Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературная фантастика второй половины XX в. как яркий образец «игровой» стратегии творчества. Футуристические прогнозы в творчестве Р. Брэдбери.
Во 2-й половине 20 в. фантастический импульс находит себе выход в основном в области научной фантастики, однако иногда он вызывает качественно новые художественные явления, например трилогия англичанина Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (1954—1955), написанная в русле эпической фантастики, романы и драмы Кобо Абэ, произведения испанских и латиноамериканских писателей (А. Састре, Хулио Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование фантастики, когда внешне реалистическое повествование имеет символико-иносказательный оттенок и даёт более или менее зашифрованную отсылку к какому-либо мифологическому сюжету (например, «Улисс» Дж. Джойса, «Кентавр» Дж. Апдайка, «Корабль дураков» К. А. Портер). Сочетание различных возможностей фантастики являет собой роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Всё это является ярким образцом «игровой» стратегии творчества. Игровая стратегия (Й. Хейзинга, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Г. Дебор и др.) связывает истоки и законы функционирования культуры с ифой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная стратегия указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере (цель игры - в самой игре). Реализуя себя как сфера свободы от внешней необходимости, игра одновременно организуется в соответствии с собственными правилами, безусловность и вневременность которых дарует зрителю или игроку ощущение сопричастности к более подлинной и совершенной реальности по сравнению с суетностью будней. Притягательность игры - в даруемой ею возможности человеку осуществить и пережить новый опыт, значительно расширяющий его собственный. Условием игры является ее локализация в рамках своего пространства, обеспечивающая исключительность и праздничность игровой ситуации. Культура при этом рассматривается как множество локальных игровых континуумов, свободная игра творчества, ориентированная на индивидуальную интерпретацию вечных тем и сюжетов. Футуристические прогнозы в творчестве Р. Брэдбери. Наушники Герои романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», вышедший в 1953 году, носили радиоприемники-втулки под названием «ракушки». Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плееров, первая модель которых появилась только через 26 лет после выхода романа. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Брэдбери. Социальная сеть В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о «стенах» – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения. Телевизоры с плоским экраном Члены футуристического общества, описанного в книге «451 градус по Фаренгейту», столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам, размером во всю стену. Автомобили с искусственным интеллектом В рассказе Рея Брэдбери «Пешеход» фигурирует «умная» машина, которая сама арестовывает главного героя и увозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в «Пешеходе», и значительно менее совершенные, чем фантастические автомобили Брэдбери. Банкоматы В книге «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери пишет о машинах, сильно напоминающих современные банкоматы. По книге, пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам. 40. Экзистенциальный конфликт личности и постиндустриального общества в произведениях Д. Сэлинджера и К. Кизи, их близость к идеологии анархических молодежных движений второй половины XX века. (не уверенна) Кен Кизи — Пролетая над гнездом кукушки: Сэлинджер «Над пропастью во ржи»:
|