Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. «Нормированный сервис» в советской повседневности: карточная система в СССР






Нынешнему поколению, растущему в условиях рыночной экономики, выражение «карточное снабжение», в лучшем случае, напоминает о талонах на водку, сигареты и сахар эпохи Горбачева и огромных очередях в надежде их отоварить. А слова «категория снабжения», «литеры», «абонементы» и прочие выражения вообще звучат как «китайская грамота». Сегодня только профессиональные историки и люди старшего поколения знают, что значительная часть советской истории связана с нормированным снабжением.

Советская власть с самого первого дня озаботилась проблемами нормирования снабжения населения продуктами и промышленными товарами. Уже в обращении II съезда советов к «Рабочим, солдатам и крестьянам» декларировалось, что Советская власть «озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню».[365] В целях решения хлебного вопроса в начале ноября 1917 г. ЦК партии направил в Сибирь группу работников для организации доставки продовольствия в центр страны. Одновременно в самом Петрограде специально созданная разгрузочная комиссия обследовала все станции Петроградского железнодорожного узла, обнаружив 2500 вагонов с 2, 5 млн пудов различных продуктов. В конце октября – начале ноября Петроградский ВРК направил в губернии отряды кронштадтских матросов для прекращения расхищения продовольственных грузов и для урегулирования продовольственного дела. Одновременно на местах формировались продовольственные отряды рабочих и солдат: уже до 7 ноября в деревню было направлено более 7 тыс. матросов, солдат и рабочих, которые имели предписание получить хлеб путем добровольной продажи по твердым ценам или обмена на товары, или (на крайний случай) путем реквизиции.[366] По декрету СНК «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» от 28 октября (10 ноября) 1917 г. в целях борьбы со спекуляцией продовольствием новое правительство России пошло на временную отмену права неприкосновенности жилища. Вооруженные рабочие-красногвардейцы и солдаты получили право производить обыски без разрешения на то судебных властей и право реквизиции всех частных продовольственных запасов, превышающих установленные городом размеры.[367]

В воззвании ВРК к населению Петрограда от 28 октября программа продовольственной деятельности была сформулирована вполне определенно: назначение комиссаров во все продовольственные органы и учреждения (интендантские и городские склады и холодильники, мельницы) и их охрана.[368] Между 20 ноября и 15 декабря ЦК партии направил циркулярное письмо местным партийным организациям, в котором намечены такие первоочередные мероприятия, как контроль над производством и распределением продуктов, реквизиции складов и запасов продовольствия у спекулянтов, разгрузка железнодорожных путей, контроль над продвижением грузов, налаживание товарного обмена с деревней и т.п.[369]

Центральной задачей Народного комиссариата продовольствия стала организация в общегосударственном масштабе заготовок и продовольственного снабжения. Декретом ВЦИК 9 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура: Наркомпроду были предоставлены чрезвычайные полномочия по борьбе с укрывательством и спекуляцией хлебом, а также по принудительному изъятию продовольствия. Постановлением Наркомпрода к декрету от 13 мая 1918 г. крестьянскому населению были установлены нормы душевого потребления - 12 пудов зерна, 1 пуд крупы на год и т.п.[370]

Одновременно декретом ВЦИК и СНК от 27 мая 1918 г. в исключительное ведение Наркомпрода были переданы функции снабжения населения продовольствием и предметами первой необходимости и организация распределения этих предметов в общегосударственном масштабе.[371] Кроме того, регламентировались и нормы провоза продовольствия на железнодорожном и водном транспорте. Например, согласно «Положению о заградительных реквизиционных отрядах, действующих на железнодорожных и водных путях» (август 1918 г.), разрешалось провозить на одно лицо не более 30 фунтов продовольствия (мука и зерно не могли входить в состав этих продуктов), в том числе до 3 фунтов масла и не более 5 фунтов мяса.[372]

Первые же мероприятия советского правительства были направлены на подтверждение и закрепление сложившейся еще при Временном правительстве карточной системы на продукты. Так, благодаря мерам, предпринятым органами советской власти, 30 ноября 1917 г. паек населению Петрограда был увеличен до 3/4 фунта хлеба в день, а к концу года к нему выдавалось еще и по 1 фунту муки.[373] Однако, к лету 1918 г. смешанная, распределительно-ограничительная карточная система, когда покупатель мог свободно отоварить карточки в определенных магазинах, но без гарантии государства, в силу катастрофического ухудшения экономического положения в стране, перестала работать. В июне 1918 г. по инициативе Г.Е. Зиновьева в Петрограде вместо общегражданского распределения был введен классовый паек. С сентября он был установлен в Москве и далее по стране. Население делилось на 4 категории по социально-классовому и поло-возрастному признакам:

1-я: рабочие, занятые в особо тяжелых условиях, кормящие матери и беременные женщины;

2-я: рабочие, занятые тяжелым физическим трудом, женщины-хозяйки с семьей не менее 4-х человек, дети от 3 до 14 лет, инвалиды 1 категории;

3-я: остальные рабочие и служащие, дети с 14 до 17 лет, безработные, пенсионеры инвалиды;

4-я: все «нетрудовое» население.

Для примера, количество нормированного отпуска продуктов соотносилось в Москве как 4: 3: 2: 1, а в Петрограде как 8: 4: 2: 1. Причем устанавливалась очередность отоваривания карточек: вначале для 1 и 2 категорий, а затем – для 3 и 4 «в пределах возможности».[374] В апреле 1919 г. Пленум ЦК партии принял решение о введении единого трудового пайка, которое уравнивало в правах советских служащих с рабочими.[375] А в январе 1920 г. все население советской России было в очередной разделено на 4 группы:

1-я - рабочие, занятые во вредном производстве и в горячих цехах (2 фунта хлеба в день);

2-я - рабочие «ударных» производств (1, 5 фунта);

3-я - прочие рабочие и служащие (1 фунт);

4-я - «группа б», в которую входили граждане, не занимающиеся физическим трудом (0, 5 фунта).[376]

При этом в годы Гражданской войны продолжало действовать постановление Временного правительства от 24 сентября 1917 г. «Об установлении правил и порядке снабжения железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих продовольствием», в соответствии с которым железнодорожные служащие снабжались по ведомственной линии.[377]

Но если данная система нормированного снабжения может быть объяснена условиями Гражданской войны, то карточная система первой половины 1930-х годов пришлась на мирные годы и стала следствием «индустриального рывка». Продовольственные трудности в стране начались еще весной 1927 г., а с конца октября продовольственная ситуация в промышленных районах резко ухудшилась. Перебои с хлебом в магазинах и цепная реакция повышения цен вызывали хронические очереди за продуктами питания даже в столице. С декабря 1927 г. очереди стали обычным явлением, а к лету 1928 г. «хвосты» за хлебом, хлебные карточки или их суррогаты существовали уже в различных концах страны. Решение о введении всесоюзной карточной системы было приято только 14 февраля 1929 г., однако, из-за бюрократической волокиты процесс составления и утверждения списков в ряде регионов затянулся до середины апреля.[378] Снабжение получавших карточки представляло сложную иерархию категорий и зависело от близости к индустриальному производству. Преимущества в снабжении имели особый и первый списки, куда вошли ведущие индустриальные предприятия Москвы, Ленинграда, Баку, Донбасса, Караганды, Восточной Сибири, Дальнего Востока и Урала. Потребители особого и первого списков составляли только 40% в числе снабжаемых, но получали львиную долю государственного снабжения - 70-80% всех фондов. Тогда как во второй и третий списки снабжения попали малые и неиндустриальные города, предприятия стеклофарфоровой, спичечной, писчебумажной промышленности, коммунального хозяйства, хлебные заводы, мелкие предприятия текстильной промышленности, артели, типографии и пр. Они снабжались из центральных фондов лишь хлебом, сахаром, крупой и чаем, причем по гораздо более низким нормам.[379]

