Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис модернизма и европейский театр межвоенного периода.






Модернизм - обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания – в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи) Модернизм- философско-эстетическое движение в литературе и искусстве конца XIX – 1-ой половины ХХ вв.: от импресионизма до неоавангарда 50-60-х гг. (“нового романа” и “антидрамы”). Модернизм базируется на идеалистической философии (сознание – первично), в частности – философии экзистенциализма, т.е. исходит из того, что мир изначально трагичен и абсурден (мир – абсурд), единственное, что может обеспечить выход – это достижение определенной духовной инстанции – Абсолюта (преодоление абсурда – достижение Абсолюта). Модернизм отвергает рационалистические способы освоения мира, отказывается от материалистических позитивистских теорий, от жизнеподобного отражения действительности, отрицает все стереотипные идеологии общественного сознания. Взамен ищет особые новые пути в объяснении действительности. Главная ценность – личность с ее сложными душевными переживаниями. Модернизм психологичен, причем он обращается как к сфере сознания, так и к сфере бессознательного, и крайне трагичен, модернистов в значительной степени интересуют пограничные душевные состояния человека, проблемы болезненного расщепленного сознания.

Впервые модернизм проявился во Франции. Теодор Адорно относит начало модерна еще к 1850 г. (Шарль Бодлер «Цветы зла»). Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Гонкурами для обозначения новой литературной формы. первым модернистом в мировой литературе они назвали Гюстава Флобера, а также сторонника «чистого искусства» Теофиля Готье. В модернизме выделяют несколько этапов развития: 1) «ранний» - Пруст, Вулф («Волны»); 2) «высокий»; 3) «поздний» (на границе с постмодернизмом) - Джойс, Кафка, Беккет, Роб-Грийе, Х. Кортасар, Филипп Соллерс, Витольд Гомбрович.

Первое десятилетие ХХ века ознаменовалось кризисом рационалистической культуры (первая мировая война). Кризис религиозного морализма обнажил глубочайшую ложь, лежавшую в основе индивидуалистического мировоззрения. В борьбе личности с этой ложью родился сверхчеловек – одно из ключевых понятий начала ХХ в., во многом изменившее лицо мира.

Ницше: «Все Боги умерли… остался человек». Отсюда: 1) нет Бога – нет человека; 2) «все дозволено»; 3) мы создадим «нового Бога». Этот «новый Бог» - искусство - «новая религия»; 4) личность как «Сверхличность». В литературе ХХ века появляется «комплекс Сверхчеловека».

Определяющее влияние на искусство ХХ века также оказали:

Анри Бергсон (интуитивизм), Эдмунд Гуссерль («философия символических форм»), Мартин Хайдеггер и в целом философия экзистенциализма (Ж.П. Сартр и А. Камю).

Психоанализ Зигмунда Фрейда и теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга. Основные положения учения Фрейда:

1) Фрейд закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное. Он выделил три сферы психики: «Сверх-Я», «Я», «Оно»;

2) применение сновидений для изучения области бессознательного;

3) значение детской сексуальности;

4) учение о вытеснении и сопротивлении;

5) либидо – сексуальная энергия, двигатель творчества.

Бессознательное («Оно») – недоступная человеку и его влиянию область – «психическая преисподняя», «сверхреальность». Бессознательное - это глубочайший слой человеческой психики, нечто природно-необходимое, темное и принципиально непознаваемое, вытесненное сознанием – «моральным цензором». Во время сна «Оно» проявляется в материале сновидения в виде символических образов, за которыми угадываются мифологические фигуры («Толкование сновидений», 1900) и которые могут быть дешифрованы с помощью метода свободных ассоциаций.

В человеке есть все: от возвышенного до низменного. Познать свои высоты («стать на место Бога») и спуститься в свои глубины (расшифровать свой внутренний голос из «психической преисподней»), найти «нового Бога» (идеал) и подчинить дьявола себе – это метафизическое, художественное и социологическое освобождение человека. Свободная личность воспринимается как личность с измененным сознанием. Различные философские системы предлагают и различные способы достижения идеала и свободы личности. Положенные в основу литературных школ и направлений, они определяют их лицо.

Карл Маркс и социалистические идеи революции;

восточная философия, особенно буддизм.

Поколения модернистов:

Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вú нсент Ван Гог, французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг.

· Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу, которые подчеркивали иррациональное начало в человеке.

