Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика кризиса в психологии.
Кризис интроспективной психологии сознания связан с тремя причинами.
1. Запросы практики – психология сознания оказалась бессильной перед практическими задачами, которые выдвигало развитие капиталистического производства. Прикладные ответы давали не психологи, а социологи и экономисты (пр., Тейлор), а когда принялись за решение практических задач, стало понятна необходимость разработки объективных методов исследования. Альфред Бине (первая попытка) – создал тесты для выявления уровня развития интеллекта у детей. В качестве метода – объективный анализ продуктов или результатов решения различных задач. Результат исследования – выделение мыслительных типов: 1. Наблюдательный (объективный) 2. Фантазирующий (субъективный) Мыслительная деятельность – это качественно-своеобразный процесс, который не сводится к чувственной основе. Мышление может быть абсолютно не связано с речью. Практически вопрос: отбор умственно-отсталых детей во вспомогательные школы. Совместно с Симоном он создает тесты, которые представляют собой совокупность задач для определения умственного развития детей от трех лет (тесты Бине-Симона). Недостаток: развитие личности и мышления рассматривается через стадии созревания ребенка и игнорировалась идея о формирования и развитии умственных способностей. Достоинство: попытка приложения объективных методов к анализу психических функций человека.
2. В это время бурно развиваются исследования в области психиатрии (Франция). Они показали, что у человека существуют неосознаваемые психические явления. Область бессознательного была подвергнута клиническому и экспериментальному анализу. Исследования Жана Шарко: идея о бессознательном поведении человека. Под руководством Шарко начинают работать Пьер Жане и З. Фрейд. В 1889 г. выходит книга Жане «Психология автоматизации». В ней детально описывается поведение истероидных больных, которые правильно выполняли приказы экспериментатора, их действия носили разумный характер, но в то же время они совершенно не осознавали свои действия. З. Фрейд начинает разрабатывать свою психоаналитическую теорию (на том же материале, около 1900 г.). Результат: психология не может быть только наукой о сознании.
3. Появление под влиянием эволюционной теории Дарвина исследований по изучению психики животных и ребенка. В. Прейер, Морган, Торндайк.
Эти причины определили возникновение пяти новых школ. Главная проблема: вопрос о соотношении психики и поведения: 1. Функциональная психология 2. Гормическая психологическая Макдаугала 3. Объективная психология Анри Пьерона 4. Психоанализ Фрейда 5. Бихевиоризм
|