В мае 1932 г. в условиях нараставших продовольственных трудностей и голода в ряде регионов страны правительство приняло ряд запоздавших и половинчатых мер, которые должны были стимулировать труд крестьян. В частности, постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 г. и развертывании колхозной торговли хлебом» от 6 мая 1932 г. предусматривало, что после выполнения плана хлебозаготовок 1932 г. и образования семенных фондов, с 15 января 1933 г., колхозы и колхозники получали «полную возможность беспрепятственной продажи излишков своего хлеба по своему усмотрению как на базарах и рынках, так и в своих колхозных лавках». Аналогичное постановление о плане скотозаготовок и свободной торговле мясом после его выполнения было принято 10 мая. Впрочем, реально на кризисное положение сельского хозяйства эти меры не повлияли, как и не смогли предотвратить распространявшийся голод. Более того, в связи с нараставшим голодом правительство приняло ряд административно-репрессивных мер с целью не допустить наплыв голодающих крестьян в относительно благополучные города и сократить численность контингентов населения, находившихся на централизованном снабжении. В частности, 27 декабря 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».[380] В связи с паспортизацией в начале 1933 г. было произведено массовое выселение из крупных городов «неблагонадежных» жителей, которым по разным причинам не выдавали паспорта и одновременно лишали карточек.

Справедливости ради следует заметить, что отмена продуктовых карточек с 1 января 1935 г. привела к обострению продовольственных трудностей в стране с осени 1936 г. Хлебный кризис, неуклонно развиваясь, привел к голоду в ряде районов в конце зимы и весной 1937 года. Недостаток зерна породил и мясную проблему, начался массовый забой скота. В городах распространились огромные очереди за продуктами, повсеместно отмечались факты ажиотажного спроса, распространения панических слухов и роста социального напряжения. Началось стихийное, не санкционированное руководством страны, возрождение карточной системы. Местное руководство «прикрепляло» людей к магазинам, создавало закрытые распределители на производстве и устанавливало нормы потребления.[381] Рекордный урожай 1937 г. ослабил угрозу голода. См.:

2Сложности продовольственного снабжения начали отмечаться уже с ноября 1936 г. На весну 1937 г. пришелся пик продовольственного кризиса, сопровождавшийся не только колоссальными очередями и стихийным восстановлением карточной системы, но и голодом во многих районах страны. Помимо урожайных лет, проблему продовольственного снабжения отчасти сняло постановление СНК СССР от 5 апреля 1939 г., обязывавшее народные суды рассматривать дела о спекуляции в 5-дневный срок и проводить показательные судебные процессы над злостными спекулянтами.[382] Однако, апофеозом нормированного снабжения, несомненно, стала карточная система 1941-1947 гг.

*****

Советскому зрителю запомнилась сцена из фильма «Место встречи изменить нельзя», где жесткий и грубоватый начальник МУРа Глеб Жеглов, блестяще сыгранный Владимиром Высоцким, отдает свои хлебные карточки женщине, у которой их украли в самом начале месяца. Утерянные карточки и талоны не возобновлялись, поэтому семью этой женщины ожидал голодный месяц. Делая столь благородный жест, Жеглов рассчитывает на то, что они смогут протянуть этот месяц на карточки своего заместителя Володи Шарапова (актер Владимир Конкин). К слову сказать, его расчеты в целом были оправданы, так как работники милиции (и начальствующий состав, и простые милиционеры) получали хлебные карточки по группе рабочих 1-й категории.[383]

Впрочем, проблеме нормированного снабжения в годы войны не очень повезло и в исследовательском плане. Если за рубежом появилось много работ, посвященных продовольственному вопросу во Второй мировой войне, то советские экономисты и историки до 1960-х гг. не опубликовали ни одной монографии по продовольственной проблеме военных и первых послевоенных лет. В этот период продовольственная проблема в исследовательском плане ограничивается несколькими небольшими работами. Исследования в этой области до конца 1980-х гг. определялись в целом схемой, заложенной бывшим министром торговли СССР А.В. Любимовым.[384] Хотя, как признал во введении к книге А.И. Микоян, «автор не ставил своей целью дать глубокий анализ организации снабжения населения в такой тяжелый период, как Великая Отечественная война».[385] Любимов соглашался с тем, что множественность норм снабжения и видов дополнительного питания усложняла работу торговых предприятий, бюро по выдаче карточек, планирующих и контрольных органов, но в целом, по его мнению, дифференциация норм снабжения себя оправдала. При этом, по вполне понятным причинам, он практически обошел вопрос о продовольственном снабжении номенклатуры разных уровней, упомянув лишь обеды сверх карточек и возможность приобретать «определенное количество товаров сверх карточек в специальных магазинах по лимитным книжкам».[386]

В конце 1970-х гг. авторы многотомной «Истории социалистической экономики СССР», подчеркнув особенности карточной системы в годы войны (определенную устойчивость норм выдачи продуктов и стабильность розничных цен на товары, отпускаемые по карточкам), одновременно обратили внимание на отрицательные стороны карточной системы: ослабление значения денежной зарплаты как основного экономического рычага стимулирования производства; уравнительность в нормах снабжения, независимо от квалификации работника; ухудшение ассортимента и качества продукции; замедление реализации отдельных товаров; рост расходов на содержание аппарата карточных и контрольно-учетных бюро (26 тыс. сотрудников); множественность цен и спекулятивную перепродажу части нормированных товаров.[387] Но в целом исследователи были поставлены в жесткие рамки официальной концепции Великой Отечественной войны, когда все научные изыскания по истории тыла должны были сводиться к подтверждению преимущества социалистической системы над капиталистической. Слабо изучалось положение разных слоев населения в годы Великой Отечественной войны, не уделялось должного внимания материально-бытовым трудностям этого времени.

Одной из причин сложившегося историографического положения в данной сфере была закрытость соответствующих архивных фондов в советское время. Первый и единственный статистический сборник по истории народного хозяйства СССР в 1941-1945 гг. был подготовлен в 1959 г., но лишь в 1990 г. он был рассекречен и издан Госкомстатом СССР. Определенные исследовательские трудности создавала разбросанность материалов по многочисленным фондам РГАЭ и отсутствие сколько-нибудь значимого комплекса документов в фонде Управления нормированного снабжения, [388] которое было образовано в составе Наркомата торговли СССР только в 1944 г., а первый сохранившийся отчет за 1944 г. датирован апрелем 1945 г.

Что касается историографии последних лет, то обращает на себя внимание тот факт, что исследование продовольственного вопроса осуществляется, главным образом, на региональном уровне[389]. Кроме того, появились работы, в центр которых поставлена карточная система снабжения продовольственными товарами как некое целое[390]. И, наконец, постепенно акцент смещается на представление карточной системы, как источника социальной напряженности в военном и послевоенном советском обществе.[391] Однако снабжение населения хлебом, несмотря на то, что он являлся основным продуктом централизованного снабжения (доля государственных рыночных фондов в потребленных городами хлебе и муке (в переводе на хлеб) и в 1942 г., и в 1944 г. составляла 96%.), [392] не стало предметом отдельного разговора.

