Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуация.
Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто посещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение». - Анна! — воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. — Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе. - Я проходила вводное обучение в страховой компании, где работаю последние 18 месяцев, — ответила Анна. — А как у тебя дела? - Я работаю в рекламном агентстве «Альбатрос». Я там уже почти год, — сказала Лида. - Интересно, что это за организация? — спросила Анна. — Я слышала, что это достаточно жесткая контора. - Я не знаю, откуда у тебя такая информация, — ответила Лида, — но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продвижение. Не получившие продвижение в компании долго не задерживаются. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду. Анна сочувственно взглянула на подругу. - У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это - Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все результаты. Я большему научилась от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие люди, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала. - Тебе нравится то, что ты делаешь? — спросила Анна. - Да, это очень интересная работа, — ответила Лида. — Она сложнее того, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как увидеть в своем начальнике что-то хорошее. Ты видишь, мне это крайне необходимо. Обе некоторое время сидели тихо. Наконец Анна сказала: - В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной? - Я бы пошла, Анна, — сказала Лида, — но я взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно? - Да, конечно, — ответила Анна, — после того, как нас обеих повысят. Они обе засмеялись, и Анна потянулась за своим пальто.
Семинарское занятие 3 «Стили организационного поведения» Цель. Закрепить представления о составе, содержании и особенностях проявления различных стилей поведения. Задание. Используя типологию стилей организационного поведения из табл. 3, проиллюстрируйте представленные в ней стили примерами из вашей практики и проанализируйте особенности каждого из стилей.
Таблица 3. Типология стилей организационного поведения
Семинарское занятие 4 «Тест на определение типа личности (типа А и В)» Цели: определить, какой тип личности вам более соответствует (А или В); понять, как влияет тип личности А (В) на поведение человека в практической ситуации; уяснить для себя, опасно ли быть человеком типа А (В), и сделать практические выводы. Шаг1. Заполните табл. 4, выделив в ряду цифр ту, которая лучше отражает ваше поведение (словесные описания соответствуют крайним цифрам). Таблица 4. Тест на определение типа личности
Шаг 2. Подсчитайте ваши очки, суммируя отмеченные цифры. Затем умножьте полученную сумму на 3. Шаг З. Определите свой тип личности. Количество очков и тип личности связаны следующим образом:
Шаг 4. Ответьте на следующие вопросы. 1. Сколько вы набрали очков? 2. Какому типу личности соответствует это количество очков? 3. Сравните свой результат с результатами других членов группы. 4. Какое поведение характерно для каждого типа личности? Шаг 5. Определите влияние типа личности на реакцию человека в следующей ситуации. Ситуация: «Вы недавно стали старшим кассиром в отделении банка. У вас в подчинении находится 10 кассиров. Ваше отделение имеет самые плохие показатели работы. Вам было сказано, что если вы не сможете исправить положение в течение 2 месяцев, То будете уволены. Вы не можете позволить себе потерять эту работу. Предварительные встречи и обсуждение ваших предложений с кассирами показали, что их раздражает ваше присутствие, и они будут активно сопротивляться любым переменам». Как вы разрешите эту ситуацию? 1. Разделитесь на группы по 4-6 человек с одинаковыми типами личности. 2. Сравните ваши действия в этой ситуации с действиями других членов группы. Сходны ли они? Что в них общего? 3. Совместно разработайте план разрешения этой ситуации. 4. Сравните ваш план с планами групп, куда входят люди с другими типами личности. Похожи ли они? 5. Какой тип личности был бы более подходящим для старшего кассира в данной ситуации? Семинарское занятие 5 Ситуационные упражнения (задания) Руководитель направляет двух работников в командировку, но один наотрез от этого отказывается, мотивируя плохими межличностными отношениями между ними. Вы говорите: … Ситуация 2 Ваш сотрудник подал заявление об увольнении по собственному желанию. Когда вы через два дня спрашиваете его о причинах, он говорит: «Как раз с вами я бы не хотел обсуждать этот вопрос». Вы говорите: … Ситуация 3 В возглавляемый вами отдел принят новый сотрудник. Он добросовестно работает и со вкусом одевается. Сравнив мысленно себя с ним, вы приходите к выводу, что ваш внешний вид оставляет желать лучшего. А тут еще распространилась среди подчиненных шутка насчет ваших брюки покроя пиджака. Как вести себя в этой ситуации? Ситуация 4 В строительной организации диспетчер не вовремя предоставил водителю грузовой машины соответствующие документы, и водитель уехал за товаром со старыми данными. Диспетчер дозвонился до склада уже после того, как машина была