· Поколение 1905 г. – время авангарда (кубизм, футуризм, экспрессионизм и др.): Гертруда Стайн, Томас Манн, Марсель Пруст, Рильке, Музиль, Аполлинер, Вирджиния Вулф, Джойс, Кафка, Эзра Паунд, Дэвид Герберт Лоуренс.

· Поколение 1914 г. – первое подлинно модернистское поколение, ощутившее ограниченность модернизма: Корбюзье, Шагал, Т.С. Элиот, Ч. Чаплин, Пастернак, Селин, Дос Пассос, Фолкнер, Брехт, Хемингуэй, Эйзенштейн.

Особенности организации модернистского текста:

По отношению к модернистскому произведению границ трактовки принципиально не существует. Двойственность восприятия произведения и его оценка – от полного отрицания до полного приятия, и даже допущение этих обеих взаимоисключающих позиций одновременно. Произведение может само по себе как бы не иметь «содержания» и представлять собой «пустоту», которую читателю нужно заполнить самим собой («пустые страницы» Малларме, «новые романы» Н. Саррот и др.). Отсюда возможность безграничного количества равноправных трактовок этих текстов.

Принцип построения модернистского романа резко отличается от классического. Напр., нарушается граница между автором и читателем. Автор = герою = читателю и может отличаться от них только тем, что умеет увидеть и записать увиденное. Принцип полифонии: каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправленную взглядами автора.Модернистское произведение, как правило, демонстрирует невозможность обыденного профанного, стереотипного сознания проникнуть в «герметичную» структуру текста, насыщенного аллюзиями, реминисценциями, цитатами, т.е. элементами интертекста. Установка на «поиск истоков» - без знания классического искусства модернистского искусства не существует.

Модернистский, и особенно авангардистский текст – это своего рода «антипроизведение», как, напр., тексты, относящиеся к абстракционизму в изобразительном искусстве (основы этого искусства заложил Казимир Малевич) и дадаизму в литературе (анархическое разрушение смысла и образности). Модернистский текст также связан с поисками разнообразных средств воздействия на подсознание читателя:

· сюрреализм делает установку на изначально природное начало в человеке (детство разума). «Сверхреальность» как бессознательное. Фиксация галлюцинаций, образов воображения. «Автоматическое письмо», или «психологический автоматизм» - неосознанное скоростное записывание всего, что приходит в голову;

· экспрессионизм обращается к фиксации чувства, которое ничему не подвластно;

· школа «потока сознания» разрушает традиционный сюжет, заменяя его особой техникой письма для передачи форм подсознания.

К модернистским направлениям в литературе ХХ века относят символизм (стадия декаданса), акмеизм, футуризм, дадаизм (стадия авангарда), экспрессионизм, имажизм (Т.С. Элиот), школу «потока сознания» (Д. Джойс), неоавангард 50-60-х гг. – «новый роман» и «антидраму».

АНАЛИЗ " В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ" ПРУСТА

Счастливые дни – это утраченные дни. И страдание наделяет нас мудростью. Несмотря на обращённость к внутреннему миру, к переживаниям рассказчика и его героев, роман Пруста запечатлевает с необычайной конкретностью реальный облик французской жизни на определённом этапе развития французского общества, вернее, довольно узких, но репрезентативных её слоёв. Весь роман – это стихия воспоминаний, переход из одного психологического состояния в другое. Повествование от первого лица. Повествователя зовут Марсель, но полностью его имя не упоминается. Человек больной, умирающий. В начале его одолевает тоска и жесточайшая депрессия, причина которых – утраченное время. Он умирает в одиночестве, потеряв близких и все возможности реализовать свой творческий потенциал.

Роман – песочные часы. Есть ли возможность перевернуть их, повернув время вспять? Да: последняя глава – «Обретённое время». Жанровое своеобразие эпопеи. Всю эпопею нужно рассматривать через призмы разных жанров:

Автобиографический роман (повествование от 1 лица, автора зовут Марсель). Но сам Пруст говорил, что роман не является его личной историей.

Роман-исповедь (последнее, предсмертное слово человека).

Психологический роман.