В основе снабжения населения в годы Великой Отечественной войны лежало государственное централизованное нормированное распределение хлеба, продовольствия и промышленных товаров. По возможности учитывался опыт карточной системы 1928-1935 гг., но карточная система, вводившаяся с 1941 г., с самого начала строилась по принципу полной централизации. Тогда как до 1931 г. не было единой системы отнесения населения к тем или иным группам, и отсутствовала централизация в установлении норм.

Исключение из общих правил составляла карточная система в Ленинграде периода блокады, где месячная норма выдавалась частями, а по некоторым продуктам - в семь сроков. Такой порядок способствовал равномерному потреблению продуктов в течение месяца, что было совершенно необходимо при весьма низких нормах снабжения. В числе прочих были введены более мелкие, чем в целом на территории СССР купюры карточек на хлеб - 50 г вместо 100 г. Еще 18 июля 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Постановление СНК СССР № 1880 “Об организации коммерческой торговли в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей”, которым, в частности, устанавливались следующие повышенные цены: 2 рубля за килограмм ржаного хлеба и 5 рублей за килограмм пшеничной муки 2-го сорта.[393] Но после того как фашистам удалось блокировать город и разбомбить основные городские склады с зерновыми продуктами, и осажденный Ленинград оказался отрезанным Ладожским озером от основных запасов муки и крупы, выделение рыночных фондов прекратилось. В условиях блокады все продовольственные ресурсы для снабжения как армии и флота, так и гражданского населения были сосредоточены в одних руках - в распоряжении Военного Совета Ленинградского фронта, устанавливавшего собственные уменьшенные нормы снабжения. Даже в период становления проезжего льда по Ладожскому озеру ресурсы продовольствия в городе еще больше сократились, что повлекло второе снижение норм выдачи продовольствия гражданскому населению. Согласно введенным с 13 ноября 1941 г. продовольственным нормам, рабочим выдавалось 300 г хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - 150 г. Однако и эти нормы снабжения хлебом не соответствовали имевшимся ресурсам, поэтому с 20 ноября 1941 г. в третий раз были уменьшены нормы выдачи хлеба горожанам - 375 г в день для рабочих горячих цехов, 250 г для всех остальных рабочих и ИТР и 125 г - для служащих, иждивенцев и детей.

При этом выдаваемый по карточкам хлеб выпекался из дефектной ржаной муки и различных примесей, достигавших порой половины веса. Еще 15 апреля 1941 г. Наркомторг СССР приказом за$№ 172 утвердил “Правила качественной приемки и хранения продовольственных товаров”, среди которых находились и те, что в первую очередь попадут в списки нормированных продуктов: хлеб, мука, крупа, макароны, сахар и пр. Вот, например, требования к хлебу: “весовой (ржаной и пшеничный) хлеб и булочные изделия должны иметь гладкую поверхность без крупных трещин и надрывов, без подгорелости и излишней бледности, без отслоения корки от мякиша, не липкий и не влажный, без комочков или следов непромеса, с равномерной пористостью, без признаков запаха, эластичный и не крошковатый, без признаков горечи и посторонних привкусов и без хруста, без затхлости и посторонних запахов. Окраска поверхности, толщина корок и отделки (внешний вид) должны соответствовать стандарту”.[394] Но война устанавливала свои правила. Осенью 1941 г. в Ленинграде к муке подмешивали фуражное зерно, отруби, жмыхи, шрот и различные суррогаты, которые еще недавно считались несъедобными (например, целлюлозу). Лишь с 25 декабря 1941 г. появилась возможность несколько увеличить нормы выдачи хлеба ленинградцам – до 500, 300 и 200 г, соответственно. А с 24 января 1942 г. в результате очередного повышения хлебные нормы составили 575, 400 и 250 г. При этом во второй половине ноября 1941 г. - январе 1942 г. хлеба часто не хватало. В этот период продовольственная карточка отоваривалась полностью только через столовые.[395]

Одним из важнейших факторов формирования системы нормированного снабжения стало то, что в начале войны население и армия получали продовольствие (прежде всего, хлеб) главным образом из государственных резервов, созданных в довоенные годы. Ради пополнения государственных резервов еще в 1939-1940 гг. были существенно сокращены рыночные фонды, а 30 июня 1941 г. правительство утвердило мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г., в соответствии с которым в очередной раз на 12% сокращались рыночные фонды продовольственных товаров. Неудачи первого периода войны (немецкие войска заняли в 1941 г. районы, дававшие до войны более 40% зерна) привели к тому, что к концу 1942 года государственный фонд хлеба составлял всего 57% по сравнению с 1940 г., а по карточкам продавалось не более половины этого фонда.[396]

Государственным снабжением хлебом обеспечивались три большие группы потребителей: 1) население городов и рабочих поселков; 2) работники предприятий основных отраслей промышленности (военной, топливной, металлургической, энергетической, железнодорожного и водного транспорта), находящихся в сельской местности; 3) часть сельского населения, не связанного с сельским хозяйством (учителя, врачи и другие специалисты).

Материалы расположенной ниже таблицы № 1 содержат данные ЦСУ СССР о численности населения, состоявшего на государственном снабжении хлебом в 1942-1947 гг. (в тыс. чел.)[397]

Таблица № 1

  1942 г 1943 г 1944 г 1945 г 1946 г. 1947 г
  декабрь декабрь декабрь декабрь сентябрь декабрь декабрь
Все население, снабжаемое хлебом 61 778 67 711 73 999 80 586 87 800 59 055 62 846
I. По городским нормам 40 961 43 188 48 373 53 817 59 837 55 057 56 282
По карточкам В том числе 38 901 41 830 47 198 52 818 58 834 54 108 55 285
Работающие 18 744 20 333 23 930 26 119 28 204 29 189 29 646
Иждивенцы 9 864 10 370 11 300 12 327 13 414 8 279 8 132
Дети 10 293 11 127 11 968 14 372 17 216 16 640 17 507
В закрытых учреждениях и в порядке котлового довольствия* В том числе 2 060 1 358 1 175   1 003    
Участвовавшие в строительстве оборонительных сооружений и восстановительных работах             -
Находившиеся в детских домах, домах инвалидов и других закрытых учреждениях (Госснаб)   1 172 1 168        
II. По сельским нормам 20 817 24 523 25 626 26 769 27 963 3 998 6 564
По нормам, установленным местными Советами 17 778 15 800 17 021 18 950 20 119 - -
По нормам, установленным централизованно - 7 139 7 826 7 549 7 707 - -
Остальное население сельских местностей, снабжаемое хлебом 3 039 1 584       - -

* Включая учащихся ФЗО и РУ, находившихся на котловом довольствии в 1942 г- 802 тыс., а в 1943 г. - 54 тыс. В последующие годы учащиеся ФЗО и РУ снабжались хлебом по карточкам.

Снабжение хлебом по сравнению с другими продуктами имело существенные особенности. Во-первых, хлебом по карточкам снабжалось все население всех без исключения городов и рабочих поселков, тогда как на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия карточная система была введена не во всех городах. Во-вторых, в отличие от всех остальных продуктов хлебная норма была не месячной, а дневной. В-третьих, хлеб не заменялся другими продуктами. В этом отношении снабжение хлебом отличалось от снабжения другими продуктами питания, которые нередко выдавались некоторым категориям городского населения в виде заменителей. Наконец, карточные нормы хлеба были дифференцированы меньше, чем других продуктов питания, и в дополнительных видах снабжения хлеб также занимал меньшее место.