загружена. Водитель не стал слушать диспетчера и перезагружать машину, что послужило причиной срыва поставок нужных материалов на объект. Какое наказание применить? Кто виноват? Ситуация 5 Вы — начальник строительной организации. Вы дали задание главному менеджеру. Он его выполнил, но вы знаете, что он его выполнил не своими силами (его работу сделал младший сотрудник). Главный менеджер в связи с успешным завершением задания просит поощрения. Как вы поступите? Что вы скажите главному менеджеру? Ситуация 6 На участке допущен брак. Никто не признался в его совершении. Мастер заявил, что если к концу смены не будет установлен виновник, весь участок лишится премии. Перед окончанием смены один из рабочих признал свою вину и был наказан соответствующим распоряжением. Однако через два дня к мастеру пришел другой рабочий и заявил, что брак допустил в тот день именно он. Какие действия вы предприняли бы на месте мастера? Ситуация 7 Произошла поломка оборудования. Для ее устранения потребовалось бы много времени. Один рабочий, рискуя жизнью, быстро устранил неисправность. Весь цех восторгался его поступком. Начальник цеха, узнав о случившемся, поблагодарил рабочего, а мастера освободил от работы. Как бы вы поступили на месте начальника цеха? Ситуация 8 Вы проводите обсуждение итогов года с вашим сотрудником. Результаты его работы в общем вполне позитивные. Сотрудник, ссылаясь на это, настаивает на повышении зарплаты. Вы знаете, что в настоящее время на это отсутствуют средства. Вы говорите: … Ситуация 9 Рабочий попросил у начальника отпуск на четыре дня в связи с бракосочетанием — именно такой отпуск был предоставлен ранее другому рабочему. Начальник в соответствии с законодательством разрешил выйти на работу через три дня. Рабочий самовольно прибавил еще день. Как вы отреагируете на проступок рабочего? Ситуация 10 Один из подчиненных опаздывает на работу в третий раз за последние три недели. До сих пор вы не говорили с ним об этом, надеясь, что это больше не повторится. Опаздывая в третий раз, этот сотрудник на бегу сталкивается с вами. Вы говорите: … Ситуация 11 Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как следует поступить? А. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз. Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать материально. В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности на собрание коллектива. Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требования к нему и контроль над ним. Ситуация 12 Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он может хорошо его выполнить. Но вдруг вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, в результате чего задание к сроку не было выполнено. Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: ___________ Ситуация 13 Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему по-своему. Вы понимаете, что его решение лучше вашего. Вы говорите: _______________________________________ Ситуация 14 Руководитель дает подчиненному задание приобрести оборудование определенной марки. Подчиненный пытается объяснить, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но руководитель приводит внешне весомые аргументы в пользу своего решения. Через некоторое время мнение подчиненного подтверждается, и оборудование демонтируется. Руководитель вызывает к себе подчиненного, чтобы проанализировать причину неудачи. Что вы ответите на месте подчиненного? Семинарское занятие 6 «Характеристики карьеры работника» Цель. Усвоить состав и содержание характеристик карьеры работника. Задание. Выделите и проранжируйте по частоте применения характеристики карьеры работника, заполнив табл. 5 Таблица 5. Ранжирование характеристик карьеры работника
2. Практическое упражнение «Этапы и стадии управления карьерой работника» Цель. Получить и усвоить знания об организации построения и осуществления карьеры работника. Задание. Расставьте порядковые номера штатной (наиболее часто реализуемой) последовательности основных этапов и стадий одного цикла процесса управления карьерой работника. Таблица 6. Последовательность этапов и стадий управления карьерой работника
Семинарское занятие 7 «Этапы развития группы» Цель. Приобрести навыки анализа роли и поведения руководителя группы на различных этапах ее развития. Задание. Проанализируйте предложенные варианты поведения руководителя и определите, для какого этапа развития группы они характерны, заполнив табл. 7 Таблица 7 Поведение руководителя на различных этапах развития группы
Варианты поведения руководителя. 1. Обеспечивает координацию деятельности специализированных членов группы. 2. Отстаивает свои позиции, утверждает свой авторитет. 3. Принимает участие в выработке правил взаимодействия в группе. 4. Организует работу группы, обеспечивает ее ресурсами. 5. Поощряет или наказывает членов группы по результатам трудовой деятельности. 6. Отстаивает точку зрения группы при взаимодействии с другими группами. 7. Подводит итоги деятельности группы по выполнению целевого задания и вносит предложения о нецелесообразности дальнейшего существования группы. 8. Организует групповые дискуссии для решения сложных групповых проблем. 9. Устраняет внутригрупповые конфликты.