С точки зрения рассказчика единственно значительными и живыми были его детские и юношеские годы. Время, об утрате которого пишет Пруст, – это время субъективное, течение жизни отдельного человека со всем, что его окружает, т. е. течение жизни каждого поколения. Трагедия утраты «своего» времени – трагедия, возникающая перед каждым человеком и поколением, сама по себе она не приурочена к какой-либо определённой социальной эпохе. Но у Пруста в сочетании с периодом в историческом развитии эта трагедия принимает более конкретный эпохальный характер – намечается коренная переориентация во всех сферах жизни и общества.

АНАЛИЗ " ПРОЦЕСС" КАФКИ

Композиция романа строится по классическому принципу: в начале происходит завязка сюжета (пробуждение Йозефа К. от сна, извещение об аресте и допрос в комнате фройляйн Бюстнер), затем идёт развитие действия (и идёт очень медленно, судя по тому, что первое ходатайство в суд адвокат Гульд пишет на протяжении нескольких месяцев), после чего наступает кульминация (отказ Йозефа от услуг адвоката и выслушивание им глубоко философской притчи «Перед Законом»), вслед за которой следует неожиданная, на первый взгляд, но подготовленная всем ходом повествования логичная развязка (приведение в исполнение смертельного приговора). За что он наказан, Йозеф К. не узнаёт даже тогда, когда его убивают «как собаку» - ножом в сердце.

Все герои романа так или иначе связаны с судебным производством. Бесконечные судейские чиновники разных рангов и мастей, адвокат Гульд, судейский художник Титорелли, сиделка адвоката Лени – все они работают либо на Суд, либо на тех, кто в него вхож. Даже совершенно нейтральная фройляйн Бюстнер (машинистка по профессии), появившаяся в жизни Йозефа К. после его ареста, сразу же хочет заняться юриспруденцией для того, что иметь возможность помочь персонажу оправдаться. Стоит сказать, что на протяжении всего «Процесса» женщины к главному герою так и липнут. Адвокат Гульд объясняет это тем, что они подсознательно видят всех обвиняемых красивыми. Особенно сильно эта черта проявляется в сиделке адвоката – Лени. Она готова дарить свою любовь каждому обвиняемому – и не по очереди, а всем сразу.

Абсурдность жизни показывается Кафкой и через хронотоп произведения. Йозеф К. постоянно сталкивается с судебной системой в замкнутых, душных пространствах – у себя в комнате (и чуть ли не в постели), на чердаке судебной канцелярии, в ателье с наглухо заколоченными окнами. Со временем пространство начинает замыкаться и в пределах обычной жизни персонажа: в окна ему открываются крохотные кусочки стен и крыш соседних домов, внутри помещений его постоянно окружают толпы людей – судебные чиновники, банковские служащие, распущенные девочки-подростки.

Решившийся на самостоятельную защиту, Йозеф К. обрекает себя на смерть уже одним тем, что не желает играть по правилам судебной системы. В этом его трагедия, но в этом и его счастье.

Межвоенный период: пессимизм

Литературная Греция межвоенного времени мало чем отличается от предыдущего периода. После неудачной войны с Турцией 1922, которая лишила Грецию её владений на малоазиатском побережье и принесшая, кроме денежной задолженности своей покровительнице Ангии, около 1, 5 миллиона беженцев, главной заботой греков стало преодоление разорения и нищеты. Снова усиливается приток иностранного капитала в стране, главным концессионером в современной Греции становится ныне американский капитал. В стране происходят резкие социальные сдвиги. Эксплуатация рабочего класса выводит последний на забастовки. Кровопролитные столкновения рабочих с полицией, толпы безработных и беженцев привлекают к себе внимание. Политические партии, ориентируясь на то или иное государство, находились в постоянной борьбе.

Отсюда происходит такой сильный интерес греков к культуре европейских стран. Книжный рынок наполняется переводной литературой. Переводятся французские, немецкие, английские, скандинавские писатели: Антуан Франсуа Прево, Эмиль Золя, Ги Де Мопассан — предмет восхищения читающей публики. Генрих Ибсен, О.Уайльд, Кнут Гамсун — известные в Греции не меньше, чем на Западе. Значительную заинтересованность вызвали и русские писатели — Лев Толстой, Максим Горький, Леонид Андреев.

Политические события, которые подготовили Национальный раскол в Греции, затем свержение монархии и установление диктатуры Иоанниса Метаксаса, развертывание Гражданской войны в Греции и распространение влияния Коммунистической партии Греции в итоге заставляют интеллигенцию обращать взоры в сторону Советского Союза. Интерес к советским поэтам был значительным. Так, издавались сборники стихотворных переводов Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Веры Инбер, Александра Блока, Сергея Есенина.