Переход к карточной системе занял период июля-октября 1941 г. В первую очередь, постановлением Совнаркома СССР № 1882 от 18 июля 1941 г. карточная система снабжения хлебом и продовольственными товарами (мясо, рыба, жиры, крупа и макаронные изделия) была введена для всего населения Москвы и Ленинграда, а также в ряде городов Московской и Ленинградской областей: Волхова, Егорьевска, Загорска, Клина, Коломны, Колпино, Кронштадта, Люблино, Ногинска, Орехово-Зуево, Павлова-Посада, Перово, Петродворца, Подольска, Пушкина, Серпухова, Сестрорецка, Солнечногорска, Шлиссельбурга, Щелково и Электростали. Также нормированное снабжение распространялось на 11 пригородных районов Московской области (Балашихинский, Воскресенский, Красногорский, Краснополянский, Кунцевский, Ленинский, Мытищинский, Пушкинский, Раменский, Ухтомский и Химкинский) и 6 пригородных районов Ленинградской области (Всеволжский, Красносельский, Мгинский, Ораниенбаумский, Павловский (Слуцкий) и Парголовский).

С 1 сентября 1941 г. нормированное снабжение хлебом, сахаром и кондитерскими изделиями было введено уже в 197 городах, рабочих поселках и поселках городского типа, а также во всех городах и рабочих поселках Донбасса, Свердловской, Челябинской, Тульской и ряда других областей. В течение сентября-октября оно было введено: во всех городских поселениях Крымской АССР; в ряде городов и рабочих поселков Казахской СССР, Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской, Татарской и Чувашской АССР, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Калининской и Новосибирской областей, а также Красноярского и Орджоникидзевского краев. К 10 ноября 1941 г. карточная система охватила практически все городские поселения страны.

Кроме того, приказами Наркомата торговли СССР в сентябре-октябре 1941 г. предусматривалось создание сети магазинов для торговли хлебом по повышенным ценам без карточек в некоторых городах и поселках Крымской и Дагестанской АССР, Архангельской, Воронежской, Ивановской, Калининской, Молотовской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Челябинской и Чкаловской областей.

На гарантированное хлебное снабжение были приняты также рабочие, ИТР, служащие (и их дети) предприятий тяжелой, оборонной промышленности и транспорта, расположенных вне пунктов, где были введены карточки. Помимо того, в сельской местности для населения, не связанного с сельским хозяйством, и эвакуированных городских жителей выделялись централизованные фонды хлеба и некоторых других продовольственных товаров. При этом для сельской интеллигенции (учителей, медработников, педагогического персонала детских внешкольных учреждений, агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей и фельдшеров, гидротехников и др.), а также для инвалидов Отечественной войны были централизованно установлены гарантированные нормы снабжения хлебом. Хотя для сельской интеллигенции, проживающей в отдаленных населенных пунктах, где не было хлебопекарен, взамен хлеба выдавалась мука.

Другие группы сельского населения, не связанные с сельским хозяйством, получали хлеб по нормам, определяемым на местах (вначале районными, а потом областными исполкомами и совнаркомами автономных республик), но не выше норм, установленных для соответствующих групп в городах. Продовольственные карточки в сельских местностях не вводились, хлеб и другие продовольственные товары отпускались по талонам и спискам. Печатание и рассылка талонов на продажу хлеба, продовольственных и промышленных товаров в сельской местности производились райисполкомами, а с марта 1944 г. – республиканскими, краевыми и областными потребсоюзами.[398] Талоны на хлеб в сельской местности выдавались на один месяц или 15 дней. Продажа хлеба производилась ежедневно или на несколько дней вперед. Работникам железнодорожного и водного транспорта, а также связи, постоянно находившимся в движении выдавалась единая транспортная карточка, по которой продажа хлеба и других продуктов и отпуск питания производились во всех пунктах СССР. Лица, выезжавшие в служебные командировки, получали на это время рейсовую карточку (взамен городской), по которой отпускались продукты (включая хлеб) и питание на станциях железных дорог, пристанях и во всех городах.[399]

В результате в 1942 г. в городах страны хлебные карточки получили около 40 млн. чел., а к концу войны численность гражданского населения, принятого государством на снабжение хлебом, составила, по разным данным, от 76, 8 до 80, 6 млн. И это, несмотря на то, что, начиная с 1943 г. и до отмены карточек, правительство постоянно сокращало контингент населения, состоявший на карточном снабжении, и урезало нормы снабжения хлебом. Начиная с 1944 г. это «компенсировалось» ростом государственного снабжения населения картофелем, крупой и макаронными изделиями.

Сокращение контингента, находившегося на карточном снабжении, ускоренными темпами началось только после войны, особенно в условиях голода. Численность снабжаемых хлебом к концу III квартала 1946 г. достигла 87, 8 млн. чел. против 77, 1 млн. на январь 1945 г. В связи с неурожаем было принято решение с 1 октября 1946 г. сократить контингенты снабжаемого населения, проживающего в сельской местности, снять с пайкового снабжения хлебом в городах и рабочих поселках часть неработающих взрослых иждивенцев (не подлежали снятию учащиеся и лица, связанные с уходом за малолетними детьми) и некоторое уменьшение нормы выдачи хлеба по карточкам остальным иждивенцам. В целом контингенты населения, снабжаемого хлебом, были ограничены 60 млн. чел. Пришлось сократить фонды коммерческой торговли хлебом, запретить отпуск хлеба и крупы по всем видам дополнительного питания, сократить расход зерна на промышленную переработку, расход хлеба для внерыночных потребителей и т.п. Подобный «режим экономии», прежде всего, коснулся восточных регионов страны. В октябре 1946 г. были приняты дополнительные меры по экономии хлеба: дополнительно сокращен фонд коммерческой торговли хлебом и крупой, уменьшена выработка сортовой муки, сокращены нормы хлеба по отовариванию хлопка и сельхозсырья. С октября 1946 г. с централизованного снабжения хлебом сняли 71 тыс. жителей Бурят-Монгольской АССР. С сентября по декабрь 1946 г. в Красноярском крае с централизованного снабжения хлебом было снято 648524 человека, или 50% получавших до этого хлеб по карточкам. В сентябре 1946 г. более чем в 6 раз был сокращен контингент сельского населения Иркутской области, снабжаемый хлебом по карточкам - с 251, 4 тыс. до 40 тыс. С 1 ноября контингенты снабжаемого хлебом населения утверждались Советом министров СССР ежемесячно по регионам и нормам потребления. Только в конце 1946 г. по решению правительства контингенты населения, снабжаемого хлебом, были увеличены на 2 млн. чел., главным образом по районам, пострадавшим от засухи. Общий контингент снабжаемого хлебом населения в 1947 г. составил 63 млн. чел.[400]

Период 1941-1943 гг. можно выделить в качестве отдельного этапа функционирования карточной системы. С одной стороны, это обусловлено изменением законодательной базы. Приказом Наркомата торговли СССР № 380 от 13 ноября 1942 г. «Об упорядочении карточной системы на хлеб, некоторые продовольственные и промышленные товары» с 1 января 1943 г. вводились единые формы карточек на нормированные товары и платные (5 копеек) стандартные справки на получение этих карточек. Карточки имели условные обозначения категорий и групп снабжения, наименование республики, края, области, города, с указанием года и месяца, на который выдана карточка на хлеб и продовольственные товары. Лицам, получавшим карточки после 1-го числа или за неполный месяц, предусматривалась выдача опять же платных (5 копеек за талон) однодневных или пятидневных талонов на хлеб и продовольственные товары. Приказ также предусматривал предоставление наркомам торговли республик и заведующим областными (краевыми) торговыми отделами права «производить прикрепление населения к магазинам для получения хлеба и продовольственных товаров по карточкам, когда по условиям снабжения и состоянию торговой сети это является целесообразным». Купить хлеб и другие продукты теперь можно было только в том магазине, где были прикреплены соответствующие карточки. При всех плюсах, прикрепление порождало у работников торговли нездоровые настроения: если покупатель прикреплен, то возьмет то, что есть. Хотя в некоторых случаях порядок обязательного прикрепления нарушался. Например, в Ленинграде после снятия блокады Ленглавресторан перевел 40 столовых на отпуск питания по карточкам, но без прикрепления.

