![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы развития отечественной психологии
1 этап: 20-30-е гг. ХХ в. Послереволюционный период. Начинают появляться тоталитарные тенденции и ценность какой-либо теории определяется соответствием идеала марксизма-ленинизма. На психологию наибольшее влияние. Все в науке носит ярко идеологический характер. Новые прикладные дисциплины и направления в психологии. 1. Психотехника (Шпильрейн) – 1923 г. психотехническая лаборатория. Основное направление работы: профотбор, профориентация, исследования пропаганды. Шпильрейн расстрелян. (Платонов, Левитов Геллерштейн?) 2. Педология (Нечаев, Лазурский). Объект – ребенок. Возникла идея формирования человека (Блонски, Басов, Выготский). 3. Поведенческая школа: два направления: - рефлексология (Осипов, Уразов) - реактология (Блонский, Корнилов). В это время развивается и получает практическое принятие психоанализ. Резенталь – внедрение психоанализа в практику. Активно поддерживал Троцкий. В начале 30-х гг. был запрещен (гонения на Троцкого), вплоть до 60-х гг. В 1929 г. вышло постановление ЦК партии и было создано общество педологов-марксистов. 1932 г. Крупская организовывает дискуссию по проблемам педологии (по результатам дискуссии выходит ряд работ (Блонский – педология, Выготский – основы педологии, Басов – о некоторых задачах, предстоящих перестройке педологии). В 1933 г. – положен конец педологии. Перед психологией возникает основная проблема, как адаптировать марксизм к психологии. Две тенденции: 1) можно догматически взять марксизм и перенести его в психологию 2) творческая переработка идеи марксизма. На путях второго подхода в советской психологии созданы труда, которые положили основу методологии отечественной психологии (Ананьев, Басов, Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн, Узнадзе, Смирнов, Теплов, Зинченко). 1. Проблема материального субстрата психики и сенсорных процессов (Бехтерев, Павлов, Ананьев). 2. Анализ содержательных характеристик психики (школа Рубинштейн) 3. Изучение высших психических функций (Выготский). 4. Психологические исследования деятельности и генезиса психики (Леонтьев) 5. Проблема установки (Узнадзе). 6. Психология отношений (Лазурский, Мясищев). 7. Проблема психологии памяти (Зинченко, Смирнов) 8. Проблема индивидуальности (Теплов, Ананьев) С 38 по 40 г. – 160 научных работ. Основные научные достижения в 20-30-е гг.: 1. Психика стала рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи мозга. 2. Положения об эволюционно-стадиального характера развития психики. 3. Признание человека в качестве активного деятеля в окружающей среде 4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики.
2 этап: развитие психологии в годы ВОВ Основная задача: психологическое обеспечение нужд военного времени. Требования к психологическим исследованиям: прикладная направленность, существенное сокращение сроков исследование, открытость и доступность результатов для широкой жизни ученых и практиков. Основная проблематика исследований: 1. лечение травматических повреждений 2. диагностика травм черепа и мозга 3. травмы и инфекционных токсические заболевания периферической и центральной нервной системы 4. изучение посттравматических психических изменений Основные достижения психологии: 1. Разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций: - доказательства высокой пластичности нервной деятельности - был обоснован принцип системной, а не локальной представленности психических функций в коре головного мозга - доказательство того, что при выпадении определенного звена функциональной системы возможно не только перестройка внутри системы, но и замена выпавшего звена сохранным (Анохин, Бернштейн, Лурия) 2. Оформление нейропсихологии (Лурия) 3. Результаты Теплова по способностям (личностные качества бойца и командира). Ум полководца, Теплов – послужила началом исследованию по общим и специальным способностям. 4. Начинают проводиться исследования в области изучения психических процессов. В целом в этот период идеологические нападки на психологию значительно уменьшились, но после войны началась новая волна гонений на психологию. Самое верное – это учение Павлова. Были прекращены все исследования, которые вписывались в Павловское. В 1950 г. проводится сессия, посвященная работам Павлова. Основная задача: вскрыть недостатки, которые мешают работам Павлова. Было предложено удалить из психологии все субъективные методы и заменить психологические методы физиологическими. Основным направлением был поиск естественно-научных основ психологии и необходимо было решить проблему: избежать сведения психических и физиологических и не допустить обособления физического от психического. Итог: в психологии были более четко разработаны методологические основы науки, удалось отстоять самостоятельность психологии.
3 этап: вторая половина 60 – конец 80 гг. Очень спокойный с точки зрения идеологических и политических воздействий на психологию период. Контроль за наукой был не таким жестким, были созданы условия для поступательного развития психологии. Психология была активно включена в решение практических задач, расширяется проблемное поле психологических исследований, развивается комплексный подход в познании психики. Достижения в методологическом плане: 1. Разработка системы методологических принципов в психологии 2. Разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной науки. 3. Выявление и формулировка основных законов и закономерностей психической деятельности. 4. Систематизация и уточнение категориально-понятийного аппарата психологии. Основная научная проблематика: 1) Развитие исследований природных основ психики (Теплов, Небылицын). Последователи Раввин-Щербо, Русанов, Луревич, Лейтес, Голубева. 2) Разработка проблем познавательной деятельности человека: - изучение порога чувствительности (Забродин, Бородин) - проблема ощущений и их классификация (шк. Леонтьева) - формирование образа восприятия (Зинченко) - исследование мнемических процессов (Смирнов, Зинченко, Репнина, Середа) - изучение проблемного и творческого мышления (Тихомиров, Лук, Пономарев, Брушлинский) - изучение процесса решения задач (Тихомиров, Забродин) - проблема учебной деятельности и формирование умственных действий (Гальперин, Давыдов, Эльконин, Талызина) - разработка общепсихологических аспектов проблемы общения (Ломов) В этот период в психологии формируются различные отрасли психологии труда, инженерная, космическая психология. Внутри социальной психологии (политическая психология, этнопсихология, психология управления). Развиваются междисциплинарные связи и психология начинает разрабатывать проблемы на стыке различных областей знаний. Возникла проблема комплексного человекознания и проблема интеграции знаний из разных областей психологии. Одной из первых школ, которая решает эту проблему – школа Ананьева. В связи с возникновением множества школ и направлении появилась потребности в осмыслении и систематизации научных данных. В качестве обобщающего подхода в 80-х гг. выступил системный подход в школе Ломова. Существенно повышается статус психологии в этот период. 1971 г. – институт психологии РАН СССР 1972 г. – повсеместно открываются факультеты психологии (Киев, Харьков, Саратов) В 1980 г. начинает издаваться еще один журнал по психологи.
4 этап: 90-е гг. и современность Принципиально новая социальная среда. 1989 г. – устранение марксизма из психологии и усиление гуманистических тенденций. Психология превращается в науку, ориентированную на сегодняшние потребности. Мощный рывок в прикладной психологии. Тенденции прикладных исследований: 1. Принципиально иное распределение прикладных и фундаментальных разработок в пользу прикладных. 2. Выбор практической проблематики определяется сиюминутными экономическими и политическими задачами. Важная особенность: разрыв между прикладными и теоретическими изысканиями. С 1991 по 2001 г. методологическая работа была практически полностью прекращена. С 2002 г. возобновляется интерес к теоретическим основаниям, к методологии психологии и одновременно продолжаются мощные прикладные исследования. Брушлинский, Абульханова-Славская, Шадриков, Асмолов, Братусь.
|