![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология М.Я. Басова и др.)
В 20-е годы получили распространение поведенческие концепции: рефлексология и реактология Рефлексология В.М. Бехтерева. На основе экспериментальных работ по изучению вырабатываемых прижизненно двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых назвал соотносительной деятельностью. Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Психическая деятельность рассматривается как рефлекторная. Например, внимание – процесс сосредоточения, мышлении – символические рефлексы. Это понятие он стремился распространить на все отрасли психологии, в том числе и на детскую. Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную рефлексологию» Бехтерева (1921). Ее задачей было изучение проявления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью. Механицизм и энергетизм Бехтерева явились предметом критики, прежде всего в рамках состоявшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии (после которой рефлексология прекратила свое существование). Была отмечена положительная роль рефлексологии в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования психики и сознания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения. Реактология К.Н. Корнилова Ее задачей было исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители. Она может быть измерена объективна, но за внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция рассматривалась как единица поведения и понималась очень широко - как любое жизненное поведение, начиная от реакции простейших (такое понимание стирало различия между поведением простейших и более сложными формами поведения животных, и тем более человека). Жизнь рассматривалась как совокупность реакций, а каждая реакция как взаимосвязь организма со средой. Реакция есть трансформация энергии, и все психические процессы являются особым проявлением физической энергии - нервной. Был сформулирован принцип однополюсной траты энергии: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше энергии остается для двигательной реакции. Теоретическое значение полученных результатов аккумулировалось в положении: есть одна энергия - физическая. В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний механицизм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека и его психики. Реактологическая психология была оценена как антимарксистская концепция, имеющая свои корни в буржуазной философии и социологии, и что она некритично, без переработки перенесла чуждые буржуазные учения, методы и методики. Реактология критиковалась за отрыв теории от практики. В категориях поведения определял предмет психологии и М.Я. Басов (ученик Лазурского) Подвергнув критическому анализу существовавшие представления о предмете в психологии, он делает вывод о том, что предметом психологии является поведение, а методом - наблюдение. Единица поведения - акт, который представляет собой синтез стимула и реакции. Поведение состоит из системы актов. В изучении поведения ставил акцент не на внешних движениях, а на их внутреннем смысле (конфликт м/у произвольным и непроизвольным). Басов чтобы отграничить свой подход от рефлексологов вводит понятие Деятельность. Деятельность являвется субъективной. Т.е за всеми ее актами и механизмами стоит субъект – деятель в среде, т.е. человек активный. Именно к Басову восходят идеи деятельности в психологии.
|