Что касалось лиц, не работавших по найму, если они проживали в домах частных владельцев, а также отпускников из Красной Армии, ВМФ и войск НКВД, то им выдача карточек производилась непосредственно через городские или районные бюро продовольственных и промтоварных карточек. В связи с изданием данного приказа считались утратившими силу многочисленные приказы Наркомторга СССР.[401] С другой стороны, именно в это время сложились основные принципы нормированного снабжения. Нормы продовольственного снабжения населения по группам и категориям определялись не только в зависимости от характера выполняемой работы, возраста «и других факторов, влияющих на физиологическую потребность организма», но и с учетом значения этой работы для народного хозяйства, обороны и Советского государства. В соответствии с этим было установлено 4 группы населения: рабочие и приравненные к ним; служащие и приравненные к ним; иждивенцы и приравненные к ним; дети до 12 лет.

Служащие в городах и рабочих поселках, или работающие в сельской местности на предприятиях, переведенных на гарантированные нормы снабжения, обеспечивались хлебом с начала карточной системы до 21 ноября 1943 г. по двум категориям – по 1-й – 500 г в день и по 2-й – 400 г. В соответствии с постановлением СНК СССР от 15 ноября 1943 г. за № 1263-379-с все служащие стали обеспечиваться хлебом по единой норме – 400 г в день. Однако для служащих ведущих отраслей промышленности с 21 ноября 1943 г. были установлены более высокие нормы снабжения хлебом. Так служащие угольной, оборонной промышленности и металлургии, железнодорожного и водного транспорта снабжались хлебом по норме 450 г в день. А служащим черной металлургии была восстановлена норма хлеба 500 г. Кроме того, в соответствии с решением правительства от 21 июля 1947 г. служащие организаций и предприятий Калининградской области снабжались по норме 500 г в день. Служащие Москвы обеспечивались хлебом по норме 450 г в день, а в Ленинграде и районах Крайнего Севера – 500 г.

Иждивенцы в городах и рабочих поселках обеспечивались хлебом с начала карточной системы до 21 ноября 1943 г. по норме 400 г в день. В соответствии с постановлением СНК СССР от 15 ноября 1943 г. № 1263-379с иждивенцам в городах и рабочих поселках была установлена норма хлеба 300 г в день. В связи с засухой 1946 г. постановлением Совмина СССР и ЦК ВКП(б) норма хлеба иждивенцам была снижена до 250 г во всех городах и рабочих поселках и даже в районах Крайнего Севера. В течение 1942-1946 гг. отдельными постановлениями правительства были сняты с государственного снабжения гарантированными продовольственными товарами (в том числе хлебом) трудоспособные, но неработающие иждивенцы, подлежащие мобилизации на производство. То есть гарантированное снабжение главным образом касалось нетрудоспособных иждивенцев - престарелых, женщин, имеющих маленьких детей, инвалидов и т.п. Однако в Читинской области карточки на хлеб всему населению выдавались по постановлению Совнаркома СССР от 9 ноября 1942 г. № 1800-846-с (норма Крайнего Севера) только на территории Джелтулакского, Каларского, Тунгиро-Олекминского (Тупинского), Тюкжинского и Зейско-Учурского районов.

Что касается рабочих и инженерно-технических работников, то для них в наибольшей степени проявлялся принцип дифференцированного снабжения. На заметные изменения в советской экономической системе обратил внимание Дж. Хоскинг, показавший, как война ускорила процесс «обособления рабочей аристократии», так как кадровые рабочие получали более высокую зарплату и более полновесные пайки.[402] Во-первых, в основу распределения продовольствия (в том числе и хлеба) был положен принцип обеспечения повышенного потребления за ударный труд. Рабочие и ИТР лесной, торфяной и рыбной промышленности, непосредственно занятые на лесозаготовках, лесосплаве, торфоразработках и в предприятиях рыбной промышленности, для которых не были установлены нормы выработки, снабжались хлебом, в период сезонных работ, по первой категории. Учитывая сезонный характер производства, – в рыбной промышленности (в период массового лова и уборки рыбы), лесной (при заготовках и вывозе древесины), и на заготовке и сушке торфа – в целях стимулирования производительности труда и ускорения работ снабжение дифференцировалось в зависимости от выработки. Например, рабочие, перевыполняющие нормы выработки, получали на 100 г хлеба в день больше выполняющих нормы, а не выполняющие – на 100 г меньше.

Кроме того, не ограничиваясь установлением преимущественных основных норм снабжения продовольственными товарами, правительство для стимулирования производительности труда ввело дополнительные виды питания сверх основных пайков. Например, рабочие, выполняющие и перевыполняющие нормы выработки, с мая 1942 г. дополнительно получали второе горячее питание, к которому отпускался дополнительно, сверх карточек, хлеб по 100 или 200 г на человека в зависимости от характера производства. К концу 1942 г. в целом по стране вторым горячим питанием было охвачено 0, 6 млн. человек, к концу 1943 г. - почти 3 млн., а в начале 1945 г. - около 6 млн., то есть 60-70% рабочих основного производства ведущих отраслей. Данные официальной свидетельствуют, что различные виды дополнительного питания, являвшиеся важным элементом дифференцированного распределения, стали занимать заметное место в общем балансе продовольственного снабжения населения с 1943 г.

Сложившееся к началу 1942 г. тяжелое положение на железнодорожном транспорте заставило улучшить условия снабжения транспортников. Машинисты и их помощники, кочегары и кондукторы, вагонные мастера и начальники кольцевых маршрутов стали дополнительно получать в период нахождения в пути определенное количество хлеба, колбасы и сахара. Впоследствии подобные пайки (но с меньшим количеством хлеба) на время нахождения в пути были установлены и для вагонных поездных бригад. Дополнительное питание в пути получал также плавсостав морских и речных судов.[403]

Одновременно с осени 1942 г., в целях ликвидации уравнительности и укрепления трудовой дисциплины администрация предприятий получила право снижать нормы лицам, трудившимся недобросовестно. Постановление правительства от 18 октября 1942 г. № 1709 предусматривало, что рабочим, совершившим прогул и по приговору отбывающим наказание в порядке исправительно-трудовых работ на данном предприятии, на это время снижается норма отпуска хлеба: для получающих 800 г и более – на 200 г, для остальных – на 100 г. Например, на ряде заводов Омска в цехах два раза в месяц производилась перерегистрация карточек, в ходе которой работникам, нарушившим трудовую дисциплину, снижалась норма выдачи хлеба на 200 г. В ноябре - первой декаде декабря 1942 г. на 17 омских предприятиях такая мера была применена к 1280 чел.[404] Но директорам предприятий предоставлялось право восстанавливать отпуск хлеба по полной норме тем, кто в течение месяца добросовестно относился к работе и выполнял нормы выработки.