Семинарское занятие 8 «Сокращение трудовой пассивности» Цель. Получить опыт разработки способов воздействия на группу с целью сокращения возможностей проявления трудовой пассивности. Задание. Разработать план действий по сокращению трудовой пассивности группы продавцов. Ситуация. Вы — менеджер оптово-розничного магазина, занимающегося продажей строительных материалов и других товаров для оформления интерьера дома (пиломатериалов, сантехники и т. д.) как коммерческим заказчикам, так и индивидуальным покупателям. Сотрудники магазина организованы в три группы. 1. Группа из шести кассиров, которые проверяют продукты, отобранные покупателями на местах. 2. Группа из пяти продавцов, помогающих посетителям находить необходимые им товары на полках. Кроме того, они расставляют товары по полкам и пополняют запасы. 3. Группа из четырех сотрудников, которые обслуживают оптовых покупателей. Заработная плата у всех сотрудников пропорциональна числу отработанных часов. Кассиры и продавцы получают минимальную ставку, а сотрудники, работающие с оптовыми покупателями, получают полуторную минимальную ставку. Вы удовлетворены работой кассиров и сотрудников по работе с оптовыми клиентами, однако у вас создалось впечатление, что продавцы на местах прилагают мало усилий. В ряде случаев посетители жалуются, что не могут найти необходимые товары, и вы сами их отыскиваете, причем некоторые продавцы в это время не заняты. Продавцы не кажутся слишком загруженными, и их нагрузка за последнее время не увеличилась, хотя они должны вести учет дополнительной работы, в том числе по раскладке новых товаров и пополнению товаров на полках. Вы часто видите, как члены этой группы болтают друг с другом, выходят покурить за магазин, звонят по личным делам и устраивают больше перерывов, чем им положено.
Семинарское занятие 9 «Групповое поведение» Цель. Проверить свои знания о групповом поведении в организации. Задание. Проанализируйте предложенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны. 1. Группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели. 2. Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Именно роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и преданности ей. 3. Ролевой состав группы должен отражать специфику задания. 4. Эффективность работы группы зависит от баланса ролей. 5. В группе снижается уровень мотивации высококвалифицированных сотрудников. 6. Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие. 7. Сильная преданность группе ее членов способствует высокой производительности труда. 8. Чтобы стать неформальным лидером группы, человек должен уметь помочь ей в достижении целей. 9. Член группы может выполнять в ней только одну неформальную роль. 10. Если у группы несколько целей, то лидерство может переходить от одного ее члена к другому в зависимости от приоритетности решаемых задач. 11. Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаимодействия членов группы друг с другом. 12. Если в группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает. 13. Чем больше разница в возрасте, тем ниже групповая сплоченность. 14. Групповая поляризация может привести к конфликтам в группе. 15. Групповая производительность не зависит от преданности группе ее членов. 16. Стремление членов группы быть «командными игроками» может привести к групповому единомыслию. 17. Руководитель не должен учитывать в своей работе существование неформальных групп. 18. Для повышения эффективности работы руководитель должен пресекать все попытки формирования неформальных групп в трудовом коллективе. 19. Чтобы избежать группового единомыслия, руководитель должен поощрять групповые дискуссии и даже конфликты в процессе принятия решений в группе. 20. Групповое сотрудничество эффективно и с точки зрения производительности, и с точки зрения удовлетворенности членов группы. 21. Эффективность групповой работы не зависит от сплоченности группы. 22. Эффективность работы группы — важная составляющая эффективности работы организации в целом. Семинарское занятие 10 «Автомобильный салон» Цель. Отработать навыки анализа реальной ситуации.
|