Все эти поэты — пессимисты-индивидуалисты, одиночки, проходящие мимо общественных событий. Однако в творчестве некоторых из них ярко проявились социальные мотивы

 

Вторая Мировая война - исторический рубеж в развитии мировой культуры и искусства. Формирование " новейшей" исторической эпохи и " постмодернистский" литературный процесс.

Вторая Мировая война (1939- 1945).

Экзистенциализм

После Второй мировой войны получила распространениефилософия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами былифранцузские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, егоможно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научныхтрудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ееотношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, историяХХ в. свидетельствует, что " Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла.Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью, свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческиеценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, являетсяискусство - постоянный творческий бунт.

Пессимистическаяфилософия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино, породила " антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и" Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаютсяотсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения, которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.

Наибольшее распространение реализм приобрел в СССР(Социалистический реализм), где он считался частью официальной идеологии.

Революции 40-х годов в Восточной Европе и некоторых странахАзии, рост коммунистического и рабочего движения привели к распространениюсоциалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствиенового героя - революционера-пролетария, коммуниста; воспеваниекоммунистических идеалов; отображение и оценка жизненных ситуаций с точки зрениямарксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Некоторые исследователиотрицают существование социалистического реализма, утверждая, что это разновидностькритического реализма.

В искусстве стран, которые называли себя социалистическими, доминировали темы Второй мировой войны, классовой борьбы, революции, пафосапреобразований. Начиная с 60-х годов, в официальном искусстве и массовой культуреусилились парадность, эйфорическое захвата действительностью, гигантомания.

В 50-60-х годах развернулась кампания противабстракционизма, борьба с инакомыслием, а в действительности против всех авангардныхтечений. Она привела к игнорированию творчестве художников, которые не вписывались врамки соцреализма. Решающее значение имела партийная принадлежность. Поэтомуавангардисты-коммунисты - П. Пикассо, Р. Гуттузо, П. Элюар и другие -остались без серьезной критикой.

После событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии(1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера закрытых для искусства тем, что привело к массовой эмиграциидеятелей искусства из " социалистического рая". Такова была судьба поэта, прозаика Бориса Пастернака. В 1958 г. он за роман " Доктор Жеваго " был удостоен Нобелевской премии. В СССР он был подвергнутнравственном гонению. Его заставили отказаться от премии, обвинили в продажности.

В 1970 г. другой русский писатель А. Солженицын былудостоен Нобелевской премии. После публикации первого тома книги" Архипелаг ГУЛАГ", в которой он раскрыл правду о системе советскихконцлагерей, А. Солженицын был выслан из страны и лишен советскогогражданства (1974 г.).

Не имел возможности печататься в СССР поэт Иосиф Бродский. Онбыл даже осужден за " тунеядство". В 1972 г. выехал заграницу, а в 1987 г. получил Нобелевскую премию за поэтические произведения.

В противовес официальному искусству начало развиватьсянелегальное искусство " андеграунд", которое стремилось к творческой свободы, независимости от государственных и партийных структур. Проявлением этого был самиздат, подпольные рок-группы, неформальные художественные объединения. Творческая интеллигенция сталаодной из влиятельных сил в демократических революциях 1989-1991 гг

В искусстве социалистического реализма есть немало достижений.В СССР кинорежиссер С. Герасимов, писатель А. Платонов, художник Д. Шмариновсоздали ряд талантливых произведений. Признание получила творчество французскогописателя Л. Арагона (1897-1980). Его роман " Страстная неделя" (1958) исторически и психологически правдиво изображает художника во время " стадней " Наполеона, неделю тяжелых раздумий и колебаний, принципиальных решений осущность своей жизни как офицера, гражданина, человека, художника. В литературеСоветского Союза популярностью пользовались произведения М. Шолохова, А. Гончара, Ч. Айтматова.

Продолжал свои поиски испанский художник СальвадорДальше. В егопроизведениях отражаются сокровенные уголки человеческого разума. Большинство его образовнапоминают химер с человеческими чертами. Реальные люди на картинах изображались намв вымышленном среде. Его картины возбуждают мысль и заставляют задуматьсянад философскими проблемами человечества.

