Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальная психология А. Адлера.
Адлер отрицал положение Юнга и Фрейда о доминировании бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. С его точки зрения главная сила, которая определяет поведение и жизни человека, является чувство общности с людьми. Чувство общности стимулирует социальный контекст и ориентацию на других людей. Объединяло Адлера, Фрейда и Юнга: положение о том, что человек имеет внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности, но Адлер был единственным, кто считал, что важной тенденцией в развитии личности является стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Теория личности Адлера строится на основных положениях: 1) фиктивный динамизм – по мнению Адлера мотивы поступков человека определяются не опытом прошлого, а в большей степени надеждами на будущее. Конечная цель – это фикция, идеал, который нельзя реализовать, но это реальный стимул, который определяет стремление человека. Здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд. 2) стиль жизни – детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. 3) чувство общности (общественный интерес) – одно из трех врожденных бессознательных чувств, которые составляют структуру Я. Это стержень, которые держит всю конструкцию стиля жизни человека. Чувство общности – врожденная потенциальность, которая должна быть сознательно развита и если не развивается, то это является причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, прежде всего с матерью. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений человека о себе, о мире, и неадекватное представление препятствует личностному росту и провоцирует развитие системы. 4) творческое «Я» - сообщает жизненный смысл, оно творит цель жизни, средства ее достижения. Т.о., процессы формирования цели жизни и жизненного стиля – это акты творчества, которые придают личности уникальность, сознательность, возможность управлять своей судьбой. 5) чувство неполноценности и стремление к превосходству (врожденные бессознательные чувства). Механизм, помогающий развитию этих чувств – компенсация. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая компенсация (уход в болезнь).
Заслуга Адлера: теория стала антитезой Фрейдовской концепции личности, оказала влияние на гуманистическую психологию, установление реально существующих феноменов: чувства неполноценности и стремления его компенсировать.
|