Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человеческие проблемы операционного ядра
Весьма проницательной и едкой критике подверг механистические организации в своей книге «Большой бизнес и свободные люди» бывший исполнительный директор компании Sears Джеймс Уорти. Автор проследил корни человеческих проблем в этих структурах вплоть до движения «научного менеджмента» Ф. Тейлора (охватившего Америку в начале ХХ в). Дж. Уорти признает вклад Ф. Тейлора в повышение эффективности деятельности в узком ее понимании. Однако предлагавшийся «научный» подход не только предполагал проявления работниками инициативы, но его основоположник призывал исключить «любую возможную умственную работу» на низовом уровне: «У машины не может быть собственной воли. Ее части не могут стремиться к самостоятельности. Мышление, определение направления, даже цели деятельности, - все должно исходить извне или сверху». Подобное отношение приводило к тому, что «исчезал смысл деятельности как таковой»; оно имело «фантастически разрушительные последствия как для индустрии, так и для общества в целом», выражаясь в растущем абсентеизме, высокой текучести кадров, деквалификации, разорительных забастовках вплоть до открытого саботажа (Worthy, 1959: 67, 79, 70). Конечно, всегда найдутся люди, которым нравится работать в жестко структурированных ситуациях. Однако подавляющее большинство из нас негативно воспринимают столь жесткое структурирование. Ф. Тейлор любил повторять: «В прошлом приоритетным был человек, в будущем же на первом месте должна быть система» (цит. по: Worthy 1959: 73). Поистине пророческие слова. Возникает впечатление, что современный человек действительно существует лишь в силу потребностей организационных систем. Многие организации, которые создавались только для того, чтобы служить человеку, поработили его. А в результате появилось то, что Виктор Томпсон назвал, имея в виду дисфункциональное поведение механистических структур, «бюропатологиями» (Thompson, 1961). Концентрация внимания на средствах в ущерб целям, недостаточное внимание к потребителям, разнообразные проявления отчуждения рабочих, - все это ведет к еще большему усилению контроля над человеческой деятельностью. Скрытым мотивом всех действий механистической организации является что-то вроде императива «сомневаешься - контролируй». Универсальное решение всех проблем - «завертывание» технократических «гаек». Однако поскольку именно в этом и состояла главная причина всех бюропатологий, дальнейшее усиление контроля ведет только к усилению проблем, которые пытаются устранить ужесточением контроля и т. д.
|