Во-вторых, предусматривалось продовольственное снабжение по более высоким нормам решающих для нужд фронта отраслей. Рабочие, ИТР и лица, отнесенные отдельными постановлениями правительства к группе рабочих, обеспечивались в городах и рабочих поселках в основном по двум категориям - первой и второй. Карточки 1-й категории на хлеб и сахар получали только работавшие непосредственно на фабриках, заводах, шахтах, рудниках, приисках и стройках. Тогда как работники подсобных и обслуживающих предприятий этих же отраслей получали карточки 2-й категории.

До 21 ноября 1943 г. норма хлеба по первой категории была 800 г в день, а по второй – 600 г. В районах, отнесенных к Крайнему Северу, все рабочие и ИТР снабжались хлебом по норме 800 г в день. Хотя следует уточнить. Для работников таких крупных промышленных организаций, как Дальстрой, Норильскстрой, Главсевморпуть, приказом Наркомторга СССР были установлены повышенные нормы отоваривания продуктовых карточек, но хлебные нормы оставались прежними. Тогда как для работников Дальстроя и Главсевморпути, работающих на островах северных морей, побережье Ледовитого океана, Беринговом проливе и в бассейнах рек Яна и Анабара, были установлены более высокие нормы отпуска хлеба по карточкам – 800 г в день.

Засуха 1943 г. вызвала необходимость экономии хлебных ресурсов, поэтому правительство установило сниженные нормы хлеба для первой категории (600 г) и для второй (500 г). Для рабочих в районах Крайнего Севера была также установлена сниженная норма в 700 г. Во второй половине 1945 г., учитывая особое положение на Дальнем Востоке, рабочим и ИТР ряда дальневосточных областей, краев и республик (Читинской области, Хабаровского и Приморского краев и Бурят-Монгольской АССР) были восстановлены нормы снабжения хлебом, действовавшие до 21 ноября 1943 г., то есть первая категория по 800 г и вторая - по 600 г., а в Якутской АССР и в районах Читинской области, Хабаровского и Приморского краев, отнесенных к Крайнему Северу, для всех рабочих и ИТР был установлена единая норма - 800 г в день.

Постановлением СНК СССР от 4 декабря 1941 г. № 2273-1028сс был установлен специальный перечень предприятий важнейших отраслей хозяйства, рабочие, ИТР и служащие которых были приняты на снабжение хлебом, сахаром и другими продовольственными товарами по гарантированным нормам по карточкам, независимо от местонахождения этих предприятий. В основном это постановление относилось к предприятиям авиационной, химической, танковой, угольной и нефтяной промышленности, электропромышленности, промышленности черной и цветной металлургии. Рабочим и ИТР предприятий этих ведущих отраслей народного хозяйства были установлены нормы снабжения хлебом выше, чем по первой категории. Так, рабочим и ИТР угольной и металлургической промышленности, а также рабочим основного производства важнейших оборонных предприятий и решающих портов (по списку, утвержденному Наркомторгом СССР) в 1943 г. была установлена норма хлеба 650-700 г в день. Снабжение хлебом выше, чем по первой категории, было установлено также и для рабочих и ИТР железнодорожного транспорта. Например, рабочие важнейших профессий и ИТР основных служб на решающих железнодорожных узлах и станциях, снабжались хлебом по норме 700 г в день, а работающие на важнейших железнодорожных узлах и станциях - 650 г.

В конце 1945 г. рабочим и ИТР предприятий черной металлургии и угольной промышленности были повсеместно восстановлены нормы снабжения хлебом по первой и второй категориям, действовавшие до 21 ноября 1943 г. (800 и 600 г). Кроме того, рабочим предприятий угольной промышленности, занятым на подземных работах, была повышена норма хлеба с 1000 до 1200 г. Норма хлеба с 1000 до 1200 г также была повышена для рабочих трубопрокатных заводов Министерства черной металлургии. Учитывая важность вопроса повышения добычи нефти, правительство увеличило норму снабжения хлебом с 1000 до 1200 г для 30 тыс. рабочих нефтяной промышленности, занятых на буровых работах. Повышение нормы снабжения хлебом было произведено также и рабочим предприятий рыбной промышленности, которым постановлением СНК СССР от 14 февраля 1946 г. № 369 была восстановлена норма снабжения хлебом по первой и второй категории (800 и 600 г в день).

Однако в местах, освобожденных от противника, все рабочие и ИТР ведущих отраслей промышленности (черной металлургии, угольной промышленности и т.д.) снабжались хлебом по общесоюзным нормам, рабочие и ИТР остальных отраслей народного хозяйства снабжались в этих районах по одной норме - 500 г в день. Отнесение к первой или второй категории по снабжению хлебом в районах, освобожденных от противника, не применялось.

В-третьих, при установлении норм учитывались условия труда. Так, самые высокие нормы основного снабжения продовольственными товарами были установлены для рабочих угольной забойной группы, занятых на подземных работах предприятий угольной промышленности. Так, рабочие и ИТР, занятые на подземных работах, в горячих и вредных цехах, получали по 1 кг хлеба в день. Кроме того, с июня 1943 г. были установлены холодные завтраки (100-200 г хлеба, 30-50 г сала, 10 г сахара) в Кузбассе для тех, кто обеспечивал определенный процент выполнения плана добычи угля и руды. Впоследствии такие завтраки получали подземные рабочие других угольных бассейнов, шахт и рудников цветной металлургии и рабочие ведущих профессий ряда предприятий черной металлургии.

Для работающих горячих и вредных цехов предприятий химической и оборонной промышленности, цветной металлургии и некоторых других отраслей правительство в 1943 г. сохранило нормы снабжения хлебом по 800 г в день и по 1000 г в пределах определенного количества хлебных пайков по этим нормам (лимита), установленного для каждого предприятия. Дополнительно было введено в дни работы специальное питание, в рацион которого входил, наряду с мясом, рыбой, крупой, сахаром, овощами и картофелем, белый хлеб.[405]

Данные ЦСУ о численности населения, снабжаемого в 1942-1947 гг. хлебом по городским нормам, не учитывают того, что значительная часть гражданского населения снабжалась продовольствием без карточек (по спискам, заборным книжкам, разовым талонам и др.), но, тем не менее, позволяют судить о дифференциации этого снабжения по отдельным категориям.[406]

Таблица № 2

Количество выданных продовольственных карточек (тысяч)

  1942 г 1943 г 1944 г 1945 г 1946 г. 1947 г
  декабрь декабрь декабрь декабрь сентябрь декабрь декабрь
Население, снабжаемое хлебом по карточкам 38 099 41 776 47 198 52 818 58 834 54 108 55 285
Рабочие 15 190 18 315 21 602 23 903 25 891 26 447 26 924
Повышенного снабжения     1 602 2 997 3 996 3 554 3 801
I категория снабжения 7 828 8 689 10 345 11 593 1 2541 13 306 13 315
II категория снабжения 7 187 8 839 9 655 9 313 9 354 9 587 9 808
Служащие 2 752 1 964 2 328 2 216 2 313 2 742 2 722
I категория снабжения              
II категория снабжения 1 759 1 349 1 703 1 563 1 626 1 927 1 994
Иждивенцы 9 864 10 370 11 300 12 327 13 414 8 279 8 132
Дети 10 293 11 127 11 968 14 372 17 216 16 640 17 507

В-четвертых, дополнительные виды питания были установлены также для руководящих и инженерно-технических работников предприятий, для руководящих работников партийных, советских и хозяйственных организаций, а также для ответственных работников и специалистов центрального аппарата. Указанной группе работников отпускались сверх основных пайков обеды и сухие пайки по специально установленным нормам. В соответствии с приказом Наркомторга СССР № 11 от 8 января 1943 г. ответственным работникам наркоматов и центральных учреждений в пределах установленных лимитов отпускались литерные обеды по нормам литер «А» и «Б» Постановлением Совнаркома СССР № 216-75 и приказом Наркомторга СССР № 119 от 16 марта 1943 г. для руководящих работников крупных промышленных предприятий (директоров и их заместителей, главных инженеров, начальников производств и парторганизаторов ЦК ВКП(б)) был введен отпуск обедов литер «Б», который включал 0, 2 кг хлеба в день. Подробнее о номенклатурном снабжении будет сказано ниже.