Чилийскоепоэт Пабло Неруда (1904-1973) стал известным благодаря сборнике стихов " Испанияв сердце ", напечатанной во время его дипломатической работы в Испании в годыгражданской войны. Главным его произведением стала эпическая поэма " Общаяпесня ", посвященная судьбе Латинской Америки с древнейших времен до серединыХХ в. Это произведение является одним из шедевров мировой литературы и памятникомсамосознания латиноамериканцев.

Глубокийслед в искусстве оставили художники-коммунисты Ренато Гуттузо и Андре Фужерон, воплотивших в живописи принципы неореализма. Всемирноизвестными стали рисунки Херлуфа Бидструпа и Жана Еффеля, работавших в жанрекомикса, предоставив ему гуманистического и политическую окраску.

Поискиновых форм в реализме привели к распространению в 60-х годах гиперреализма. Впроизведениях гиперреализма сюжет не имеет никакого значения. Используя искуснуютехнику, художники пытаются документально передать цвет и форму предмета, имитируя фотографию.

Развитие литературы

Вехами художественного осмысления фронтовой войны сталипослевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка, Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченногопоколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора ФрицаКремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства исилу духа узников концлагерей.

Бурные события ХХ века дали многим писателямповод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности инарода, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) " Лисы в винограднике", " Мудростьчудака ", " Гойя ". Латиноамериканский роман, яркопредставлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказалио трагической судьбе коренного населения, засилье монополий, злоупотреблениедиктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская прозаотличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо, а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.

В 50-х годах в литературе появляются " разгневанныемолодые люди " - английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбумолодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободулица и его право на самовыражение. " Разгневанные" и американские" Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Реализм стал важным орудием в освещении злободневныхпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателяРокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа " Охотник" показанонеразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности иобщества в целом.

Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна " Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)" Тихий американец", " Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

НОВЕЙШАЯ ЭПОХА, НАСКОЛЬКО Я ПОНИМАЮ, ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ПОСЛЕ МОДЕРНИЗМА, ВОЙНЫ И ТД И ОТСЮДА КАК РАЗ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОСТМОДЕРНИЗМ

Литературный процесс (литпроцесс) — жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах. Во втором случае процесс составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения.

Постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки.

В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает - " все, что после модернизма"). В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала " культурная опосредовавность", или, если говорить кратко, цитата. " Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны", - как-то обронил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре - это цитата.

Другой фундаментальный принцип П. - отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но П. вообще отказывается решать и признавать эту проблему.

П. был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.

На место пародии классического модернизма в П. стал пастиш.

Место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст, гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.

В основании литературы постмодернизма лежит понятие игры, далеко ушедшее от романтической иронии. Игра в постмодернизме заполоняет все и поглощает саму себя, ведет к утрате цели и смысла игры. Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живем в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демократиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тотальному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления. Утрачивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции. Становится невозможно отличить важное от неважного, выделить главный смысл любого понятия. Идею отсутствия абсолютов, конечных истин, идею о том, что действительность дана нам только в различиях между ее явлениями, наиболее последовательно развивали французские постструктуралисты Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и Франсуа Лиотар. Эти философы проповедовали отказ от всей традиции классической философии, пересмотр всей системы научного знания, и их необычайно сложным, " прорывным" работам окончательную оценку еще даст время.

АНАЛИЗ ПОЭМЫ " МОСКВА- ПЕТУШКИ" В. ЕРОФЕЕВА

Феномен поэмы, вероятно, в том, что она одновременно и уникальна, и типична, так как моделирует сущностные особенности литературного текста второй половины XX века. Дело не в иронии (С. Довлатов, скажем, не менее ироничен, а романтическая ирония не менее драматична), не в трагизме (русский XX век знает «Requiem» А. Ахматовой и «Тихий Дон» М. Шолохова), не в имитации потока сознания, не в правде о российском питии, не в обнаженной исповедальности, сдобренной противоиронией и не в постмодернизме, не в «пластах», «уровнях» или подтексте, и не в ограниченности частных методологий, хотя все это есть.

Загадка поэмы в том, что всякое ее понимание убедительно и не противоречит другим. Она опровергает привычные представления об интерпретациях как вариантах некоего инварианта, потому что в ней нет (или пока невозможно найти) доминанты. Ее можно читать так и эдак, и все будет «правильно», убедительно, доказательно и не будет противоречить другим толкованиям даже в пределах одной социокультурной группы (в данном случае это профессиональные филологи).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал