одновременно существо деятельное. Деятельность как способ самореализации человека требует осмысления. 3. Биосоциальный подход признаёт, что сущность человека представляет единство биологических и социальных качеств и он способен развиваться в процессе жизни. Эти идеи разрабатываются неомарксизмом, фрейдомарксизмом, философской антропологией ХХ века. Указанная трактовка позволяет осмыслить человека в единстве его природных, социальных и духовных свойств. Человек в действительности существо противоречивое, незавершённое и находящееся в постоянном развитии. - Сущность человека заключена в его биосоциальности, которая определяет противоречия между телом и разумом; - это противоречие определяет все взлёты и падения человека. Противоречие заключается в том, что физическое тело человека имеет пространственно-временные ограничения. Это значит, что человек физически находится в определённом пространстве и времени; - но разум человека, его сознание не имеет пространственно-временных ограничений, то есть, находясь физически на занятиях, в вашем сознании вы можете переместиться в другое время или в другое место. Следует обратить внимание на то, что в жизни человека важную роль играют чувства (любовь, ревность, ненависть), страсти (позитивные и негативные), свобода. Биосоциальная сущность человека является основой для сущности второго порядка, которая выражается в деятельности человека. Сущность второго порядка может отчуждаться от человека, приобретать самостоятельное значение и оказывать воздействие как на человека, так и на человечество. Подводя итоги обсуждения биосоциальной сущности человека, можно сделать следующие выводы. Человек – это: во-первых, – сложное, противоречивое существо, в котором есть родовое начало, присущее всему человечеству; во-вторых, имеет духовное начало, то есть, единственный из всех живых существ может оценить себя со стороны и создать предметы, не существующие в действительности (мечты, идеалы, планы и т.д.); в-третьих, непосредственно связан с космосом и испытывает на себе биоритмы развития космоса; в-четвертых, как биосоциальное существо не может жить и существовать без деятельности. 4. При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что в истории философии были выработаны два подхода к определению смысла человеческого бытия: метафизический и субъективистский. Первый утверждает, что существует общий для всех людей смысл жизни, которому должен следовать каждый человек. Субъективистский подход утверждает, что нет общего смысла жизни, а каждый человек сам для себя решает, зачем и для чего он живёт. Следует уяснить, что смысл жизни - это, скорее качественная характеристика человеческого бытия, а не количественная, смысл жизни не в продолжительности ее, а в том как живёт человек, в её полноте и насыщенности. Поиск смысла жизни возникает, как правило, в “пограничной ситуации”, когда возникает угроза существованию человека, а также перед лицом смерти близких людей или своей. Возможна и другая классификация точек зрения на проблему смысла жизни: 1. оптимистическая точка зрения утверждает, что человеческая жизнь имеет смысл и этот смысл может быть двояким: субъективное понимание – каждый человек сам решает, как ему жить и в чём он видит смысл жизни; объективное понимание – существует общечеловеческий смысл жизни, который заключается в продолжении рода и создании материальных и духовных ценностей для последующих поколений. 2. пессимистическая точка зрения, в которой утверждается, что человеческая жизнь смысла не имеет, так как жизнь представляет собой страдание, борьбу с самим собой или окружающими. 3. современная точка зрения утверждает, что жизнь человека имеет смысл, заключённый в самой жизни, в её насыщенности, полноте, в реализации своих знаний, умений и так далее. Жизнь – это не средство по достижению каких-либо целей. Смысл жизни это качественная, а не количественная характеристика, неважно сколько лет живет человек, важно как он живет. Неспособность человека быть значимым для других людей, получить социальное оправдание своей жизни приводит человека к ощущению одиночества и ненужности, то есть бессмысленности жизни Тема смерти, несмотря на внешнюю непривлекательность, занимает одно из центральных мест. С точки зрения науки смерть есть неизбежный финал любой живой системы, в том числе и человека. Философию же интересует смерть не как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе бытия. Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание её факта неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит её тратить на суетные поступки. Важное место в понимании смысла жизни занимает решение вопроса «право на смерть», эвтаназия (греч.euthanaja), то есть безболезненная, тихая, «блаженная» смерть (в особенности обреченного) человека с позиций не только медицинских, философских, но и юридических.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие концепции возникновения человека вы знаете? 2. Что такое онтогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез? 3. В чем вы видите смысл своей жизни? 4. В чем видят смысл человеческого существования различные религиозные конфессии? 5. В чем различие философского и научного подходов к проблеме смерти.
Тесты для самоконтроля: 1. Какое из определений вы считаете правильным? а) Личность – конкретный человек, обладающий индивидуальностью; б) Личность – разумный человек, наделенный свободой, ответственностью, правами и обязанностями; в) Личность – любой человек из рода человеческого.
2. Какая из черт выражает сущность человека в концепции К. Маркса? а) Свобода; б) Бессознательное; в) Совокупность общественных отношений.
3. Какое из определений вы считаете правильным? а) Эвтаназия – безболезненная кончина человека; б) Эвтаназия – наука, изучающая проблемы смерти; в) Эвтаназия – безмятежное существование человека.
4.Определите какая из черт характеризует сущность человека, отличающую его от всех живых существ? а)Инстинкт; б)Самосознание; в)Воля; г)Темперамент.
5.Какое из определений вы считаете правильным? а)Танатология-наука, изучающая процесс умирания человека во всем его многообразии. б)Танатология-безболезненная кончина человека. в)Танатология-наука, изучающая жизнь во всем его многообразии. г)Танатология-безмятежное существование человека.
6.Кто из перечисленных мыслителей считает, что «жизнь-это цепь безотрадных событий» и не имеет смысла? а)К.Маркс; б)А.Шопенгауэр; в)Г.Гегель г)М.Хайдеггер.
|