В-пятых, особое внимание уделялось снабжению детских и лечебных учреждений, детей, беременных женщин и кормящих матерей. Дети в городах и рабочих поселках обеспечивались хлебом с начала карточной системы по норме 400 г в день. В соответствии с постановлением СНК СССР от 15 ноября 1943 г. № 1263-379с норма хлеба детям до 15-летнего возраста и школьникам, независимо от возраста, была установлена в размере 300 г в день.

В-шестых, отдельно регламентировалось государственное снабжение интеллигенции - специалистов, работников науки и культуры, учителей и врачей. 2 июля 1942 г. приказом Наркомторга СССР № 170 контингент работников науки, литературы и искусства был расширен и уточнен. Этим приказом была введена выдача 200 г хлеба к обеду, сверх полагающейся нормы по хлебной карточке. Для обслуживания работников науки, литературы и искусства были организованы во всех крупных городах специальные магазины и столовые закрытого типа.

В-седьмых, большое внимание уделялось организации питания учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ, для которых было предусмотрено трехразовое рационное питание. Во всех школах городов и в рабочих поселках были введены завтраки, для которых без зачета по карточкам ежедневно, включая праздничные дни и дни каникул, отпускались 50 г хлеба и в дни занятий 10 г сахара к чаю в день на каждого школьника.

В-восьмых, приказом Наркомторга СССР № 170 от 2 июля 1942 г. был введен специальный порядок снабжения членов ВКП(б) со стажем до Октября 1917 года – персональных пенсионеров. Согласно этому приказу, старые большевики повсеместно были переведены на снабжение продовольственными товарами по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи. Кроме того, им отпускались обеды с тем же набором продуктов, без зачета талонов хлебных и продовольственных карточек. К обеду отпускалось 200 г хлеба в день. В августе 1943 г. в Москве было разрешено снабжать по приказу № 170 всех старых большевиков с дооктябрьским партстажем, независимо от того, являются они персональными пенсионерами или нет.

Такое централизованное и дифференцированное снабжение удовлетворяло далеко не всех. И основания для недовольства были. Экономист А.М. Загон в письме в ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1943 г. обращает внимание на неправильное, с его точки зрения, распределение карточек в Новосибирске, в Управлении Западно-Сибирского речного пароходства. Ряд инженеров пароходства, работавших как рядовые работники 8 часов в группе технической эксплуатации на учете работы флота и на производстве никогда не бывавших, получали карточки по 600 грамм хлеба. Тогда как работники, которые были тесно связаны c производством, работали по 18 часов в сутки и без выходных дней, получали по 400 грамм хлеба лишь только потому, что числились экономистами. Считая такие «принципиальные» установки чисто формальными и бюрократическими, автор письма полагал, что «в эту систему следует внести живой дух и предоставить право начальнику пароходства, директору завода или предприятия индивидуального подхода. Необходимо, мне кажется, установить «карточный фонд» каждому учреждению или предприятию, обязав распределять карточки в пределах этого фонда руководителя учреждения или предприятия».[407]

Помимо достаточно спорных критериев дифференцирования хлебного снабжения, на особенности нормированного снабжения влияла широкомасштабная эвакуация населения. В первые месяцы войны правительство разрешило отпускать по 500 г ежедневно на одного эвакуируемого, включая детей и иждивенцев. Но в условиях масштабной эвакуации, особенно в пути, нормы зачастую не соблюдались. Распространенными стали срывы в снабжении хлебом. С одной стороны, существовали объективные трудности. В 1941-1943 гг. в тыловых районах России было расселено 5514 тыс. человек (примерно половина эвакуированного населения СССР). Основная часть эвакуированного населения была размещена на Урале (1261, 2 тыс.), в Восточной Сибири (100, 6 тыс.), Западной Сибири (935, 7 тыс.), Поволжье (892 тыс.), в Ленинградской (176, 8 тыс.), Вологодской (168, 4 тыс.) и Пензенской областях (110 тыс.), в Мордовской АССР (68, 8 тыс.), Чувашской АССР (70, 4 тыс.) и других регионах. В результате в Сибири уже к началу 1942 г. на централизованном снабжении состояло 6, 7 млн. чел., в том числе свыше 2 млн. по повышенной рабочей группе. Массовое прибытие эвакуированных и переселенцев, резкое увеличение населения городов и промышленных центров (уже в 1942 г. на государственном нормированном снабжении хлебом находилось 61, 7 млн. чел.) сильно повлияло на организацию снабжения. Развернувшаяся с весны 1942 года целенаправленная работа по развитию подсобных хозяйств предприятий, коллективных и индивидуальных огородов имела существенное значение в получении дополнительных ресурсов картофеля и других овощей, но слабо влияла на решение хлебной проблемы. Рентабельность таких предприятий была крайне низкой, и поэтому, например, ни одна область Восточной Сибири не смогла полностью обеспечить продуктами питания рабочих предприятий за счет собственной продуктовой базы, как это требовали директивы Центра. Выполняя решение СНК СССР «О соблюдении строжайшей экономии хлеба» от 11 октября 1942 г., в Красноярском крае местные органы власти вообще запретили продажу хлеба по повышенным ценам, за исключением ресторанов. Забегая вперед, стоит отметить, что во второй половине 1940-х годов подсобные хозяйства предприятий обложили натуральными налогами, а в 1946-1947 гг. собранный в них урожай зерновых, за исключением семенного фонда, был полностью изъят в государственный фонд.[408]

Но с другой стороны, в фонде Н.А. Вознесенского сохранились материалы, в частности сообщение прокурора СССР В.М. Бочкова от 29 марта 1942 г. о фактах бездушно-бюрократического отношения к нуждам эвакуированного населения.[409] Документы местных архивов свидетельствуют, что нормированное снабжение в целом не обеспечивало потребностей городского населения в продуктах питания. Выделенные фонды никогда полностью по назначению не доходили. Например, в Новосибирской области в 1945 г. розничный товарооборот в расчете на одного человека составлял 65% к уровню 1940 г., а в Алтайском крае - 48%. В Восточной Сибири в период карточной системы, несмотря на жесткое лимитирование, планируемые продукты никогда полностью не поступали. Кроме того, значительная часть их уходила в сферу теневого перераспределения.[410] В Саратове, когда были затруднения с топливом для хлебопекарен, в течение нескольких дней не пекли хлеб, а хлебные карточки отоваривали мукой. Аналогичные факты, согласно документам, имели место в Уфе и некоторых других городах. Снабжение продовольствием для большинства населения городов сводилось в основном к отовариванию хлебом, да и тот можно было приобрести с трудом. Снабжение хлебом городского населения осуществлялось с перебоями, в результате чего население вынуждено было часами выстаивать в очередях. Более того, в Татарии летом 1942 г. в 11 исполкомах районных советов отмечалась задолженность по выдаче хлеба рабочим.[411]

Основной формой снабжения населения в годы войны стала система закрытого распределения. По решению советского правительства 19 февраля 1942 г. на предприятиях и на транспорте были образованы отделы рабочего снабжения (ОРСы) при заводоуправлениях, чья деятельность также существенно повлияла на функционирование системы нормированного снабжения. В 1942 г. в стране насчитывалось около 2000 ОРСов, в распоряжение которых были переданы многие магазины, столовые, различные сельскохозяйственные подсобные предприятия, в том числе более 550 совхозов и ферм. На 1 августа 1945 г. численность ОРСов достигла 7, 6 тысяч, через которые снабжалось 48% всех лиц, находившихся на централизованном снабжении. С 15 апреля 1944 г. была открыта коммерческая торговля, но за 1945 г. ее удельный вес в розничной торговле страны составил всего 9, 6%, а продуктов - еще меньше.[412]

Все функции по выдаче карточек, учету снабжаемых контингентов, контролю за отовариванием карточек и расходованием нормированных товаров были сосредоточены в Наркомторге СССР и его местных органах. Конечно, сложился аппарат, связанный с нормированным снабжением, не сразу. Раньше всего в начале войны были созданы бюро продовольственных и промышленных карточек, организованные при совнаркомах республик и исполкомах советов депутатов трудящихся. В состав городских и районных бюро включались 2 группы служащих: по выдаче карточек предприятиям, учреждениям, учебным заведениям, домоуправлениям и населению и группа контроля и проверки правильности выдачи карточки на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и домоуправлениях. Позднее, согласно распоряжению СНК СССР № 372 от 14 августа 1943 г., эти бюро были переданы наркомторгам республик, краевым, областным, городским и районным отделам республик. При этом организация работы по учету контингентов, представлению планов снабжения, организация печатания карточек и их рассылка нам места возлагались на республиканские (не имеющие областного деления), краевые, областные, а также на городские карточные бюро крупнейших городов (Москва, Ленинград, Свердловск и др.). На 1 января 1946 г. в 3100 бюро разных уровней работало свыше 14 тыс. человек, а по состоянию на 1 октября 1947 г. по союзу ССР насчитывалось 3203 карточных бюро с общей численностью 15663 чел. Непосредственно выдачей карточек населению на предприятиях, в учреждениях, домоуправлениях и организациях занималось около 400 тыс. человек. Примерно 20% этих уполномоченных занимались исключительно этой работой.

Хлебные карточки выдавались населению ежемесячно, а продажа хлеба по ним производилась по соответствующим талонам на каждый день в пределах установленной нормы. Разрешалась продажа хлеба на один день вперед, но по просроченным талонам хлеб не отпускался. Поскольку большинство пользовавшихся услугами столовых брало хлеб, то в хлебных карточках (как и для карточек на мясо, рыбу, жиры и крупу) вводились дробные талоны. Так, при норме отпуска на день 600 г хлеба имелось три талона: на 300, 200 и 100 грамм.

Для строжайшего контроля за контингентами, принимаемыми на снабжение, за правильностью выдачи карточек и их отовариванием, при наркоматах республик, краевых, областных, городских и районных отделах торговли, кроме бюро по выдаче карточек, в июле 1942 г. были организованы контрольно-учетные бюро (КУБы), также, как и бюро продовольственных и промышленных карточек, возглавляемые заместителями наркомов и заведующих отделами торговли. В 1946 г. в КУБах разных уровней работало около 12 тыс. человек. На городские и районные КУБы был возложен прием талонов и купонов продовольственных и промтоварных карточек от торговых предприятий. В свою очередь, в первые месяцы функционирования карточной системы примерно треть рабочего времени продавцов уходила на отрыв талонов, их наклейку и подсчет.

15 мая 1942 г. СНК СССР принял решение об организации в составе центрального аппарата Наркомторга СССР Отдела учета и контроля контингентов населения, снабжаемого нормированными товарами, который состоял из трех секторов: учета и контроля контингентов, карточной системы и контрольно-учетных бюро. 11 июля 1943 г. советское правительство своим распоряжением за № 13283р разрешило НКТ СССР реорганизовать Отдел контингентов в Управление по нормированному снабжению, структура которого состояла из трех Отделов (контингентов, карточной системы и контрольно-учетных бюро) с секторами и Секретариата. К концу 1947 г. Управление нормированного снабжения включало в себя уже 4 Отдела: контингентов, карточной системы, контрольно-учетных бюро и дополнительных видов снабжения.

Активное участие в работе по проверке правильности выдачи и учета карточек принимали постоянно действующие торговые комиссии местных советов депутатов, профсоюзный актив предприятий и учреждений, лавочные и столовые комиссии. В составе Наркомторга СССР было образовано Главное управление Госторгинспекции, а в республиках, краях и областях были учреждены должности главных государственных инспекторов по торговле. С 1942 г. при фабзавкомах предприятий, имевших ОРСы, стали организовываться комиссии по рабочему снабжению, которые избирались на общезаводских конференциях, а на цеховых или сменных собраниях выбирали общественных контролеров. Всего на предприятиях страны было избрано около 600 тыс. общественных контролеров.

Но, как говорится, «у семи нянек дитя без глаза». Очевидно влияние войны на эволюцию советской экономической системы, связанную с появлением «второй экономики»: полулегальной (использование полулегальных методов в интересах промышленного производства и т.п.), нелегальной экономики для себя (воровство у государства, взятки, самогоноварение) и нелегальной коммерческой экономики (подпольное производство, спекуляция, валютные операции и пр.). Вполне понятно, что сфера хлебного снабжения стала одной из наиболее привлекательных для нечистоплотных чиновников и работников торговли.

Сибирский историк А.В. Шалак вполне справедливо отмечает, что характер распределительных отношений общества определяют различные факторы, но, прежде всего, сложившаяся система экономических отношений и предпочтения политического режима. При этом чем меньше связь между производством и потреблением, тем сильнее влияние субъективного фактора, то есть предпочтений политического режима, на распределительные отношения. В такой системе объем власти и место в системе распределительных отношений начинают определять социальный статус различных групп населения. Еще в конце 1930-х гг., когда в очередной раз возникли трудности со снабжением населения продовольствием и товарами первой необходимости, правительство было вынуждено пойти на снижение норм продажи товаров в одни руки одновременно. Одновременно широко распространяются закрытые магазины, столовые и буфеты для местных руководящих кадров с превышением для них установленных норм продажи. Если перед войной закрытой торговлей был охвачен только самый верхний слой региональной номенклатуры, то вынужденный переход с началом войны к нормированному снабжению поставил руководящих работников всех уровней в чрезвычайно выгодные условия. В это время реальный жизненный уровень определялся не размером зарплаты, а нормой снабжения по карточкам. Распределением карточек и выделением по ним товаров и продуктов занимались местные органы власти, что резко повышало статус представителей властных структур.[413]

Уже с самого начала войны различные привилегии для номенклатурных работников быстро разрастаются. Это и второе горячее питание, обеды для руководящих работников по постановлению СНК СССР от 17 сентября 1942 г., литерные обеды (категорий «А», «Б» и «В») и сухие пайки по постановлению СНК СССР от 27 февраля 1943 г., усиленное диетическое питание, карточки на ужины и пр. Официальное установление СНК СССР 12 июля 1943 г. особого статуса руководящих работников в распределительных отношениях просто стало еще одним этапом процесса расширения номенклатурных привилегий. С 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал